«Танцы» в Бабьем Яре
75 лет прошло со времени трагедии в Бабьем Яре. Сегодня многие украинские и еврейские организации по всему миру отмечают эту дату. Отмечают по-разному…
В мире нет другого, более значимого, места-символа человеческой трагедии — прежде всего трагедии еврейского народа. В киевском яре, куда на протяжении многих месяцев тянулась нескончаемая череда обреченных на смерть стариков, женщин, детей, мирных и безоружных, погибли десятки тысяч евреев только потому, что они были евреями. Об этом написано много книг, сняты фильмы, открыты экспозиции. Я помню, как не мог сдержать слез, когда читал о 5-летнем еврейском мальчике, который по пути в Бабий Яр все время спрашивал у мамы: «Почему мы туда идем? Я же сегодня утром тебя слушался и съел всю кашу, — ты же говорила, что нас не будут убивать?»… Как такой ужас может не тронуть человеческое сердце! Как может не тронуть душу замечательная музыка моего друга, композитора и музыканта Яна Табачника, написанная к фильму «Бабий Яр»!
При всем этом Бабий Яр — какое-то проклятое место. Я это в последнее время стал более отчетливо понимать. По всему миру есть немало мест массовой гибели евреев — и всюду есть памятники, мемориалы. В Бабьем Яре же, казалось бы, в том самом месте, где должен был бы стоять по-настоящему эпохальный мемориал-напоминание о трагедии, ничего этого нет. Каждый раз, когда кто-то берется за воплощение такого мемориала — происходит что-то непредвиденное.
Давайте коротко проследим за хронологией действий тех людей, которые пытались продвигать идею мемориала в Бабьем Яре.
Первым подвижником был Илья Левитас, вложивший в эту идею много сил, души, времени. Он, по сути, посвятил всю свою жизнь увековечиванию памяти жертв Бабьего Яра. Но по целому ряду причин он не смог эту идею довести до конца.
Почти 10 лет назад мы — я и Александр Левин — создали Фонд памяти «Бабий Яр», вложив в его работу немалые средства. Работал комитет и международное жюри, которое определило победителя конкурса на лучший проект мемориала в Бабьем Яре. Это был проект известного архитектора Михаила Ревы.
Увы, воплотиться этому прекрасному проекту было не суждено: землю под него, которую до этого мы взяли в аренду, … просто украли. В это трудно поверить, но это факт. Однажды утром мы обнаружили, что владеют землей уже совершенно другие люди, на которых был переписан земельный реестр. Никто в стране не содрогнулся от этого ужаса, мы практически в одиночку боролись с этим практически год (!), пытаясь доказать юридическую правоту.
Тогда Фонду памяти «Бабий Яр» очень помог Игорь Коломойский, которому я рассказал о ситуации. Он снял трубку — и организовал мне встречу с Андреем Портновым, известным юристом. Тот взялся вернуть землю Бабьего Яра — и стал действительно единственным юристом, которому это удалось. Благодаря его компетенции и усилиям мы вернули землю законным владельцам.
И тогда Фонд памяти «Бабий Яр» начал работу над новым проектом. Его воплощением вплотную занялся Александр Левин, он привлек американских инвесторов, казалось, вот-вот — и Бабий Яр наконец-то получит эпический мемориал…
Но и этого не случилось. Оказалось, что большой участок, примыкающий к Бабьему Яру, перехвачен «ястребами» из окружения другого человека — мэра Леонида Черновецкого. Там собирались строить… развлекательный комплекс. А нам предложили сделать такое: мол, выкупайте участок, чтобы там не было развлекательного комплекса! Я об этом много писал и говорил в свое время, но тоже, увы, широкого резонанса это не получило. Нам пришлось выкупить эту землю, но строительство затормозилось.
И только полгода назад появился новый человек — бизнесмен Павел Фукс, который взялся снова за идею воплощения мемориала в Бабьем Яре. Он создал новый совет Фонда памяти «Бабий Яр», куда вошли видные бизнесмены Фридман, Хан, Пинчук, Суркис. Казалось, все теперь гораздо быстрее сдвинется с места. Но пока это находится в всьма предварительной стадии.
Кроме упомянутых выше людей никто, как говорится, и пальцем не пошевелил, чтобы над местом колоссальной трагедии еврейского народа был воздвигнут достойный мемориал.
Зато сегодня, когда приближается 75-летие трагедии, нашлось немало организаций и людей, которые, извините, «празднуют» эту годовщину различными мероприятиями: приемами, концертами. На все это тратятся деньги — сотни тысяч долларов. Разве не справедливее и правильнее было бы эти деньги отдать на создание мемориала, достойного памяти жертв?
Я намерен проигнорировать эти мероприятия, ибо считаю их, простите за резкость, пиаром и «танцами на костях».
Похороненные в Бабьем Яре заслуживают не концерта в зале, а действительно значимого мемориала… Не советского памятника неизвестно кому, не маленького памятного знака — Меноры, которую чуть ли не каждые 2 месяца обрисовывают свастиками и антисемитскими лозунгами, а настоящего современного музейного комплекса-мемориала самых высоких международных стандартов!
Те, кто приезжают в Киев в эти дни, чтобы побывать на концерте или на приеме, пройтись по парку рядом с чиновниками из властных украинских структур, вряд ли, как мне кажется, реально хотят достойного увековечивания памяти жертв Бабьего Яра. А могли бы реально помочь конкретному делу!
Фонд памяти «Бабий Яр» приложит максимум усилий, чтобы не только в годовщины Бабьего Яра, но и каждый день шла работа — трудная, кропотливая, часто неблагодарная — по достойному увековечиванию памяти жертв этой страшной трагедии.
Читайте также:
Российские миллиардеры дадут Украине рекордную сумму на мемориал жертвам Холокоста
Американский Нобелевский лауреат: спасение во время Холокоста в Украине
День памяти жертв Холокоста: фото и видео, которые потрясут каждого
История ребёнка, выжившего в Бабьем Яру
Подписывайтесь на ForumDaily в Google NewsХотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» — и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе.