Почему в США слишком дорогие лекарства
Президент США Дональд Трамп недавно представил программу, цель которой — снижение цен на медикаменты, в особенности на те, что выдают только по рецепту. Лидер США возмущен тем, что фармацевтические компании устанавливают невероятные цены просто потому, что могут.
Издание RTVI рассказало о том, почему у фармацевтический компаний практически нет ограничений при установлении цен на свою продукцию.
Фармацевт Рейчл Раентович призналась, что стоимость лекарств в Америке постоянно растет.
«Новые лекарства — дороже, дороже, дороже. Есть лекарство от Гепатита С, его доза для 3-месячного курса обойдется около ста тысяч долларов», — рассказала фармацевт.
Звучит внушительно, но это вовсе не предел. Например, годовой курс нового препарата от рака, разрешенного в Америке совсем недавно, обойдется пациенту в $156 тысяч. А лекарство от мышечной дистрофии — в $300 тысяч. Самым дорогим препаратом в мире признан Soliris — $409,5 тысяч в год. Он помогает страдающим от редкого расстройства иммунной системы. Таковых в Америке 8 тысяч человек. Без лекарства врачи дают им не больше 10 лет жизни. Вопросом о том, смогут ли эти больные платить за заветную инъекцию $35 тысяч месяц, производитель не обеспокоен. Ведь для Soliris альтернативы нет, а государство вмешаться не может — цены американские власти не контролируют.
«В Европе — намного дешевле, потому что цена на лекарства контролируются государством. Здесь такого контроля нет», — сказала Раентович.
«В некоторых случаях таблетки, которые стоят за рубежом пару долларов, в Америке — та же самая таблетка, с тем же составом, в той же упаковке, изготовленная на том же заводе, — стоит сотни долларов. Это нечестно, это возмутительно и такого не должно быть!», — считает Трамп.
И президент не преувеличивает — американские лекарства действительно могут стоить дешевле за пределами Америки, потому что попадают под законы стран, куда их экспортируют.
Джонатан Йигли из Пенсильвании раз в три месяца преодолевает сотни километров до Канады и обратно, чтобы сэкономить на лекарстве для сына. За границей оно стоит в три раза дешевле.
«Вот она, моя контрабанда. В Канаде это стоит $1 266, а в США — $3 808. Mission accomplished», — рассказал Йигли.
Мужчина был бы рад, если бы Трамп разобрался с ценами, но до этого хозяину Белого дома придется каким-то образом уладить вопросы с мощным фармацевтическим лобби в Вашингтоне.
Цена любой таблетки начинается с расчета средств, потраченных на разработку формулы, исследования, клинические испытания, лоббирование в вашингтонском госагентстве, раздающем патенты, затем производство рекламы и продвижение в СМИ, плюс возможные судебные издержки.
Из каждых десяти тысяч синтезированных препаратов лишь один доводится до уровня коммерческой реализации. На это уходит около 10 лет работы и в среднем $2,5 миллиарда. И вот когда новый препарат прошел путь от пробирки до аптеки, получивший патент производитель становится фактически монополистом по его выпуску и устанавливает цены на свое усмотрение. Иногда это похоже на грабеж среди бела дня. Хотя, казалось бы, фармацевтические компании, как и врачи, должны людей спасать, а не убивать неподъемными ценами.
Наиболее известный пример — дело Turing Pharmaceuticals. Купив права на лекарство Daraprim — оно применяется в лечении паразитической инфекции и среди прочего назначается пациентам с ВИЧ — компания на следующий же день повысила стоимость препарата на 4000%: с $18 до $750 за таблетку. Такая наглость возмутила всю страну, и под давлением общественности Turing снизила цену — но только до $375. В Великобритании такое же лекарство, хоть и от другой компании, стоит всего лишь 60 центов. В Америке такой же дешевой альтернативы этому лекарству или, как здесь это называют, generic — нет.
При головной боли многие американцы принимают Advil. В его телевизионной рекламе утверждают, что это самое быстрое и эффективное средство от головной боли. Но оказывается, что, поддавшись на рекламу, люди переплачивают огромные суммы. Дорогой Advil на самом деле — обыкновенный Ибупрофен, который и стоит рядом, на одной полке, но стоит в два раза дешевле. Это у фармацевтов называется generic — дешевый аналог запатентованного лекарства.
По словам врачей, никакой разницы между запатентованным лекарством и его более дешевым “братом” обычно нет.
«Ингредиенты должны совпадать. Бывает, конечно, что говорят, что я хочу brand, потому что generic я пробовала и мне не помогает. Но для врача не играет никакой роли — это ибупрофен или это advil», — пояснил врач Борис Рипа.
Однако далеко не у всех медикаментов есть такой аналог. Патенты в Америке могут держаться от 5 до 12 лет. И только по истечении этого срока состав препарата становится доступен для массового производства более дешевого generic. Сокращение срока патента было бы выгодно покупателям, но не производителям: в момент выхода в продажу generic, брендовое лекарство теряет 80% продаж.
«Америка — это то место, где мы пытаемся сохранять баланс между финансированием исследований и разработкой новых лекарств, и при этом сдерживать натиск более дешевых конкурентов», — пояснил Чип Дэйвис, представитель фармацевтической компании.
Поэтому интересы фармацевтических гигантов на Капитолийском холме представляет мощное лобби — по силе влияния его сравнивают с оружейным. За последние 10 лет на продвижение интересов производителей лекарств было потрачено больше $2 миллиардов. Инвестиции себя оправдали: 15 раз в Конгресс вносили законопроекты о снижении цен на лекарства, но ни один из них даже не попал на слушания профильных комитетов.
Теперь за дело взялся Дональд Трамп, но пока неясно, чем закончится дело.
Читайте также на ForumDaily:
Одним уколом: что и как лечат в США при помощи генной терапии
10 американских лекарств, которые выписывают по рецепту, признаны опасными
Где покупать доступные лекарства в США
Обзор русских интернет-магазинов в Америке
Подписывайтесь на ForumDaily в Google NewsХотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» — и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе.