В ответе за жизни тысяч солдат - ForumDaily
The article has been automatically translated into English by Google Translate from Russian and has not been edited.
Переклад цього матеріалу українською мовою з російської було автоматично здійснено сервісом Google Translate, без подальшого редагування тексту.
Bu məqalə Google Translate servisi vasitəsi ilə avtomatik olaraq rus dilindən azərbaycan dilinə tərcümə olunmuşdur. Bundan sonra mətn redaktə edilməmişdir.

В ответе за жизни тысяч солдат

Командармы
К 67-й годовщине Победы
Основным оперативным объединением во время войны являлись армии: общевойсковые, танковые, механизированные, воздушные, саперные и ПВО. Общевойсковая армия насчитывала в среднем более 100 тысяч солдат и офицеров. Таких армий было 70. Саперных, которые насчитывали до 60 тысяч человек, — пять.
Всего в годы войны было развернуто 97 армий. Ими командовали в разное время 195 русских генералов, 34 украинца, восемь евреев, два грузина, один армянин и один грек. Таким образом, в этом главном оперативном звене управления евреи занимали третье место после двух основных наций СССР, значительно опередив все остальные, неизмеримо превосходившие их по численности. Евреи в разное время командовали пятнадцатью общевойсковыми армиями и одной саперной.
Первым из них по справедливости следует назвать Родиона Яковлевича Малиновского. В марте 1941 года, за два месяца до германского вторжения, его назначили командиром 48-го стрелкового корпуса, дислоцированного в Бессарабии почти рядом с румынской границей. У нового комкора на ознакомление с личным составом, техникой, состоянием боевой подготовки и многими другими деталями организации такого крупного соединения было не более 60 дней. Было от чего растеряться новоиспеченному комкору. Но, несмотря на это, генерал Малиновский с первых орудийных залпов не проявил ни малейшей растерянности, малодушия, не потерял управления своими соединениями.
В августе 1941 года, когда корпус дрался уже перед Днепропетровском, Малиновский получил приказ принять командование 6-й армией, в которую и входило его соединение. К тому времени немцы выбили 6-ю армию на левый берег Днепра и намеревались форсировать реку с ходу. Новый командарм, однако, не позволил им сделать этого. Его армия прочно закрепилась на левобережье и почти месяц сдерживала противника. Немцы, так и не сломив сопротивление 6-й армии, форсировали Днепр за ее флангами, вынудив отступить под угрозой окружения. В июле 1942 года Малиновского вызвали в Москву и объявили, что он назначается командующим 66-й армией.
Между тем 66-я армия тогда истекала кровью под натиском немцев севернее Сталинграда. Гитлеровцы стремились прорваться к Волге, форсировать ее и отрезать Сталинград, наступая по левому берегу на юг. Однако командарм Малиновский не позволил врагу осуществить этот замысел. На фронте его армии немцы к Волге не вышли.
В ноябре Малиновский принял 2-ю гвардейскую армию, с задачей не допустить прорыва танкового клина фельдмаршала Манштейна к окруженным в Сталинграде германским дивизиям. И Малиновский эту задачу выполнил: армия стояла насмерть и не отступила ни на шаг. В январе 1943-го генерал Малиновский принимает командование Южным фронтом.
Перед войной полковник Яков Григорьевич Крейзер командовал Московской пролетарской дивизией. За мужество и доблесть в боях на Березине 22 июля ему было присвоено звание Героя Советского Союза, первому из старших командиров Красной армии и четвертому в стране после начала Великой Отечественной войны. Крейзеру сразу же присвоили звание генерал-майора, и в августе 41-го он убыл командовать 3-й армией, которой руководил в оборонительных сражениях от Смоленска до Москвы. Армия действовала успешно, а Крейзер в самых тяжелых обстоятельствах всегда находил лучшее решение.
Перед началом Сталинградской битвы Крейзеру поручили формирование 2-й гвардейской армии. Командармом назначили генерал-лейтенанта Родиона Малиновского, а Крейзера — его заместителем. В битве с Манштейном генерал Крейзер командовал правым крылом армии.
2 февраля 1943 года командармом 2-й гвардейской стал генерал Я. Крейзер. В том же месяце ему было присвоено звание генерал-лейтенанта. Командарму было приказано готовить свое объединение к прорыву мощной укрепленной обороны противника. Это был, как его называли немцы, «Миус-фронт»: глубоко эшелонированная оборонительная линия, рубежи которой располагались за реками Миус, Крынка, Кальмиус и Молочная. Наступление началось 17 июля. Буквально прогрызая вражескую оборону, армия продвигалась на запад в сторону Донецка.
Затем Крейзер был назначен командующим 51-й армией, которой предстояло пробиться к Крыму через Донбасс. Эту задачу Крейзер успешно выполнил. Уже в начале сентября Донбасс был освобожден от немцев и через месяц передовые части его армии ворвались на Перекопский перешеек. 13 апреля дивизии 51-й армии освободили Симферополь и уже через день вышли к внешнему оборонительному обводу Севастополя. На то, чтобы захватить Севастополь, немцам понадобилось почти восемь месяцев. Крейзер сделал это за пять дней!
Последняя фаза войны для Крейзера была связана с изгнанием гитлеровцев из Прибалтики. 5 октября 1944 года его 51-я армия, находясь на острие главного удара, прорвала вражескую оборону и стремительно двинулась вперед, отрезая группу армий «Север» от немецких войск в Восточной Пруссии.
Здесь в Прибалтике завершил свой боевой путь генерал Яков Крейзер, награжденный за высокое мастерство полководца 14 орденами, в том числе пятью орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова и Кутузова. Как понимаете, генералу-еврею такие награды доставались только за совершенно выдающиеся заслуги.
Владимир Яковлевич Колпакчи родился в семье евреев-крымчаков. Перед Великой Отечественной войной он был генерал-майором, начальником штаба 18-й армии. Армия вела упорные оборонительные бои на Правобережной Украине, и в них Колпакчи, в сущности, единственный во всем руководстве 18-й армии, проявил себя настоящим военачальником. И уже в начале осени Колпакчи назначается командующим 18-й армией.
Армия перебрасывается в Донбасс, обороняет Ростов и в конце года генерала Колпакчи, который в трудных условиях боев с превосходящими силами немцев продемонстрировал стойкость и умение маневрировать войсками, направляют командовать отдельной группой войск, продолжавшей наступление после окончания московской операции. Его группа войск несла наименьшие потери в масштабах фронта и в феврале 1942 года Владимир Колпакчи становится генерал-лейтенантом, а весной принимает командование 62-й армией. Она входила в состав войск Сталинградского фронта и по ней летом 1942 года пришелся главный удар 6-й армии генерала Паулюса. Под натиском намного превосходящих сил Колпакчи пришлось отвести войска своей армии за Дон.
Вечером 17 июля Сталин по телефону спросил генерала Гордова, только что назначенного командующим Сталинградским фронтом: «Кто виноват, что немцы вышли к Дону?» Гордов ответил: «Колпакчи. Слишком самостоятельный этот еврей». И Колпакчи был отстранен от командования 62-й армией. Между тем вскоре прибывший в Ставку из-под Сталинграда Василевский, докладывая Сталину, отметил рациональные действия генерала Колпакчи. И вскоре он был назначен командующим 30-й армией, преобразованной в апреле 1943 года в 10-ю гвардейскую.
Вскоре его перебрасывают на Брянский фронт и назначают командующим 63-й армией. Он организует прочную оборону, пробить которую оказалось не под силу крупной германской группировке. Затем армия Колпакчи переходит в наступление и уничтожает пять германских дивизий.
В апреле 1944 года Колпакчи принимает командование войсками одной из сильнейших армий 1-го Белорусского фронта — 69-й. В ноябре того же года Владимир Яковлевич Колпакчи становится генерал-полковником. Его армия врывается в Германию. Командующий демонстрирует не только высокое полководческое мастерство, но и отвагу, лично руководя боем на самых решающих участках сражений. Именно за личное мужество, проявленное генерал-полковником Колпакчи, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. 69-я армия действовала под командованием Колпакчи и в ходе Берлинской операции.
О военной доблести, мужестве, высоком мастерстве полководца лучше всего свидетельствуют боевые награды, полученные генералом Владимиром Колпакчи в Великой Отечественной войне: 12 боевых орденов. Подчеркну, что по количеству полководческих орденов Суворова и Кутузова первой степени Владимир Колпакчи не имеет равных среди всего советского генералитета.
Лев Соломонович Сквирский в 1940 году был полковником, начальником штаба 14-й армии, с которой и вступил в Великую Отечественную войну. В сентябре 1941 года назначен начальником штаба Карельского фронта. Ему присвоено звание генерал-майора. Следует специально отметить, что северное крыло этого фронта было единственным участком, где госграница СССР удерживалась с начала и до конца войны.
С мая 1943-го и до января 1945 года генерал Сквирский командует 26-й армией. Ее войска в сентябре вышли на государственную границу СССР с Финляндией. Сквирский участвовал в подготовке и проведении Свирско-Петрозаводской и Петсамо-Киркенесской операций. В 1944 году ему присвоено звание генерал-лейтенанта. Награжден восемью боевыми орденами.
Яков Сергеевич Дашевский в войну вступил полковником, командовал дивизией, был начальником штаба армии, а с 1943 года и до конца войны — командующим 22-й общевойсковой армией. А как командовал — о том говорят строки его боевой характеристики, подписанной маршалом Василевским: «Генерал-майор Яков Дашевский как командарм выделяется умением быстро и правильно находить решение серьезных оперативных задач в самые критические моменты сражения. Принятые решения генерал Дашевский твердо и неуклонно проводит в действие». В мае 1942 года Яков Сергеевич стал генерал-майором, а в октябре 1944 года — генерал-лейтенантом. Воевал он успешно, о чем говорят его восемь боевых орденов.
Яков Исаакович Броуд в войну вступил генерал-майором, начальником артиллерии 24-й общевойсковой армии, которая участвовала в оборонительных боях под Москвой. Ее командующим был генерал-майор Иванов. В феврале 1942-го Иванов был снят с должности, и командовать армией стал генерал-майор артиллерии Броуд. В представлении на этот пост сказано: «В настоящее время 24-й армией практически командует ее начальник артиллерии генерал Яков Броуд. Несмотря на артиллерийскую специальность, он вполне успешно справляется с управлением корпусами в бою и операциях. Прошу утвердить в должности командарма 24-й армии генерал-майора Якова Исааковича Броуда». 5 марта 1942 года он был утвержден, а через два месяца армия была переименована в 64-ю и включена в состав вновь создаваемого Сталинградского фронта. Генерал Броуд в короткое время развернул части своей армии, которые успели занять оборону и оборудовать позиции до подхода передовых подразделений немецкой 6-й армии. В ходе боев Броуд, непосредственно руководя соединениями своей армии, находился в основном на переднем крае обороны и был убит в бою под станицей Нижне-Чирской 26 июля 1942 года.
Илья Ефимович Прусс вступил в Великую Отечественную войну полковником. В 1941 году — начальник Управления оборонительного строительства Юго-Западного фронта, а с 1942 года — командующий 2-й саперной армией. Весьма знаменательно, что за всю войну он так и не поднялся выше полковничьего звания, хотя более двух лет командовал армией. Штатное воинское звание командарма во время войны — генерал-лейтенант. Легко представить себе, что полковнику Пруссу не просто было командовать своей армией, когда его заместители и командиры некоторых соединений были генералами. Однако он успешно выполнял все задачи Ставки, которой подчинялся непосредственно. Судя по девяти боевым орденам, Илья Прусс был доблестным, умелым и отважным военачальником. Однако генеральское звание было ему присвоено лишь в июле 1945 года.
Юдель Леонтьевич Городинский генерал-майором стал в 1940 году и в войну вступил в должности командующего 37-й общевойсковой армией на Брянском фронте. Но после летних провалов Красной армии под Харьковом в 1942 году назначается заместителем командарма. В этой должности он успешно воевал, но его невзлюбил командующий фронтом маршал Конев, и после стычки, в которой маршал позволил себе антисемитские реплики, а Юдель Давидович обложил его матом, Городинского в 1944 году перевели от греха подальше на 2-й Прибалтийский фронт командиром стрелкового корпуса. Здесь он и воевал до конца войны. Награжден пятью боевыми орденами.
Вот и подошел к концу лаконичный рассказ о восьми евреях, командовавших армиями в годы Великой Отечественной войны. Он лаконичен не только из-за размеров газетной полосы, но еще и потому, что сведений об этих полководцах очень мало. Разве что о Малиновском — но это потому, что о его еврейском происхождении знают очень немногие. Что же касается остальных, то, кроме Крейзера, даже фотографии их найти непросто, потому что были и остались в России власть имеющие, незаинтересованные, чтобы миру известно стало о восьми евреях, которые в той войне вели в сражение целые армии. Ведь это означает, что под их рукой были многие сотни тысяч солдат и офицеров.
Осознайте это, друзья! От мудрости, мужества и доблести этих восьми полководцев зависели победы и поражения, жизнь и смерть сотен тысяч воинов и мирных людей. И они справились. Воевали успешно, побеждали надменных тевтонов, которые их и за людей-то не считали. И добавить должен: к победам командармов вело и святое чувство мести. Мести за народ свой, истребляемый безжалостно теми, кто стоял перед фронтом их армий.
Расскажите о них своим детям и внукам!

Разное
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News


 
1183 запросов за 1,139 секунд.