Яблочный пирог: история американского символа
До прибытия первых поселенцев с европейского континента Америка ничего не знала о яблонях. Пока выросли посаженные ими деревья, появились яблоки, были найдены способы их хранения и применения, включая производство соков и сидров, прошло ещё много лет. К тому времени почти во всех странах Европы появились различные рецепты выпечки с использованием яблок. Они тоже были завезены в Америку, но уже новой волной эмигрантов. Tarte Tatin из Франции, Шарлотка и яблочный Штрудель из Германии и Австрии, Крамбл из Англии и множество иных.
Так каким же яблочным пирогом гордится нация? И не просто гордится, а считает его чуть ли не важнейшим выражением своей идентичности. Ведь укоренившаяся в сознании идиома as American as apple pie означает не что иное, как указание на нечто абсолютно типичное и привычное для американцев, мол это «такое же, как яблочный пирог». Откуда же такая любовь и привязанность к этому изделию, завезенному из дальних стран? И как оно здесь прижилось, трансформировалось и получило всенародное признание?
Вначале несколько слов о самих яблоках. Это легендарный плод. Известный на протяжении тысячелетий, он, благодаря своим уникальным вкусовым качествам, оставил огромный след в мировой культуре и истории. Как «яблоко искушения», когда речь заходит об Адаме и Еве и «Золотых яблоках вечной молодости» — яблоках Гесперид — из одиннадцатого подвига Геракла. Или о «яблоке раздора» с надписью — «прекраснейшей», которое привело к Троянской войне. Это о них, как о плодах любви, говорил царь Соломон в «Песне песней»: «Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви».
Во время коронаций монархам вручалось т. н. «имперское яблоко» — одно из главных атрибутов державы. Широко известна и легенда о Вильгельме Телле, которому пришлось стрелять из лука в яблоко, установленное на голове сына. Или история об Исааке Ньютоне, открывшем закон всемирного тяготения, когда оно с дерева упало ему на голову. С тех времён и вошла в обиход символика, связанная с этим замечательным плодом: «яблоко раздора», «молодильное яблоко», «глазное яблоко», «в яблочко», «яблоко от яблони…», «запретный плод» и так далее. Отличающиеся широким вкусовым диапазоном, от кислых до сладких, они у многих народов отождествлялись также с красотой, любовью и плодовитостью — с одной стороны, и искушением и обманом — с другой. Приоритет их в домашних хозяйствах тогда был настолько велик, что все вновь появляющиеся на рынках заморские плоды невольно сравнивались с ними.
Так, помидор получил своё имя от итальянского pomo d’oro, или «золотого яблока». Екатерина II в 1765 году приняла решение о разведении в России «земляных яблок», или картофеля. А пришедшее из Нидерландов имя – апельсин (appelsien), было просто калькой с французского (pomme de Chine ), или буквально — «яблока из Китая». Кстати, это французское pomme, или яблоко, явилось также основой для наименования губной помады. Она была изобретена благодаря кардиналу Ришелье, потребовавшего от своего лекаря изготовления душистой мази на основе любимых им яблок. Следует заметить, что связанная с яблоками символика и в наше время используется довольно широко.
Так, Нью-Йорк с 30-х годов прошлого столетия называют Big Apple , или «Большим Яблоком», а легендарная рок-группа The Beatles с 1968 года использовала его в логотипе своей фирмы Apple Corps. Ныне имя Apple используется одной из самых успешных компьютерных индустрий мира. А их изделие Macintosh обязано своим именем также одному из популярнейших в стране сортов яблок.
Яблоки Америки
Принято считать, что их истинной родиной являются регионы Кавказа, Северного Ирана, Туркмении, Таджикистана, Киргизии и Северного Афганистана. Поэтому и название столицы Казахстана Алма-Ата дословно переводится, как: «яблочный отец». Как бы то ни было, но по мере улучшения климатических условий в послеледниковый период, дикорастущие растения именно отсюда стали распространяться по всему миру. По крайней мере, в Средней Европе они были известны ещё в каменном веке. А заботу о яблоне, как о культурном растении, люди начали проявлять примерно пять тысяч лет назад, т. е. в эпоху неолита.
Судя по дошедшим до нашего времени письменным источникам, на греческом архипелаге уже 1200 лет до н. э. культура выращивания яблонь находилась на довольно высоком уровне. Можно уверенно сказать, что к моменту покорения Америки в мире насчитывались уже несколько тысяч всевозможных яблочных сортов. Считается, что на территорию Северной Америки их семена были впервые завезены переселенцами из Англии и Голландии в начале XVII столетия. Предположительно в район «Новой Англии» и «Нью-Амстердама» (Нью-Йорка). А в северные районы страны и Канаду — уже французами.
В те времена основное влияние уделяли увеличению площадей посадок, поскольку плоды яблонь, выросшие из семян в новых климатических и природных условиях, сильно отличались от своих «родителей» и по виду, и по вкусу. Проще говоря — они были маленькими, неказистыми и кисловатыми. Потому и успех распространения яблонь на новом месте был проблематичен. Потребовались большие усилия селекционеров, чтобы вырастить совершенно новые, красивые и вкусные сорта. Так что признание яблонь в Северной Америке произошло в основном благодаря заслугам энтузиастов, всячески их пропагандировавших.
Так, в 1780-х годах полковнику Лоамми Болдуину (Loammi Baldwin) дали попробовать один из местных сортов яблок, и они ему так понравились, что став их яростным поклонником он способствовал распространению их в Массачусетсе. Свидетельством этого события может служить установленный в Уилмингтоне монумент, с надписью на постаменте: «Этот памятник отмечает место, рядом с которым была обнаружена дикая яблоня, давшая начало сорту Болдуин. Сорт яблока, сначала известный, как Butters, Woodpecker или Pecker, затем был назван в честь полковника Лоамми Болдуина из Вуберна». Известны также сотрудники службы по распространению передовых знаний и опыта (Extension Agency), которые после первой мировой войны помогли фермерам Джорджии, работавшим на хлопковых плантациях, заняться ещё и разведением яблок. И когда в 1924 году от нашествия долгоносика погибло более половины всего хлопка, жители Корнелии осознали, что именно яблоки спасли их край от разорения. В честь этого события они тоже возвели памятник, написав на постаменте: «Корнелия (CORNELIA) — родина большого красного яблока. Округ Хабершем, Джорджия».
Существует легенда, что в качестве яркого пропагандиста яблок выступал даже Томас Джефферсон, третий президент США. Однако самой легендарной фигурой популяризатора посадки яблочных садов в стране, бесспорно, является Джонни Яблочное семечко (Johnny Appleseed).
Фольклорные источники указывают на то, что был он мужчиной среднего роста, с голубыми глазами и длинными каштановыми волосами. Одет был в дарованные поселенцами поношенные вещи, но чаще всего в мешок из-под кофе, с вырезанными в нём отверстиями для головы и рук. Большую часть года он ходил босиком, был строгим вегетарианцем и изображался с кастрюлей на голове, которая, кроме прямого назначения, использовалась им в качестве головного убора. И всегда — с мешком яблочных семян за спиной. Более сорока лет Джонни пересекал леса и прерии Онтарио, Огайо, Индианы, Иллинойса, а также севера Западной Виржинии, засаживая яблонями все встречающиеся ему свободные площади. В дальнейшем он заботился о подрастающих фруктовых деревьях, а также обучал фермеров культуре разведения яблок.
Считается, что памятник, возведенный в его честь (к югу от Декстер-Сити, штат Огайо), полностью выложен из камней, привезенных жителями тех городков США, где Джонни посадил яблочные семечки.
Он был реально существовавшим человеком, ставшим еще при жизни легендой Америки. Звали его Джон Чепмен (John Chapman) и родился он в 1774 году в Леоминстере (штат Массачусетс) в семье бедного фермера. Предполагается, что вначале Джон был успешным бизнесменом. Дело в том, что в те времена новым поселенцам можно было бесплатно получить землю лишь при условии, что они в течение трёх лет на ней выращивали сад. И Чапман заранее находил свободные участки, расчищал их и сажал там семена яблок. А через несколько лет продавал поселенцам выросшие там яблони. Однако, вскоре он либо разорился, либо этот бизнес ему наскучил, и Джон превратился в бродягу, посвятившему остаток жизни выращиванию яблонь.
Но где брал он семена яблок в таком огромном количестве? Дело в том, что первоначально новые поселенцы яблок почти не ели, поскольку они были невкусными. Чаще всего они использовали их для производства яблочных сидров. На фермах и хозяйствах, где производили эти напитки, косточки яблок просто выбрасывали после отжимки. Вот их-то и собирал Джонни в свои сумки.
Изобретение сидров связывают с именем Карла Великого. Как-то ночью император, решив подкрепиться и не желая будить слуг, спустился в подвал, где оступился и упал на мешок перезревших яблок. Попробовав образовавшийся сок, он пришёл в восторг. Якобы с тех пор в Нормандии, Бретани и иных местах, где росли огромные яблоневые сады, стали культивировать этот напиток, приговаривая при этом: «Пей ежедневно яблочное вино и болезни минуют тебя». А секреты его приготовления в Америку были завезены англичанами, которые соответственно заимствовали их у нормандцев. Никаких особых ритуалов потребления сидра здесь не было. Скажем, как в иных местах, налить его с высоты вытянутой вверх руки в стакан из тонкого стекла, но так, чтобы изящная струйка разбилась о его дно, образовав пену. А в конце — выплеснуть осадок прямо на пол. Здесь это был обычный напиток, используемый для утоления жажды. Ведь качество воды в близлежащих водоёмах было настолько низким, что первые поселенцы использовали сидр в качестве обычного напитка для утоления жажды. Его пили даже маленькие дети. А взрослые потребляли от пол-литра до литра в день.
Но иногда требовались напитки покрепче. Тогда, в процессе брожения яблок добавляли сахар, дрожди или спирт, и тогда напиток сразу же увеличивал градусы. Иногда его хорошенько охлаждали, а затем удаляли образовавшуюся ледяную корку. Тем самым увеличивали содержание спирта. Такие напитки позднее станут называть Аpple Wine, или Apple Jack.
Однако самым престижным яблочным напитком в стране всё же считается кальвадос, технология изготовления которого была также, через англичан, заимствована у нормандцев. Именно на изготовление одной из версий этого напитка была выдана первая в США лицензия. Её получила винодельня Laird & Company в Нью-Джерси, в далёком 1780 году. Но пройдёт ещё много времени, чтобы «кальвадос» превратился в «напиток грёз», который «…не пьешь, а словно вдыхаешь», покрывшийся ореолом того особого романтического флёра, который мог создать только гениальный Эрих Мария Ремарк. Хотя следует заметить, что и Эрнст Хемингуэй не менее восторженно отзывался об этом замечательном напитке. Как верно заметил комиссар Мегре, любимый герой Жоржа Сименона: «У нас свои привычки… Вечером мы пьем кальвадос…».
Следует отметить, что привязанность к крепким алкогольным напиткам всё более увеличивалась не только у знаменитых писателей. Сидр стал всё более крепчать, превращаясь в яблочное бренди. Его производство стало всё более возрастать, и повсеместное пьянство становилось всё большей проблемой. Так невинное яблоко опять стало воплощением соблазна — как в Райском саду. Оно начало спаивать нацию. Энтузиасты сухого закона грозились вырубать сады. Слава богу, что алкогольные напитки производились не только из яблок. Но благодаря введенному в 1920 году «сухому закону» потребление яблок резко сократилось. Естественно, что предприниматели ответили на это увеличением производства соков, квасов, киселей, компотов, соусов и уксусов, а также варенья, джемов, мармелада, пастилы, муссов, пюре и желе.
Всё больше стали производить т. н. «сухого варенья». Часто просто вынимали яблоки из варенья, и высушивая их получали fruits confits. Если же посыпали сахаром, то их называли fruits candis. А если «лакированные фрукты» покрывали сиропом и снова высушивали, то они превращались в fruits glaces. Но это ещё не всё. Ведь именно в это время и наступает звёздный час для кулинарных изделий с использованием яблок. На подмостки сцены выходят
Яблочные пироги
Нельзя сказать, что их не делали раньше. Наоборот, считается, что уже первые кондитерские изделия колонистов, которые пеклись на основе черствого хлеба, покрывались яблоками. Но там, где резко увеличивался объём производства, непременно должно было проявиться и новое качество. И затем, закрепившись в сознании, превратиться в знаменитый «американский яблочный пирог». Но о каких его специальных качествах можно говорить, если даже в главе «Википедии» об американском пироге подробно описываются нидерландские, английские и шведские рецепты. А ведь есть ещё австрийские, немецкие, итальянские, японские и т. д. Каждая новая волна эмигрантов привозила с собой национальные секреты производства яблочных пирогов.
Самым простым из них был шведский. Там на обычный пирог сверху укладывали красиво нарезанные дольки яблок и всё это вместе запекали.
Несколько сложнее, затейливей и вкуснее его французская модификация — Tarte Tatin. Стефани Татен, одна из владелиц французского отеля и ресторана, однажды так спешила, что забыла положить корж на дно формы и, чтобы не переделывать выпечку, просто прикрыла им карамелизированные яблоки сверху. Когда пирог испекся, его пришлось положить на тарелку в перевернутом виде. Это изделие так понравилось её клиентам, что они стали заказывать его вновь и вновь, и вскоре слава Tarte Tatin перешагнула границы страны.
Любопытна и история появления английского Крамбла. Во время Второй мировой войны из-за острой нехватки муки, масла и сахара местные домохозяйки стали покрывать фрукты не цельным коржом, а крошками из теста.
Новинка оказалась настолько вкусной, что Крамбл пользуется популярностью до сегодняшнего дня, хотя Англия уже давно не испытывает недостатка в продуктах для приготовления пирогов.
Большую популярность в мире имеет и «Шарлотка». При этом рецептов её приготовления так же много, как и вариантов, касающихся её имени. Однако, грубо говоря, смысл приготовления этого пирога состоит в том, что в форму слоями укладываются ломтики хлеба, вымоченные в сиропе сваренных фруктов, вине, растопленном масле или смеси из яиц и молока. Между ними укладываются порезанные на дольки яблоки, и всё это сверху опять закрывается хлебными ломтиками. Иногда их выкладывали не слоями, а по дну и вдоль стенок формы, заполняя середину фруктами, и затем всё это вместе запекают.
Несколько особняком в этом царстве яблочных выпечек стоит австрийский или, что более корректно, венский яблочный Штрудель. Дело в том, что это не традиционный пирог или торт, а рулет. И чтобы скатать его вместе с мелко нарезанными тонкими ломтиками яблок, необходима специальная мука с высоким содержанием клейковины, чтобы тесто было эластичным. При этом настоящие мастера должны раскатать его настолько тонко, чтобы сквозь него можно было прочитать все заголовки в только что пришедшей утренней газете.
Но и это ещё не все «пирожные различия». Ведь эти изделия отличаются между собой ещё и тестом. Оно может быть песочным, бисквитным, дрожжевым, слоеным, вытяжным, медовым, творожным, сметанным, пресным и каким угодно еще. Так венский Штрудель готовится из вытяжного или слоеного теста. Для воздушных перевернутых пирогов и «шарлотки» используется бисквитное тесто, а традиционные русские пироги с яблоками пекут из дрожжевого.
Сами яблоки естественно тоже имеют отличия: как в зависимости от применённых сортов, так и по степени их приготовления и подготовки: сырые яблоки ломтиками или дольками, тертые сырые яблоки, консервированные, яблочное варенье или повидло, тушеные или сушеные яблоки. Кроме того, они могут комбинироваться ещё и с разными добавками – изюмом, орехами, сухофруктами, вареньем, корицей, ванилью, лимоном или имбирем. И, наконец, яблочную начинку можно дополнять различными кремами, творогом, вареньем, марципаном и даже пралине.
Но вернёмся к нашему американскому пирогу, или как его здесь называют American Apple Pie. Казалось бы, как вообще можно было выбрать что-то конкретное в этом бесконечном разнообразии вариантов и комбинаций, национальных привычек и пристрастий? Тем не менее, испробовав всевозможные вариации изготовления яблочных пирогов, методом проб и попыток, в конечном счёте всё же было найдено оптимальное решение. В чём оно состояло? В том, что это изделие стали делать цельным и состоящим из двух коржей, изготовленных из простого песочного теста. При этом нижний корж укладывался на дно и боковые поверхности специальной рифленой формы для пирога примерно 9 дюймов в диаметре, или любой аналогичной ей.
Затем она наполнялась самой важной составляющей пирога — толстым слоем яблок, нарезанных на тонкие пластинки или небольшие ломтики. Из пряностей в начинке обязательно наличие корицы, но допускается добавлять еще мускатный орех, лимонный сок и некоторые другие специи. Корж, используемый для покрытия пирога, как правило изготавливается гладким и укладывается поверх яблок. При этом его края аккуратно защипывают с нижним коржом у верхней границы формы. Возможно также изготовление верхнего коржа в виде решетки из полосок теста. Часто пирог подают украшенным сливками, заварным кремом или шариком ванильного мороженого. Тогда его называют apple pie a la mode.
Для того, чтобы конкретней разобраться в этих тонкостях, лучше всего посетить традиционные «Дни яблок» (20 февраля), где часто проводятся мастер-классы и выставки, а самые лучшие кулинары демонстрируют своё искусство под девизом: всё просто, быстро в изготовлении, и главное – очень вкусно. Не зря же их, наравне с тыквенными пирогами, во многих американских семьях подают на стол в День благодарения. А чем же ещё можно завершить трапезу после традиционной индейки, когда в доме собирается вся родня?
Так постепенно яблочный пирог настолько прочно вошёл в каждый американский дом, что фактически стал его неотъемлемой частью. Легко можно представить себе мальчишку, живущего в «одноэтажной Америке» и влетающего вечером в дом: уставшего, набегавшегося, взбудораженного, едва успевшего помыться, и сразу же мчащегося за стол. Быстро проглотившего суп и едва пережевавшего мясо, в ожидании главного блюда — яблочного пирога. И вот уже мама аккуратно разрезает его на удлинённые треугольники. Это вовсе не то, что было позавчера у соседей: коржи ломаются, яблоки расползаются и их нужно собирать ложкой. У нашей мамы всегда всё замечательно. И уже спросонья, в кровати, он чувствует, как она наклоняется над ним, чтобы поправить одеяло и поцеловать в щеку. А её руки всё ещё пахнут яблоками и тортом, а крошки его ещё на губах и во рту. И это всё сливается в одно целое: пирог, мама, дом, семья, счастливое детство, надёжность и благополучие, друзья и соседи, город, штат, и конечно же, страна. И можно понять юношей, оказавшихся далеко от дома, на полях сражений Второй мировой войны, которые на вопрос, какие же ценности им здесь приходится отстаивать и за что же стоит воевать, отвечали: «за маму и яблочный пирог». Можно ли после этого сомневаться в том, что он является настоящим символом Америки.
Читайте также на ForumDaily:
Хот-дог: история американского символа
50 лучших кондитерских из каждого штата США
Чем питаются американцы: заимствованный фаст-фуд, отсутствие калорий и перченые конфеты
Мнение: «Место настоящего мужчины — на кухне!» — считает все больше американцев
Подписывайтесь на ForumDaily в Google NewsХотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» — и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе.