В Харькове россияне уничтожили уникальный экопарк: погибли животные и волонтеры
Фельдман ЭкоПарк в Харькове был разрушен российскими оккупантами. Много животных и волонтеров, которые пытались их спасти, погибли. Создатель парка Александр Фельдман рассказал, как эвакуировали животных и как жил парк во время обстрелов, сообщает Голос Америки.
Фельдман Экопарк — это был многосторонний благотворительный проект, который объединял в себе заботу и помощь животным, терапию для детей с особыми потребностями, реабилитационную для больных животных, научно-исследовательскую и образовательную базы, а также досуг для тех, кто любит природу.
Александр Фельдман — известный украинский бизнесмен из Харькова, депутат Верховной Рады Украины, сообщает Meduza. Он открыл экопарк в 2011 году: сначала в нем жили всего несколько десятков лошадей, овец, осликов и пони, а к началу 2022 года — около двух тысяч животных (хищники, большие кошки, рептилии, обезьяны и пернатые). Харьков российские войска атаковали уже в первый день войны — с тех пор животные под обстрелом. Известная фотография ламы рядом с неразорвавшейся ракетой сделана именно там. Некоторых обитателей экопарка Фельдман отвез к себе домой: на его теннисном корте пасутся альпака, а в бассейне поселились аисты марабу.
По теме: ‘Это не моя война’: российский офицер, отправленный в Украину, дал откровенное интервью CNN
«Мой дом превратился в экопарк: в каждой комнате «каждой твари по паре», как Ноев ковчег. Эвакуировали пять больших черепах, почти все краснокнижные. Еще сегодня эвакуировали и выпускаем в природу летучих мышей, они тоже попали под обстрел. Всех, кого можно выпустить, мы выпускаем», — говорит Александр.
С начала войны под обстрелами погибли шестеро сотрудников парка и десятки животных. Например, взрослый самец шимпанзе, две молодые самки орангутанга, много оленей, копытных животных. Многие животные погибли от разрыва сердца и от того, что бились об клетки. От страха гибли птицы. Кроме того, из-за холода и неработающего электричества клетки невозможно было прогреть и животные замерзали насмерть. Был обстрелян собачий питомник, в котором находятся около ста породистых собак.
«От разрыва сердца погибло очень много мелких обезьян, которые были украшением нашей коллекции. И еще один страшный момент – погибли все дети. Наш парк всегда славился бейби-бумом. Правильное питание, правильная ветеринария и очень много любви. Кошачьих, например, очень тяжело разводить, особенно ягуаров и рысей, а у нас всегда был бейби-бум. И в этом году тоже. Но все до единого котята умерли. Их просто подавили – от страха, от холода, от ужаса», — говорит Александр.
Сам Фельдман сейчас занимается волонтерством.
На этой неделе украинские войска впервые оттеснили российские до границы под Харьковом. Фельдман все еще продолжает битву. Теперь Александр спасает животных, которым фактически больше негде жить.
Есть такое исследование американского Северо-Восточного университета, которое доказывает, что люди испытывают сочувствие к животным больше, чем ко взрослому человеку, который может за себя постоять, а боль детеныша и боль ребенка воспринимается одинаково. Именно поэтому американцы очень много материально помогали харьковскому экопарку. Но денежные потоки иссякли, а сам предприниматель фактически разорился.
«Я всю жизнь мечтал об этом парке. С самого детства. Я приносил домой всяких лягушек, ящериц, котов, собак. У меня сердце разрывается, что говорить… В этом парке была душа моей семьи, вся моя жизнь»,- говорит Александр Фельдман.
«Вот еще одна жертва «русского мира»,- говорит волонтер, показывая на убитого маленького ослика — в крови и с широко открытыми глазами.
«Час назад он бегал, ел сено со своими друзьями, а теперь так…», — говорит волонтер сквозь слезы, прикрывая глаза убитому животному.
«Вы можете себе представить 240 гектаров, которые находятся прямо в черте города. Захватчики стояли с одной стороны парка, а наша армия с другой — можно представить, что там творилось,- говорит Александр Фельдман. — Парк находился четко посредине. То одни, то другие обстреливали, и как раз доставалось парку. Мы каждый раз не знали, появится ли дрон над парком, будет ли обстрел просто территории, нарвемся ли мы на какие-то передовые части оккупантов. А дрон, как только кто-то появлялся в парке, он наводился на нас, и начинался обстрел».
Волонтер с журавлем подмышкой рассказывает на фоне обстрелов, как они выбираются из парка. «Сильно обстреляли, много животных лежит», — говорит он.
«Время шло на минуты, в военное время очень тяжело все согласовать, — говорит Александр. — С первого дня войны мы пытались спасти животных. К нашему стыду будет сказано, что 90% работников уехало. Бросили животных. Все разбежались. Осталось маленькое количество людей- двое парней остались в парке, очень пожилая женщина пришла помогать, она жила неподалеку. Эти ребята кормили больше двух недель животных, перемещаясь по парку только ползком. Тяжело представить расстояния, которые они преодолевали ползком. А потом они исчезли. И теперь самое страшное — мы нашли этих ребят, которые тогда пропали без вести. Их тела были закрыты в сарае со следами пулевых ранений. У одного в руках было ведро с морковкой, а у другого собачий корм. Вот такие «опасные» люди были убиты оккупантами».
«Много животных пострадало от разрыва сердца. От страха умерли. Это человек может убежать от обстрелов, уехать, спуститься в подвал, спрятаться в бомбоубежище, а животным бежать некуда — они закрыты в вольерах. Животные понимают все. Когда люди говорят, что животные не понимают — это глупость. Животные и плачут, как мы, и страдают, как мы. Все понимают, абсолютно все», — говорит Александр Фельдман.
Вам может быть интересно: главные новости Нью-Йорка, истории наших иммигрантов и полезные советы о жизни в Большом Яблоке – читайте все это на ForumDaily New York.
Часто животные понимают, что их пришли спасать. Волонтер вспоминает видео эвакуации кенгуру: несколько взрослых животных с детенышами в кузове машины смотрят прямо в камеру волонтера, который снимает их с водительского места. «Едут как зайчики, — комментирует он. — Или к бабуинам — это животное может разорвать козленка — зашли в вольер, поставили клетку, в которой их перевозить, сказали: «Ребята, уезжаем». И они все зашли туда, и даже седация не нужна была».
«Откликнулась на нашу беду вся страна. Я снимаю шляпу. Очень благодарен всем. Некоторые присылали машины, некоторые присылали клетки, некоторые приезжали просто помочь. Теперь наши животные живут по всей стране — в Харьковском зоопарке, в Полтаве, в Одессе, в Луцке, в Киеве, — говорит Александр. — Парк практически уничтожен. Огромное количество мин предстоит еще разминировать. Как только позволит ситуация, и война уйдет в зоны не простреливаемые для парка, начнем разбирать поломанные вольеры и строить новые. Я и моя семья и мои друзья — мы до сих пор просыпаемся с мыслями, что это какой-то сон, этого не может быть, этого просто не может быть. Это катастрофа. И мы будем выходить из нее очень долго».
Читайте также на ForumDaily:
Подписывайтесь на ForumDaily в Google NewsХотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» — и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе.