Три способа попасть на работу к американцам
Продакт-менеджер, два дизайнера и разработчик рассказали, как оказались в США или начали работать на американские компании, зачем это им и всегда ли переезд — это профессиональный апгрейд.
Мы решили разобраться, что мотивирует людей искать работу в Штатах, пообщались с крутыми ребятами — продакт-менеджером, дизайнерами и разработчиком — и вывели три основных сценария, как устроиться в американскую компанию, пишет Vc.ru со ссылкой на 6designers.com.
1. Устроиться на удалённую работу в американской компании
Это не требует отчаянных решений, срочной визовой чехарды. Если отличиться, то велика вероятность, что опробованного и показавшего свою эффективность сотрудника пригласят работать на месте — в тесном взаимодействии с командой. Кроме того, это вариант для тех, кто не хочет быть привязан к одному месту или кому не удалось получить американскую визу.
Никита Зимин, Senior Designer в Fantasy (Сан-Франциско, Нью-Йорк): «Это не страшно»
Уже почти два года Никита работает в Fantasy, едва ли не самом известном дизайн-агентстве, а живёт в Барселоне. До этого десять лет занимался дизайном: начинал с полиграфии, работал моушн-дизайнером на телеканалах RU.TV, «Коммерсантъ-ТВ», где со временем стал заниматься интерфейсами.
В крупном российском стартапе NPTV и на фрилансах сильно прокачал навыки и основал свою студию, но быстро понял, что хорошие деньги приносят только госпроекты, а желания заниматься ими не было. Зато было желание чувствовать себя глобальным, а не локальным игроком. Потому целенаправленно начал искать варианты работы в ведущих зарубежных студиях. Актуализировал свои портфолио и LinkedIn.
Сбор портфолио, приведение в порядок LinkedIn, Behance, Dribbble — это полноценная работа, но это также и инвестиция, которая даёт конверсию. А если ничего не делать — ничего и не будет.
На платформе AngelList заинтересовались друг другом Никита и небольшое голландское агентство 100grams. Агентству понравилось портфолио, они прислали письмо и тестовое, а уже через день получили выполненное задание и сразу предложили начать работать.
Для русскоговорящего название агентства звучит смешно — «стограмм». Я понял, что нельзя от такого отказываться.
Параллельно с этой работой Никита вёл переговоры с Fantasy, где были открыты удалённые вакансии. У него был знакомый, уже работающий там, через которого он и откликнулся на вакансию. Это не давало никаких преференций, но сильно облегчало коммуникацию.
С портфолио ознакомились и предложили выполнить тестовое задание, по результатам которого приняли в штат. В крупные компании проще попасть «через черный ход», потому стоит перебрать в уме коллег и знакомых, устроившихся в успешные проекты. Рекомендации помогают сильно ускорить процесс найма.
Никита не ставил цели перебраться в Америку, наоборот, не хотел быть привязанным к месту. К тому же давно хотел пожить в Барселоне, для этого и нужна была надежная удаленная работа.
Главное отличие работы в американской компании от предыдущего опыта — уровень профессионализма коллег.
Здесь люди знают, чего хотят, дружелюбно относятся друг к другу, это создает комфортные условия для работы. Раньше приходилось часто ощущать вертикаль подчинения. Она, конечно, есть и в штатах, но здесь удается создать атмосферу полного доверия и открытости. Это очень важно. Ну и в Fantasy работают профессионалы высокого уровня, здесь постоянно учишься чему-то новому.
Преимущества, которые дает работа во всемирно известных компаниях, по большому счету очевидны, но каждому нужен свой последний толчок. Важно только понять, что это не страшно.
Многих останавливает внутренний страх, мол, в офисе разговаривают на английском, и забитые после советских школ люди боятся говорить на иностранном языке. На самом деле, если есть хоть какой-то английский, тебя поймут. Невозможно себе представить, что кто-то скажет «фу», «ха-ха-ха».
Для тех, кто борется с внутренним страхом, Никита привел в пример своего коллегу, который пришел в Fantasy с очень слабым английским. Он всегда просил объяснить, перевести задачу, не участвовал в созвонах. В какой-то момент случилось так, что Никита и остальные больше не могли ему помогать, были переведены на другой проект, и он остался один, без поддержки русскоязычных ребят. Прошло два месяца — и вот он уже и переписывается, и созванивается с коллегами.
Никита подчеркивает, что гладко и быстро не бывает, нужно это понимать. До голландцев и Fantasy сам он долго готовился, было много неуспешных собеседований, неадекватных работодателей, часто люди пропадали, не отвечали. В такие моменты может возобладать неуверенность в себе, потому что не понимаешь причины отказа. Среди этих ситуаций нужно лавировать и не отчаиваться.
Здесь бизнес кипит, весь дизайн и ИТ в первую очередь развиваются здесь. А работа в Fantasy в какой-то мере даже открыла мне глаза на то, как устроены мир и бизнес.
2. Устроиться в российский офис американской компании
Этот вариант дает шанс быть переведенным в американский офис или как минимум полезную строчку в резюме, которая поможет устроиться в американскую компанию после.
Искандер Самерханов, full-stack разработчик в Reddit, (Сан-Франциско): «Я подумал, прикольно, можно попробовать»
Искандер из Казани, год назад с женой переехал в Сан-Франциско. Работает в Reddit и для друзей ведет telegram-канал iskan francisco о забавных моментах заокеанской жизни. Например, о том, как в качестве летнего корпоратива Reddit «вооружил», разделил сотрудников на две команды и устроил в городе перестрелку.
Помню, следил я за коллегой, стоя на парковке и периодически стреляя, один водитель вышел из машины и спросил, все ли хорошо. Я говорю, да, в шпионские игры играем. Если он уловил у меня русский акцент, не думаю, что мое объяснение его успокоило.
Еще во время учебы Искандер начал работать в Akvelon — американской аутсорсинговой компании, которая занимается разработкой ПО для Microsoft, T-Mobile, Disney, Starbucks, Reddit и др. Штаб-квартира Akvelon базируется в Белвью (Вашингтон), а офисы открыты в Казани, Иваново, Ярославле и Харькове. От одногруппника Искандер услышал об Akvelon и возможности поехать работать в штаты, которую предоставляла компания. Тут он решил, «а чего бы не попробовать», и сменил российскую компанию, в которой работал, на американский Akvelon.
В Akvelon его внедрили в уже существующие удаленные проекты без каких-либо собеседований с заказчиками, которые на тот момент все были из Сиэтла, как например, Microsoft. Параллельно Искандер готовился к потенциальному проекту с переездом в офис заказчика в Америку: решал задачи на алгоритмы, прокачивал техническую часть — языки, технологии, тренировал английский.
Через девять месяцев компания назначила первые интервью, одно из которых он прошел. Но на стороне клиента возникли бюрократические трудности и они свернули процесс. После этого еще полгода не было открытых позиций, зато было время основательно подготовиться. Новое интервью оказалось с Reddit, Сан-Франциско.
Я вообще воодушевился, потому что мечтал побывать там, а появилась возможность жить и работать. Ну и каким-то чудом я прошел интервью с одним из самых главных там в Reddit людей — с CTO (chief technology officer). Мне сделали рабочую визу, и вот я живу в Сан-Франциско и работаю как контрактор в Reddit. Время от времени летаю в Сиэтл в главный офис Akvelon. Ну и тут у меня дочь родилась.
3. Устроиться в американскую компанию напрямую
Процесс трудоустройства небыстрый, придется потратить много нервов и, вероятно, денег.
Анна Наумова, продакт-менеджер в блокчейн-стартапе BitClave (Сан-Хосе, Калифорния): «Можно сказать, это была мечта мужа, которую я поехала исполнять»
Аня переехала в США два года назад. Девять лет муж играл в лотерею и наконец-то выиграл — получил грин-карту. До этого Аня проработала в Одноклассниках и Mail.Ru Group десять лет, последние три из которых — на позиции продакт-менеджера. Никогда не страдала «американской мечтой», ей всегда классно жилось и на родине. В штаты она с мужем и дочкой переехала без оферов: накопили $20 тысяч и поехали.
Грустная статистика: первая работа в Штатах ищется долго, средний срок — шесть месяцев, поэтому стоит запастись терпением. Еще нужно распрощаться с высокомерием и принять факт «обнуления»: вы тут никто. Опыт не в США мало кого интересует. Меня часто спрашивали, была ли я оунером Mail.ru, то есть даже крупнейшую ИТ-компанию Европы много кто не знает.
Все свои работы здесь Аня нашла через знакомых. Она откликалась на сотни вакансий, но, как показывает практика, в разы повышают шансы быть нанятым только реферальная программа и знакомства. Первую работу в Бостоне в райдшеринг-приложении Fasten нашла по местным меркам очень быстро — через два месяца после переезда. С сооснователем Fasten команда Одноклассников делала проект, еще когда Аня работала там.
Работа в Bitclave нашлась похожим образом: годом ранее в Нью-Йорке, в акселераторе Starta Аня познакомилась с сооснователем. Устроиться в стартапы с русскими корнями по знакомству обычно гораздо проще, чем в классические американские корпорации: там схожий процесс интервью, легко собрать референсы на кандидата в российских компаниях.
Поиск работы в США — это такая мясорубка и такая конкуренция, что плохо и работодателям, и соискателям. В крупных компаниях доходит до нескольких тысяч кандидатов на вакансию. Поэтому наиболее эффективный способ — устраиваться через рекомендации. Открывайте LinkedIn и знакомьтесь с людьми из разных компаний. Русское комьюнити в США очень большое.
Муж Ани работает QA (quality assurance) в Toast — бостонской компании по разработке ПО для заказов в ресторане. Он искал работу почти год: не занимался нетворкингом, а английский был на более низком уровне.
Аня советует подтягивать уровень английского еще в России, а минимум за год до переезда лучше перейти на фильмы, подкасты, интервью, шоу, СМИ и книги только на английском языке. Кроме занятий с англоговорящим преподавателем, можно писать или звонить в любую иностранную службу поддержки и обсуждать выдуманные проблемы. Аня обращает на это особое внимание, потому что главной ошибкой считает то, что сама почти не готовилась. Занималась английским по скайпу, но, приехав в штаты поняла, насколько не готова.
Менеджер по продукту — это профессия, которая на 80% состоит из коммуникаций. Никто не захочет работать с человеком, который не может выразить свои мысли, нечетко говорит, постоянно переспрашивает, неграмотно и грубо пишет.
Здесь приходится конкурировать с местными парнями из Стенфорда. Если английский плохой, никакие другие скилы не спасут (если это не русский стартап в Долине). Это отличает поиск работы продакт-менеджера от разработчиков, к уровню английского которых не такие высокие требования.
Переезд в США сильно укрепил меня как личность. Теперь я, кажется, уже ничего не боюсь. Научилась решать вопросы, открывать любые двери, получать любую информацию. Я улучшила свой английский, могу без проблем коммуницировать с кем угодно. Пока не могу сказать, что дал мне переезд в профессиональном плане.
С точки зрения карьеры я как будто скатилась назад. Работала в топовой компании над крутым проектом с многомиллионной аудиторией, а стала работать в маленьких стартапах. Но часто надо сделать шаг назад, чтобы потом два вперед — я в это верю!
Евгений Гущин, бренд-дизайнер в Siegel+Gale (Сан-Франциско): «Работа, которой ты здесь занимаешься, — это самые современные продукты, технологии и принципы менеджмента»
Евгений учился в Высшей школе экономики, еще на третьем курсе начал совмещать учебу с работой ассистента декана. В этой роли он выполнял не только административную работу, но и много дизайнерской — от значков до презентаций для различных мероприятий, которые в вузе проходили постоянно.
Во время учебы в магистратуре получил предложение от Газпрома, в компании занимался экспортом и транспортировкой газа за рубеж. В первые месяцы все было в порядке, многому приходилось учиться. Но уже вскоре работа стала бессмысленной и механической: переговоры, бухгалтерия, отслеживание. Платили очень хорошо, но быстро стало понятно, что в компании все решают власть и влияние, а не талант и усердие.
Через полгода встал вопрос о том, чем бы он на самом деле хотел заниматься. Ответ не пришлось выдумывать — дизайн. После работы он начал посещать курсы, а в оставшееся время читал книги по дизайну. Одной из них стала книга генерального директора IDEO Дэвида Келли «Change by Design».
Больше всего меня поразило то, что в IDEO нанимали людей как с дизайнерским образованием, так и с опытом работы в совершенно других областях — от здравоохранения до экономики. Это позволило IDEO решать сложные задачи — от разработки первого манипулятора графического интерфейса (компьютерной мыши для Apple) до системы орошения в Нигерии. Я просто чувствовал, что должен работать на IDEO, в тот момент казалось, что все сошлось.
В той же книге Женя прочитал, что лучшей программой для дизайнеров была программа Академии Университета искусств в Сан-Франциско. А через год он приземлился в Сан-Франциско, чтобы учиться в магистратуре по графическому дизайну.
Женя хотел заниматься творческой работой, решать сложные задачи, чтобы делать мир лучше. Потому вопрос был не в том отправляться на учебу в Академию или нет, а в том, как это сделать. Магистерская программа в Академии искусств стоила дорого — $56 тысяч, но семья поддержала идею и продала часть собственности, чтобы покрыть расходы.
Магистратура была самым тяжелым испытанием в моей жизни. Это было время, когда я впервые был так близок к тому, чтобы сдаться, но не сделал этого.
Учеба была чрезвычайно трудной, а в 2014 году рухнул рубль, у меня быстро закончились деньги. Я работал официантом после занятий, занимался ночью, шел на учебу после трёх часов сна. В выходные проводил два полных дня за рулем Uber. Для меня это был очень тяжелый период в Штатах.
Во время учебы начал работать в небольшой дизайн-студии, где в том числе занимался запуском бизнеса по онлайн продаже дизайнерских постеров. Эта работа дала самый разный опыт и сняла необходимость судорожно искать место для трудоустройства после выпуска из магистратуры: по правилам студенческой визы на поиск работы по специальности дается 90 дней.
Бренд-студия Siegel+Gale сама связалась с Евгением и пригласила на интервью. Помимо онлайн портфолио у студентов собирается традиционное портфолио в физическом виде — книжка с работами. Все они, как правило, похожи друг на друга и не сильно интересуют работодателя.
Женя подошел к оформлению портфолио творчески, потратил время, чтобы получить достойный результат. Он уверен, такой качественный «дизайн-артефакт» — большой бонус при устройстве на первую работу. А в его пользу сыграл еще и опыт работы — он мог рассказать о реальных, а не ученических проектах.
Кроме того, Siegel+Gale нужны были руки, потому что был заключен контракт с Wells Fargo, 4ым по величине банком в США. Зная это, когда речь в переговорах зашла о зарплатных ожиданиях, Женя позволил себе назвать смелую цифру. Работодатель предложил значительно меньшую, на что Женя аргументированно объяснил, почему он заслуживает позиции Senior Designer и такой зарплаты. Siegel+Gale не отвечали неделю.
Ко всему процессу я подходил достаточно спокойно. Параллельно у меня было несколько собеседований в Facebook, Google и Airbnb, и у меня все еще была прежняя работа. В общем, через неделю Siegel+Gale предложили мне позицию синьор дизайнера и соответствующую зарплату.
После пришлось нелегко. Когда просишь хорошие деньги и позицию отчасти авансом, потом нужно на это работать, а реакцией на результат труда первое время практически неизбежно будет — «А мы ожидаем большего». Жене потребовалось больше полугода, чтобы всем доказать, что компания сделала правильный выбор. Теперь работа вполне комфортная, но по завершении громкого проекта с Wells Fargo Евгений подумывает сменить работу, чтобы заниматься больше UX и UI, нежели бренд-дизайном.
Что касается работы и жизни в Америке в целом, несмотря на многонациональность Долины, по ощущению Жени ты все равно здесь чужой: язык, акцент, непонимание культурных аспектов — все это никуда не деть.
Один из фидбеков, который мне дали на performance review, сводился к тому, что я «argumentative», то есть спорю и пытаюсь доказывать точку зрения. А американцы говорят то же самое, но облекают это в другую оболочку, и всех это устраивает. Эти культурные особенности далеко не сразу начинаешь чувствовать, потом понимать и только после использовать.
Женя уверен, что поработать здесь стоит хотя бы для того, чтобы увидеть совершенно другой подход к работе: внутри команды правильная коммуникация, что помогает совместно быстро справляться с трудностями, все очень прозрачно, нет довлеющей иерархичности.
Я понимаю, что если вернусь в Россию или буду работать в Европе, то смогу привнести в эти компании что-то такое, что поможет делать вещи быстрее, качественнее или думать по-другому. Это инвестиция в себя. Ну и плюс здесь гораздо больше денег. Если захочешь открыть свою компанию — всегда можно найти финансирование. Ну и очень хорошие зарплаты: разница между доходами и тратами значительно больше.
Здесь я нашел то сочетание творческой и аналитической работы, которое искал. Я могу твердо сказать, что люблю ходить на работу и делать то, что делаю; это заставляет меня прекрасно себя чувствовать. В конце концов, страсть к дизайну — это главное, что движет меня вперед.
Читайте также на ForumDaily:
24 способа заработать дополнительные деньги
10 городов США, которые сильнее всего пострадают от упадка IT-сектора
5 вакансий со знанием русского языка от престижных компаний
Сколько стоит иммиграция: тарифы на жизнь в Сиэтле
Как российский экс-банкир признался в аферах ради гражданства США
Что нужно знать для учебы в США и как подтянуть свой английский перед поступлением
Подписывайтесь на ForumDaily в Google NewsХотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» — и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе.