Знаменитые еврейские вундеркинды
Для начала процитирую доктора психологических наук Дмитрия Ушакова, который в статье ‘’Откуда берутся и куда деваются вундеркинды’’ (газета ‘’Школьный психолог’’ №18/2008) пишет: «Сначала определимся с терминами. Вундеркинд отличается от одарённого или высокоодарённого ребёнка отнюдь не степенью одарённости.
Если одарённость — это потенциал, способность в дальнейшем стать талантливым взрослым, то вундеркинд не только обладает потенциалом, но и демонстрирует в раннем возрасте выдающиеся достижения. В этом смысле талант, которым обладают вундеркинды, может быть назван инфантильным. Трагическое разочарование ждало многих вундеркиндов, которые не смогли развить в себе вторичный взрослый талант». Статистика показывает, что только 3-5% вундеркиндов становятся взрослыми знаменитостями.
В США вундеркиндов обычно выявляют по очень высоким результатам интеллектуальных тестов IQ. Средний уровень 100 баллов, признак одарённости 130, особая одарённость — свыше 170. Одарёнными обычно признаются 5-7% детей, особо одарёнными около 2%. Один из самых высоких в мире IQ 210 принадлежал корейскому вундеркинду Ким Унг-Йонгу, который в 4 года умел читать на японском, корейском, немецком и английском языках. В возрасте от 3 до 6 лет был студентом университета, в возрасте 7 лет получил приглашение на работу в НАСА и в 15 лет стал доктором физических наук.
В списке вундеркиндов, который можно прочитать на сайте Википедии, можно встретить много еврейских имён, среди которых представляет несомненный интерес с точки зрения сравнения, судьба Норберта Винера и Вильяма Сидиса. Последнее имя сейчас мало кому известно, но в начале 20 века это был самый знаменитый в США вундеркинд, которого считали гением. Его родители бежали из России спасаясь от погромов. Отец Борис Сидис преподавал психологию в Гарварде и хотел сделать сына выдающимся гением с помощью собственных методов образования, которые он изложил в книге ‘’Обыватель и гений’’. Вильям научился писать к концу первого года жизни, читал газету «Нью-Йорк Таймс» в возрасте 1,5 года, в 4 прочёл Гомера в оригинале, в 6 изучил аристотельскую логику, между 4 и 8 годами написал 4 книги, включая монографию по анатомии, к 8 годам знал 6 языков, поступил в Гарвард в 11 лет и вскоре уже читал лекции в математическом клубе Гарварда, который он окончил в 16 лет. Однако в своей взрослой жизни, несмотря на свои исключительные способности и свободное знание 40 языков, он оказался эксцентричным гением с экзотическими интересами: работал простым бухгалтером, не общался с женщинами, собирал железнодорожные билеты, о которых написал целый трактат, был социально пассивен, прятался от журналистов.
В то самое время, когда Сидис учился в Гарварде, там учился и Норберт Винер, ещё один вундеркинд, ставший впоследствии выдающимся учёным, основоположником кибернетики и теории искусственного интеллекта. Его отец Лео Винер, как и отец Сидиса, эмигрировал из России и преподавал в Гарварде. В своей книге ‘’Бывший вундеркинд’’ Норберт Винер так описывает жёсткие воспитательные методы отца: ‘’Он требовал не только точных знаний, но и безусловного умения их применять. Поэтому с тех пор как я вышел из младенческого возраста, я не помню такого времени, когда мог бы жить спокойно, радуясь достигнутым успехам». Под руководством отца Норберт в 7 лет читал Дарвина и Данте (написав о первом научный трактат), в 11 окончил среднюю школу, в 14 стал бакалавром, в 18 доктором в Гарварде и с 19 преподавал математику в MIT.
Выдающиеся способности у детей чаще проявляются в тех областях, где не требуется социальный опыт: математика, музыка, шахматы, компьютеры. Много примеров, когда дети обладали феноменальными способностями к счёту — вундеркинды, у которых голова работала как калькулятор. Большинство из них не добились во взрослой жизни творческих успехов. Однако есть и другие примеры. Джон фон Нейман, потрясающий научный ум 20 века (кстати, так называлась моя статья о нём в «Форуме»), ставший пионером в разработках современного компьютера, теории игр, атомного оружия, внёсший огромный вклад в квантовую механику, различные разделы математики, гидродинамику и теорию взрывов, метеорологию и экономику, компьютерную науку, был вундеркиндом с малых лет. В 6 он перемножал и делил 8-значные цифры, в 8 знал основы высшей математики и прочитал 44 тома Всемирной истории, которую, обладая исключительной памятью, безошибочно цитировал. Исключительные способности, характерные для вундеркиндов, остались у него на всю жизнь. Он родился в Венгрии в богатой еврейской семье промышленника и банкира, и тоже в Венгрии, но в семье учителей математики родился ещё один вундеркинд Пол Эрдос, который в 3 года мог быстро и безошибочно сказать, сколько секунд прожил тот или иной человек со дня рождения. Выдающийся впоследствии математик Пол Эрдос решал проблемы комбинаторики, теории чисел и графов, классического анализа, теории аппроксимации и других разделов математики. Он опубликовал больше статей, чем кто-либо ещё в истории математики.
Необыкновенно одарённый математически в раннем детстве, Нобелевский лауреат Лев Ландау шутя говорил о себе: ‘’Интегрировать я научился лет в 13, а дифференцировать умел всегда’’. Школу он окончил в 13 лет, а поступил в университет в 14 (раньше не брали), где учился на двух факультетах.
Ещё один бывший математический вундеркинд, о котором сейчас говорит вся отечественная и мировая пресса, это Григорий Перельман, которому была присуждена в 2006 г. премия Филдса в размере 1 млн. долларов за решение гипотезы Пуанкаре, и от которой он отказался (собственно, последнее и вызвало небывалый интерес коррумпированного российского общества, в котором жив главный жизненный тезис: дают бери, а бьют беги). Теперь заинтересованная публика ждёт, откажется ли Перельман повторно от 1 млн., который он может получить за присуждённую ему недавно премию «Миллениум». Перельман рос в семье, где мама была учительницей математики и мечтала, чтобы её сын стал выдающимся математиком. В 6 лет он легко производил математические действия с многозначными числами, затем дважды стал победителем Всероссийских математических школьных олимпиад, а в 15 лет победил на международной олимпиаде. 2 года он стажировался в Университете Беркли, но отклонив заманчивые предложения работы в США, вернулся в Россию. Его сокурсники по мехмату ЛГУ говорили: ‘’Гриша-умный, как инопланетянин, и замкнутый, как гений’’.
Интересно, что странности в поведении Пола Эрдоса и Григория Перельмана прямо противоположны. Если первый никогда не жил где-нибудь постоянно, а разъезжал по различным семинарам и конференциям, подолгу гостил у своих многочисленных друзей и коллег по математическим интересам, а все пожитки у него умещались в чемодане, то второй живёт в однокомнатной квартире с мамой, никуда не ездит и ни с кем не общается.
Самоё большое количество вундеркиндов, конечно же, среди музыкантов, многие из которых (особенно в семьях, где родители тоже музыканты) достигают благодаря неустанному труду, больших творческих успехов и во взрослой жизни. Величайшим музыкальным гением был конечно, Моцарт. Получив первые уроки от своего отца, который и сам был прекрасным музыкантом, Вольфганг выступил с первым своим концертом, когда ему было 3 года, первые его произведения были изданы, когда ему было 7 лет.
Среди еврейских вундеркиндов на первое место несомненно надо поставить Феликса Мендельсона, который в 9 лет написал несколько серьёзных музыкальных произведений, а в 12-15 лет активно выступал как пианист-виртуоз и дирижёр, сочинив в это время 12 симфоний для струнного оркестра и оперу.
Американский композитор Эрик Корнгольд написал первые произведения в 9 лет, а балет, поставленный в Венской опере, в 11. Густав Малер, слушавший, как маленький Эрик играет свои сочинения, назвал его музыкальным гением.
Американский пианист и композитор Лев Орнштейн, родившийся в России, был принят в Санкт- Петербургскую консерваторию в 10 лет. Один из самых выдающихся пианистов современности Григорий Соколов с первым сольным концертом выступил в 12 лет, а в 16 стал победителем Международного конкурса им Чайковского.
Не менее знаменитый пианист Евгений Кисин в 10 лет сыграл с оркестром концерт Моцарта, в 11 дал свой первый сольный концерт, а в 12 лет исполнил концерты Шопена в Большом зале Московской консерватории.
Сейчас много пишут об американском вундеркинде Этане Бортнике, сыне эмигрантов из России, которому 9 лет. Он начал играть на фортепьяно в 3 года, в 5 сочинял музыку и теперь выступает на престижных сценах вместе со многими звёздами эстрады. Недавно он играл на большом благотворительном концерте в пользу пострадавших от землетрясения на Гаити, собравшем таких звёзд, как Барбра Стрейзанд, Селин Дион и др. Этана даже называют еврейским Моцартом.
Всех еврейских вундеркиндов-скрипачей не перечесть. Назовём самых выдающихся. Иегуди Менухин и Яша Хейфец начали заниматься музыкой в 3 года и первый сольный концерт с оркестром дали в 7 лет. Хейфец в 9 лет начал учиться в Санкт-Петербургской консерватории. В 10 лет в неё же поступил родившийся в России Миша Эльман, получивший мировую известность в 13 после его блестящих выступлений в Европе и Америке, где он стал знаменитым американским скрипачом, также, как и Исаак Стерн, родившийся в России и в 8 лет поступивший в консерваторию Сан-Франциско. Борис (Буся) Гольдштейн в 11 лет играл (вне конкурса из-за юного возраста) на 1-м Всесоюзном конкурсе скрипачей и получил специальную премию, а в 13 лет занял 4-ое призовое место на 1-ом международном конкурсе Венявского, поразив публику своей игрой.
Многие вундеркинды развивали свой талант в знаменитой одесской школе одарённых детей Петра Столярского. Среди них Буся Гольдштейн, Натан Мильштейн, Самуил Ферер, Давид Ойстрах и др. Выдающийся педагог Столярский говорил родителям, которые приводили к нему очередного вундеркинда: ‘’Ваш мальчик обыкновенный гениальный ребёнок’’. В Санкт-Петербургской консерватории прекрасный скрипач и педагог Леопольд Ауэр воспитал из еврейских мальчиков-вундеркиндов целую плеяду знаменитых скрипачей, среди которых Яша Хейфец, Миша Эльман, Ефрем Цимбалист, Михаил Полякин и др.
Выдающийся американский скрипач Пинхус Цукерман родился в Израиле, с 8 лет учился в консерватории Тель-Авива и в 12 играл с симфоническим оркестром. Один из самых выдающихся скрипачей современности Максим Венгеров дебютировал в 5 лет, играя с оркестром Новосибирской филармонии, а в 10 лет победил в конкурсе молодых исполнителей в Польше.
Отдельно надо сказать о феномене Бадди Рича, лучшего джазового барабанщика всех времён и лидера одного из самых известных американских биг-бэндов. Он родился в Бруклине в семье артистов варьете и начал выступать с ними в водевилях играя на барабанах с 1,5 (!) лет, вскоре став одним из самых высокооплачиваемых детей в истории американской индустрии развлечений. Уже в 11 лет он был руководителем и лидером своего джаз-оркестра.
Среди шахматных еврейских вундеркиндов выделяется родившийся в России многократный чемпион США и в своё время один из сильнейших гроссмейстеров мира, Самуэль Решевский, который в 8 лет выигрывал у признанных игроков и зарабатывал деньги, давая сеансы одновременной игры, очень редко проигрывая.
И, наконец, нельзя не вспомнить легендарного вундеркинда 18 века Виленского гаона (Элиаху бен Шломо Залмана), выдающегося духовного авторитета ортодоксального еврейства. К трём годам он знал наизусть всю письменную Тору, которую мог процитировать даже в обратном порядке, в 7 лет произнёс речь о Талмуде в главной синагоге в Вильно, поразив собравшихся там раввинов, к 10 годам изучил всю еврейскую литературу. Он занимался по 18 часов в сутки до самой своей смерти в возрасте 77 лет.
Сравнительно недавно появился новый термин, характеризующий детей с исключительными способностями, в которых сочетаются два ярких признака: многочисленные таланты и необычное поведение. Этот термин ‘’Дети индиго’’, не принятый наукой, впервые использован американским экстрасенсом Нэнси Энн Тэпп, которая с конца 1970-х начала замечать небывалое количество детей с «аурой цвета индиго» и необычным поведением (с раннего детства ведут себя неординарно для своего возраста, отличаются нестандартной логикой и мышлением, необычными талантами и способностями). Учёные считают, что если это явление и имеет место, то его можно объяснить технической эволюцией человечества, компьютеризацией и очень популярными с конца как раз 1970-х годов методами пренапедии, т.е. общением с ребёнком, когда он ещё находится в утробе матери, а не сверхестественными силами, как считают экстрасенсы. Бум (много книг, публикаций и даже фильмов)) вокруг детей индиго возможно намеренно, как пишет Сергей Кириченко в украинском журнале Балiв, спровоцирован желающими заработать на эксплуатации чувств родителей, которые считают, что их, как они полагают, необыкновенные дети, должны учиться в специальных частных школах для детей индиго с соответствующей недешёвой, мягко говоря, оплатой.
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News