Знаменитые еврейские вундеркинды - ForumDaily
The article has been automatically translated into English by Google Translate from Russian and has not been edited.
Переклад цього матеріалу українською мовою з російської було автоматично здійснено сервісом Google Translate, без подальшого редагування тексту.
Bu məqalə Google Translate servisi vasitəsi ilə avtomatik olaraq rus dilindən azərbaycan dilinə tərcümə olunmuşdur. Bundan sonra mətn redaktə edilməmişdir.

Знаменитые еврейские вундеркинды

Для начала процитирую доктора психологических наук Дмитрия Ушакова, который в статье ‘’Откуда берутся и куда деваются вундеркинды’’ (газета ‘’Школьный психолог’’ №18/2008) пишет: «Сначала определимся с терминами. Вундеркинд отличается от одарённого или высокоодарённого ребёнка отнюдь не степенью одарённости.

Если одарённость — это потенциал, способность в дальнейшем стать талантливым взрослым, то вундеркинд не только обладает потенциалом, но и демонстрирует в раннем возрасте выдающиеся достижения. В этом смысле талант, которым обладают вундеркинды, может быть назван инфантильным. Трагическое разочарование ждало многих вундеркиндов, которые не смогли развить в себе вторичный взрослый талант». Статистика показывает, что только 3-5% вундеркиндов становятся взрослыми знаменитостями.

В США вундеркиндов обычно выявляют по очень высоким результатам интеллектуальных тестов IQ. Средний уровень 100 баллов, признак одарённости 130, особая одарённость — свыше 170. Одарёнными обычно признаются 5-7% детей, особо одарёнными около 2%. Один из самых высоких в мире IQ 210 принадлежал корейскому вундеркинду Ким Унг-Йонгу, который в 4 года умел читать на японском, корейском, немецком и английском языках. В возрасте от 3 до 6 лет был студентом университета, в возрасте 7 лет получил приглашение на работу в НАСА и в 15 лет стал доктором физических наук.

В списке вундеркиндов, который можно прочитать на сайте Википедии, можно встретить много еврейских имён, среди которых представляет несомненный интерес с точки зрения сравнения, судьба Норберта Винера и Вильяма Сидиса. Последнее имя сейчас мало кому известно, но в начале 20 века это был самый знаменитый в США вундеркинд, которого считали гением. Его родители бежали из России спасаясь от погромов. Отец Борис Сидис преподавал психологию в Гарварде и хотел сделать сына выдающимся гением с помощью собственных методов образования, которые он изложил в книге ‘’Обыватель и гений’’. Вильям научился писать к концу первого года жизни, читал газету «Нью-Йорк Таймс» в возрасте 1,5 года, в 4 прочёл Гомера в оригинале, в 6 изучил аристотельскую логику, между 4 и 8 годами написал 4 книги, включая монографию по анатомии, к 8 годам знал 6 языков, поступил в Гарвард в 11 лет и вскоре уже читал лекции в математическом клубе Гарварда, который он окончил в 16 лет. Однако в своей взрослой жизни, несмотря на свои исключительные способности и свободное знание 40 языков, он оказался эксцентричным гением с экзотическими интересами: работал простым бухгалтером, не общался с женщинами, собирал железнодорожные билеты, о которых написал целый трактат, был социально пассивен, прятался от журналистов.

В то самое время, когда Сидис учился в Гарварде, там учился и Норберт Винер, ещё один вундеркинд, ставший впоследствии выдающимся учёным, основоположником кибернетики и теории искусственного интеллекта. Его отец Лео Винер, как и отец Сидиса, эмигрировал из России и преподавал в Гарварде. В своей книге ‘’Бывший вундеркинд’’ Норберт Винер так описывает жёсткие воспитательные методы отца: ‘’Он требовал не только точных знаний, но и безусловного умения их применять. Поэтому с тех пор как я вышел из младенческого возраста, я не помню такого времени, когда мог бы жить спокойно, радуясь достигнутым успехам». Под руководством отца Норберт в 7 лет читал Дарвина и Данте (написав о первом научный трактат), в 11 окончил среднюю школу, в 14 стал бакалавром, в 18 доктором в Гарварде и с 19 преподавал математику в MIT.

Выдающиеся способности у детей чаще проявляются в тех областях, где не требуется социальный опыт: математика, музыка, шахматы, компьютеры. Много примеров, когда дети обладали феноменальными способностями к счёту — вундеркинды, у которых голова работала как калькулятор. Большинство из них не добились во взрослой жизни творческих успехов. Однако есть и другие примеры. Джон фон Нейман, потрясающий научный ум 20 века (кстати, так называлась моя статья о нём в «Форуме»), ставший пионером в разработках современного компьютера, теории игр, атомного оружия, внёсший огромный вклад в квантовую механику, различные разделы математики, гидродинамику и теорию взрывов, метеорологию и экономику, компьютерную науку, был вундеркиндом с малых лет. В 6 он перемножал и делил 8-значные цифры, в 8 знал основы высшей математики и прочитал 44 тома Всемирной истории, которую, обладая исключительной памятью, безошибочно цитировал. Исключительные способности, характерные для вундеркиндов, остались у него на всю жизнь. Он родился в Венгрии в богатой еврейской семье промышленника и банкира, и тоже в Венгрии, но в семье учителей математики родился ещё один вундеркинд Пол Эрдос, который в 3 года мог быстро и безошибочно сказать, сколько секунд прожил тот или иной человек со дня рождения. Выдающийся впоследствии математик Пол Эрдос решал проблемы комбинаторики, теории чисел и графов, классического анализа, теории аппроксимации и других разделов математики. Он опубликовал больше статей, чем кто-либо ещё в истории математики.
Необыкновенно одарённый математически в раннем детстве, Нобелевский лауреат Лев Ландау шутя говорил о себе: ‘’Интегрировать я научился лет в 13, а дифференцировать умел всегда’’. Школу он окончил в 13 лет, а поступил в университет в 14 (раньше не брали), где учился на двух факультетах.

Ещё один бывший математический вундеркинд, о котором сейчас говорит вся отечественная и мировая пресса, это Григорий Перельман, которому была присуждена в 2006 г. премия Филдса в размере 1 млн. долларов за решение гипотезы Пуанкаре, и от которой он отказался (собственно, последнее и вызвало небывалый интерес коррумпированного российского общества, в котором жив главный жизненный тезис: дают бери, а бьют беги). Теперь заинтересованная публика ждёт, откажется ли Перельман повторно от 1 млн., который он может получить за присуждённую ему недавно премию «Миллениум». Перельман рос в семье, где мама была учительницей математики и мечтала, чтобы её сын стал выдающимся математиком. В 6 лет он легко производил математические действия с многозначными числами, затем дважды стал победителем Всероссийских математических школьных олимпиад, а в 15 лет победил на международной олимпиаде. 2 года он стажировался в Университете Беркли, но отклонив заманчивые предложения работы в США, вернулся в Россию. Его сокурсники по мехмату ЛГУ говорили: ‘’Гриша-умный, как инопланетянин, и замкнутый, как гений’’.

Интересно, что странности в поведении Пола Эрдоса и Григория Перельмана прямо противоположны. Если первый никогда не жил где-нибудь постоянно, а разъезжал по различным семинарам и конференциям, подолгу гостил у своих многочисленных друзей и коллег по математическим интересам, а все пожитки у него умещались в чемодане, то второй живёт в однокомнатной квартире с мамой, никуда не ездит и ни с кем не общается.

Самоё большое количество вундеркиндов, конечно же, среди музыкантов, многие из которых (особенно в семьях, где родители тоже музыканты) достигают благодаря неустанному труду, больших творческих успехов и во взрослой жизни. Величайшим музыкальным гением был конечно, Моцарт. Получив первые уроки от своего отца, который и сам был прекрасным музыкантом, Вольфганг выступил с первым своим концертом, когда ему было 3 года, первые его произведения были изданы, когда ему было 7 лет.
Среди еврейских вундеркиндов на первое место несомненно надо поставить Феликса Мендельсона, который в 9 лет написал несколько серьёзных музыкальных произведений, а в 12-15 лет активно выступал как пианист-виртуоз и дирижёр, сочинив в это время 12 симфоний для струнного оркестра и оперу.

Американский композитор Эрик Корнгольд написал первые произведения в 9 лет, а балет, поставленный в Венской опере, в 11. Густав Малер, слушавший, как маленький Эрик играет свои сочинения, назвал его музыкальным гением.
Американский пианист и композитор Лев Орнштейн, родившийся в России, был принят в Санкт- Петербургскую консерваторию в 10 лет. Один из самых выдающихся пианистов современности Григорий Соколов с первым сольным концертом выступил в 12 лет, а в 16 стал победителем Международного конкурса им Чайковского.

Не менее знаменитый пианист Евгений Кисин в 10 лет сыграл с оркестром концерт Моцарта, в 11 дал свой первый сольный концерт, а в 12 лет исполнил концерты Шопена в Большом зале Московской консерватории.

Сейчас много пишут об американском вундеркинде Этане Бортнике, сыне эмигрантов из России, которому 9 лет. Он начал играть на фортепьяно в 3 года, в 5 сочинял музыку и теперь выступает на престижных сценах вместе со многими звёздами эстрады. Недавно он играл на большом благотворительном концерте в пользу пострадавших от землетрясения на Гаити, собравшем таких звёзд, как Барбра Стрейзанд, Селин Дион и др. Этана даже называют еврейским Моцартом.

Всех еврейских вундеркиндов-скрипачей не перечесть. Назовём самых выдающихся. Иегуди Менухин и Яша Хейфец начали заниматься музыкой в 3 года и первый сольный концерт с оркестром дали в 7 лет. Хейфец в 9 лет начал учиться в Санкт-Петербургской консерватории. В 10 лет в неё же поступил родившийся в России Миша Эльман, получивший мировую известность в 13 после его блестящих выступлений в Европе и Америке, где он стал знаменитым американским скрипачом, также, как и Исаак Стерн, родившийся в России и в 8 лет поступивший в консерваторию Сан-Франциско. Борис (Буся) Гольдштейн в 11 лет играл (вне конкурса из-за юного возраста) на 1-м Всесоюзном конкурсе скрипачей и получил специальную премию, а в 13 лет занял 4-ое призовое место на 1-ом международном конкурсе Венявского, поразив публику своей игрой.

Многие вундеркинды развивали свой талант в знаменитой одесской школе одарённых детей Петра Столярского. Среди них Буся Гольдштейн, Натан Мильштейн, Самуил Ферер, Давид Ойстрах и др. Выдающийся педагог Столярский говорил родителям, которые приводили к нему очередного вундеркинда: ‘’Ваш мальчик обыкновенный гениальный ребёнок’’. В Санкт-Петербургской консерватории прекрасный скрипач и педагог Леопольд Ауэр воспитал из еврейских мальчиков-вундеркиндов целую плеяду знаменитых скрипачей, среди которых Яша Хейфец, Миша Эльман, Ефрем Цимбалист, Михаил Полякин и др.

Выдающийся американский скрипач Пинхус Цукерман родился в Израиле, с 8 лет учился в консерватории Тель-Авива и в 12 играл с симфоническим оркестром. Один из самых выдающихся скрипачей современности Максим Венгеров дебютировал в 5 лет, играя с оркестром Новосибирской филармонии, а в 10 лет победил в конкурсе молодых исполнителей в Польше.

Отдельно надо сказать о феномене Бадди Рича, лучшего джазового барабанщика всех времён и лидера одного из самых известных американских биг-бэндов. Он родился в Бруклине в семье артистов варьете и начал выступать с ними в водевилях играя на барабанах с 1,5 (!) лет, вскоре став одним из самых высокооплачиваемых детей в истории американской индустрии развлечений. Уже в 11 лет он был руководителем и лидером своего джаз-оркестра.

Среди шахматных еврейских вундеркиндов выделяется родившийся в России многократный чемпион США и в своё время один из сильнейших гроссмейстеров мира, Самуэль Решевский, который в 8 лет выигрывал у признанных игроков и зарабатывал деньги, давая сеансы одновременной игры, очень редко проигрывая.

И, наконец, нельзя не вспомнить легендарного вундеркинда 18 века Виленского гаона (Элиаху бен Шломо Залмана), выдающегося духовного авторитета ортодоксального еврейства. К трём годам он знал наизусть всю письменную Тору, которую мог процитировать даже в обратном порядке, в 7 лет произнёс речь о Талмуде в главной синагоге в Вильно, поразив собравшихся там раввинов, к 10 годам изучил всю еврейскую литературу. Он занимался по 18 часов в сутки до самой своей смерти в возрасте 77 лет.

Сравнительно недавно появился новый термин, характеризующий детей с исключительными способностями, в которых сочетаются два ярких признака: многочисленные таланты и необычное поведение. Этот термин ‘’Дети индиго’’, не принятый наукой, впервые использован американским экстрасенсом Нэнси Энн Тэпп, которая с конца 1970-х начала замечать небывалое количество детей с «аурой цвета индиго» и необычным поведением (с раннего детства ведут себя неординарно для своего возраста, отличаются нестандартной логикой и мышлением, необычными талантами и способностями). Учёные считают, что если это явление и имеет место, то его можно объяснить технической эволюцией человечества, компьютеризацией и очень популярными с конца как раз 1970-х годов методами пренапедии, т.е. общением с ребёнком, когда он ещё находится в утробе матери, а не сверхестественными силами, как считают экстрасенсы. Бум (много книг, публикаций и даже фильмов)) вокруг детей индиго возможно намеренно, как пишет Сергей Кириченко в украинском журнале Балiв, спровоцирован желающими заработать на эксплуатации чувств родителей, которые считают, что их, как они полагают, необыкновенные дети, должны учиться в специальных частных школах для детей индиго с соответствующей недешёвой, мягко говоря, оплатой.

Источник

Наши люди
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News


 
1173 запросов за 1,055 секунд.