“Темный туризм”: впечатления американца от посещения Чечни и Южной Осетии
22-летний американский студент Отто Вармбье стал печально известен всему миру после того, как был осужден в Северной Корее за “тайную работу на американское правительство и попытку подорвать основу единства Северной Кореи». Все эти обвинения были выдвинуты против парня за то, что он сорвал в отеле в Пхеньяне пропагандистский плакат. За это его приговорили к 15 годам каторжных работ. Спустя больше года с момента заключения, адвокатам удалось вернуть Вармбье в США, но его состояние было настолько ужасным, что врачи не смогли его спасти, — спустя несколько дней после возвращения на родину молодой человек умер в Медицинском центре Университета Цинциннати.
Все начиналось, как приключение: Отто отправился в Северную Корею в рамках пятидневного пакета от китайской туристической компании Young Pioneer Tours, сделал несколько фото в самой закрытой стране мира, но похвастаться ими в США студенту было несуждено из-за неосмотрительно сорванного плаката.
Смерть студента усилила конфликт между США и КНДР, а туристическая компания Young Pioneer Tours исправила информацию на своем сайте, уточнив, что поездки в Северную Корею безопасны только в случае соблюдения законов страны, раньше сайт утверждал, что подобный тур просто является очень безопасным без каких-либо дополнительных условий.
Глядя на страдания парня во время суда и по возвращении в США, многие задавались вопросом: зачем ему это было нужно, зачем он вообще поехал в КНДР? Но он далеко не единственный путешественник, интересующийся “темным туризмом”, когда искателей приключений отправляют в политически напряженные регионы, например, туда, где идет война, или в другие «экзотичные» места, куда не возят обычные турфирмы. В последние годы американский рынок таких услуг переживает настоящий бум — с 2008 по 2012 год он ежегодно растет на 65%, достигнув $263 млрд в 2012 году (более новой информации о состоянии этого рынка на данный момент нет в открытом доступе).
Большая часть этого роста приходится на более стереотипные авантюрные действия, такие как рафтинг или банджи-джампинг. Но довольно много в этом показателе людей, желающие побывать в небезопасных местах. Причиной роста популярности такого вида туризма стало то, что путешественников в мире становится все больше и популярные в этом плане страны пытаются подстроиться под туристов, создать им комфорт, нивелируя при этом аутентичность страны, то, что часто интересует туристов больше всего. И вот люди, получая одинаковый опыт от посещения разных стран, начинают задумываться о поездках куда-то, где под них не подстраиваются, где они могут увидеть реальную жизнь.
К примеру, Young Pioneer Tours (YPT) обещает организовать «безопасное и дешевое путешествие в любое место на планете, от которого ваша мама хотела бы, чтобы вы держались подальше», компания имеет идеальную оценку в 5.0 на TripAdvisor.
Журналист Huffington Post решил испробовать на себе подобное путешествие и рассказал об опыте.
Он подписался на тур YPT по Кавказу. Это была двухнедельная поездка, стоимостью $2540 долларов, она являлась частью более крупного летнего советского туристического пакета, который начинался в Чернобыле с короткой остановкой в Москве (где к остальным туристам и должен был присоединиться журналист) и предусматривал посещение Чеченской Республики и непризнанной Южной Осетии.
Всего через 8 дней после смерти Отто гид YPT Шейн советовал клиенту подаваться на российскую визу самостоятельно и использовать фальшивую информацию о бронировании отеля. Он также посоветовал предоставить российскому посольству фальшивый план маршрута, который бы гласил, что журналист якобы собирается отправиться в автобусный тур по Эстонии. В процессе разговора о поездке турагент ни разу не упомянул о предупреждении Госдепартамента “ни в коем случае не ехать в Чечню или Южную Осетию”, поскольку это может быть небезопасно для граждан США.
До смерти Отто поездки в Северную Корею составляли от 70 до 80% бизнеса YPT. Так было с 2006 года, когда появилась возможность возить людей в КНДР, сейчас YPT — второй игрок на туристическом рынке Северной Кореи после Koryo Tours, считающейся более безопасной, поэтому компания занялась созданием новых маршрутов, одним из которых и стала кавказская территория постсоветских стран.
Прибыв в Москву журналист встретился с гидом Шейном и другими туристами, с которыми он должен был продолжить путь. Большинство из них были постоянными клиентами YPT, уже побывавшими в КНДР и на Кубе.
Несмотря на то что Шейн уже 3 года возил туры по России, он не говорил по-русски, в работе ему помогала украинка Инна, которая, по сути, делала все: общалась с местными гидами, покупала для группы билеты, помогала им в ресторанах, пока Шейн просто вел себя, как главный в путешествии.
Проведя день в Москве, туристы отправились на поезде во Владикавказ, откуда должны были микроавтобусом добраться в Чечню.
Во время двух войн чеченцев с Россией, последовавших за распадом Советского Союза, погибло от 70 000 до 200 000 чеченских мирных жителей (из примерно 800 000 человек населения). Выжившие — довольно жестокие и закаленные люди. Их национальный символ — волк, в самой России их связывают с захватом заложников в школах и театрах, взрывами в автобусах и метро. Американские друзья журналиста, воевавшие в Ираке и Афганистане, предупредили его, что самыми страшными моджахедами, с которыми они сталкивались, были чеченцы. Поэтому он ехал в эту поездку довольно настороженно.
По пути участники группы в основном хвастались, какие необычные территории им удалось посетить в рамках их путешествий: среди фаворитов были Нагорный Карабах и Антарктида.
Кроме того, они много пили. Ситуация усугубилась, когда на одной из станций к ним подсел мужчина, представившийся “гангстером Сережей”, который угощал всех дешевым коньяком и рассказывал про свои кражи и тюрьму.
После прибытия во Владикавказ путешественники пересели в микроавтобус, чтобы отправиться в Чечню, их сопровождал местный гид по имени Мохаммед.
После 90 минутного путешествия через Северную Осетию и Ингушетию путешественники добрались до Грозного, где военные проверили у них документы.
“На первый взгляд Грозный казался непостоянным, как временная колония на скалистой пустынной планете. Молодые деревья, бесхарактерные жилые комплексы, расположенные на расстоянии друг от друга”, — подметил журналист.
Гид рассказал им, что после войн 99% города были построены заново, а также сообщил, что в Грозном есть проспект Путина, которого нет ни в Москве, ни в Петербурге.
Все потому, что современный Грозный не существовал бы без денег Путина. Вскоре после того, как Ахмат-Хаджи Кадыров был убит в 2004 году, власть получил его сын Рамзан, который зарекомендовал себя как один из самых надежных сторонников Путина. Однако лояльность Рамзана дорого обходиться. С 2008 по 2012 год Москва выделила Чечне 120 миллиардов долларов. Федеральные субсидии составляли 81% бюджета республики в 2015 году.
Туристы посетили музей Кадырова в Грозном и несколько других городов в республике, побывав в горах и полуразрушенных старинных башнях и даже побывали на чеченской свадьбе, где совсем не было алкоголя, но было много музыки и танцев.
Пока они путешествовали по республике, Инна смогла связаться с Рамзаном Кадыровым в Instagram (он принял ее запрос на добавления в друзья), и настаивала на том, что туристическая группа хотела бы встретиться с главой Чечни. Для начала он прислал одного из своих приближенных — главу секретариата президента, чтобы узнать, какие впечатления его республика оставила у туристов, но сам так и не порадовал их своей компанией.
Американского журналиста удивило, что группа постоянно и много пила, но потом он понял, что это своего рода политика туристической компании — так люди быстрее сближаются и становятся менее критичными к условиям отдыха и сервиса.
Журналист подметил, что в Грозном было очень мало урн и тихо, поскольку в выходные центральные улицы были закрыты для автомобилей.
Однажды журналист даже подумал, что его планировали арестовать. Полицейские бежали в его направлении, и он даже поднял руки. Но они пробежали мимо и набросились на чернокожего парня.
После Чечни группа отправилась в Дагестан, где провела некоторое время на пляже.
За этим последовал путь в Южную Осетию, но гид до последнего момента не знал, пропустят ли группу на территорию непризнанного государства, поэтому повторял: “Запомните, у нас было отличное путешествие, даже без Южной Осетии”.
Туристов проинструктировали, как себя вести во время интервью с ФСБ на границе, тем, кто имел отношение к журналистике или госслужбе, посоветовали об этом не упоминать.
После успешного прохождения собеседования туристам дали выбор, хотят ли они, чтобы в их паспорте был штамп о посещении Южной Осетии или нет.
На территории непризнанного государства группу встретили два гида Эка и Джорджи, они повезли туристов в страну мимо тяжелых орудий, направленных в сторону Грузии.
Южная Осетия выглядела, как место, где внезапно исчезла жизнь с разрушенными остатками следов былого успеха и цивилизации.
“Ни одну из достопримечательностей мы не могли исследовать самостоятельно. Наше присутствие здесь и то, что мы увидели, зависело от того, что правительство Южной Осетии хотело, чтобы мы видели, и не более того. Например: недалеко от дороги, по которой мы путешествовали, российские военные силы находились в процессе «пограничной демаркации» вдоль административной границы с Грузией. За несколько недель до нашего прибытия эти солдаты подняли пограничные знаки и переместили их на 2 300 футов в глубь Грузии, захватив таким образом часть нефтепровода Баку-Супса, но этого нам абсолютно не хотели показывать”, — отметил журналист.
Гиды рассказывали о войне с Грузией, выставляя Тбилиси агрессором и убийцей. В столице Южной Осетии Цхинвале было много разрушенных домов, но были и новые здания, преимущественно правительственные учреждения.
Гостям удалось провести день в настоящем горном домике с семьей, хотя вторую подобную ночевку пришлось отменить, поскольку один из собственников дома упал с дерева и получил травму.
“Мы фотографировались перед зданиями с отверстиями от снарядов, а я старался не забывать, что «темный туризм» намного старше, чем селфи-штатив. Марк Твен посетил Помпеи, а затем написал об этом. Антон Чехов был первым в мире «ГУЛаг-туристом». Первой экскурсией в Англии стала однодневная поездка на локомотиве, чтобы увидеть казнь двух преступников. Сама идея туризма на Западе возникла в связи с желанием паломников увидеть пустую гробницу крестьянина, казненного государством”, — подытожил свой опыт журналист.
Читайте также на ForumDaily:
Впечатления американского журналиста от Кремля и знакомства с Путиным
Три истории американцев, которые переехали жить в Россию
Что американцы думают о России
Пять вещей, которые удивляют американцев в русских
Подписывайтесь на ForumDaily в Google NewsХотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» — и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе.