The New York Times: Молдавия подумывает об объятиях России — роман с Европой буксует
Сотрудница Министерства иностранных дел (МИД) Молдавии Даниэла Морари ездит по стране, пытаясь настроить граждан в пользу ЕС, повествует The New York Times. Она выслушивает самые разные опасения: например, «если вступишь в ЕС, все станут геями», а брюссельские чиновники «не разрешат держать скотину на подворье». По словам журналиста Эндрю Хиггинса, такие взгляды поощряются российским телевидением, молдавскими пророссийскими партиями, а также православной церковью.
Молдаване говорят, что дело не только в российской пропаганде и у них предостаточно резонов для недоверия к ЕС. Это, например, разгул коррупции в Молдавии, неофициальное могущество бизнес-магнатов и война на Украине. Морари опасается, что в борьбе за умы и сердца молдаван Евросоюз проигрывает России.
По мнению автора, на саммите «Восточного партнерства» в Риге обнажится взаимное разочарование. Потенциальные страны-партнеры ЕС глубоко увязли в собственных проблемах. Либо они тяготеют к Москве. «Если брюссельские чиновники озабочены техническими мелочами, то президент Путин гораздо более четко и напористо старается вернуть бывших советских наместников в лоно Москвы», — пишет Хиггинс.
По мнению автора, европейские лидеры опешили из-за хаоса на Украине и ссоры с Россией и теперь уменьшают масштаб своих усилий к востоку от границ ЕС.
«России ничего не надо делать, — говорит Ян Фельдман, член правительственного совета Молдавии, который борется с дискриминацией. — России нужно просто ждать. Идея Европы сама себя дискредитировала».
По мнению автора, шесть лет существования программы «Восточное партнерство» мало что дали, а самый большой разрыв между ожиданиями и реальностью — в Молдавии.
В прошлом году ЕС отменил визы для молдавских граждан после того, как Брюссель объявил Молдавию «лучшим реформатором» «Восточного партнерства», напоминает автор. «Но сегодня молдавские проевропейские политики, погрязшие в междоусобице, как и их коллеги на Украине, настолько испортили свою репутацию из-за неспособности совладать с коррупцией и создать функциональное государство, что многие в Молдавии с симпатией смотрят на Россию», — говорится в статье.
В прошлом году возросла поддержка антиевропейской Социалистической партии, которая теперь имеет больше всего мандатов в парламенте. Ее лозунг — «Вместе с Россией!» Проевропейским силам все же удалось сформировать коалиционное правительство, но лишь при содействии компартии, сообщает корреспондент.
Согласно свежему соцопросу, 32% молдаван высказываются за вступление в ЕС («Брюссель не намерен предоставлять эту возможность», — замечает автор), а 50% — за вступление в Таможенный союз.
Высокопоставленный европейский дипломат, пожелавший остаться анонимным, пожаловался, что проевропейские политики умели произвести впечатление на Брюссель, но на деле «все провалили», и теперь многие рядовые молдаване полагают: «Россия точно не может быть хуже, чем это».
ЕС хотел сделать из города Хынчешты образец пользы от сближения с Европой: например, обеспечить всех горожан чистой водой и современной канализацией. Но на деле лишь в трети домов есть канализация, во многих домах нет питьевой воды, а улицы, кроме центральных, остаются немощеными, повествует автор.
Мэр города Хынчешты Александрес Ботари состоит в номинально-проевропейской Демократической партии, но «сказал, что в Таможенном союзе Молдавия будет жить лучше — по крайней мере, в экономическом отношении», — говорится в статье.
В 2013 году Путин жестко ограничил торговлю с Молдавией в отместку за ее флирт с Западом.
«Мы не можем жить без российского рынка», — заявил в интервью лидер Социалистической партии Игорь Додон. По его словам, Путин сказал ему, что Россия хочет восстановить торговые и политические связи с Молдавией, но только если та воздержится от сближения с НАТО, передает автор.
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News