Шпион, выйди вон: жизнь детей русских агентов после разоблачения американцами
После того как граждан США Дональда Хитфилда и его супругу Трейси Фоли разоблачили агенты ФБР, изменилась не только жизнь самих агентов путинской России, но и их сыновей — Тима и Алекса.
День рейда спецгруппы — 7 июня 2010 года — совпал с 20-м днем рождения Тима, который он отмечал неподалеку от дома, в Кэмбридже, штат Массачусетс.
Вскоре после возвращения парней домой к ним ворвалась группа одетых в черное вооруженных людей с криком «ФБР!», после чего на их родителей надели наручники и увезли в разных автомобилях.
Потрясенным братьям один из сотрудников ФБР сказал, что родителей арестовали по подозрению в том, что они являются «незаконными агентами иностранного правительства».
Алекс, младший из братьев, предположил, что произошла какая-то ошибка, возможно, представители ФБР вошли не в тот дом, или произошла путаница из-за консалтинговой работы отца.
Дональд Хитфилд, который учился в Париже и Гарварде, на тот момент работал старшим сотрудником консалтинговой фирмы в Бостоне. Их мать Трейси Фоли долго занималась воспитанием своих детей, а затем стала работать агентом по продаже недвижимости.
Братья родились в Канаде, но на тот момент уже 10 лет жили в США. Знакомые считали Хитфилдов-Фоли обычной американской семьей, хоть и с канадскими корнями и влечением к заграничным путешествиям.
Новые имена
Однако через несколько дней братья услышали по радио, что ФБР раскрыло 10 русских агентов в рамках операции под названием «Призрачные истории» (Ghost Stories). Кроме того, вскоре выяснилось, что настоящие имена их родителей — Андрей Безруков и Елена Вавилова.
Имена «Дональд Хитфилд» и «Трейси Фоли» принадлежали канадцам, умершим в детском возрасте много лет назад. Их личности были украдены и использовались родителями братьев.
Оба родились в СССР и прошли подготовку в КГБ, после чего отправились за границу по программе внедрения глубоко законспирированных секретных агентов, известных в России, как «нелегалы». Их и еще восьмерых агентов, включая Анну Чэпман, выдал американским властям русский шпион-перебежчик.
Репортаж о самолете, доставившем десятерых разоблаченных шпионов в Вену для обмена на четверых российских граждан, отбывавших заключение по обвинению в шпионаже на западные страны, напомнил о временах Холодной войны.
Алекса и Тима также ждала долгая поездка в Россию, и спустя почти 6 лет после памятного рейда ФБР корреспондент британской газеты Guardian встретился в Москве с Алексом, которого теперь официально звали Александр Вавилов, а его брата — Тимофей Вавилов.
Алекс уже может заказывать по-русски обед, но говорить бегло пока не получается. Он учится в Европе и приехал в Москву к родителям. Тим работает финансистом в Азии, и в интересах защиты личной жизни братья попросили не раскрывать подробностей их учебы и работы.
Кроме того, братья ведут юридическую тяжбу за восстановление канадского гражданства, которого их лишили после ареста родителей. Братья считают, что это несправедливо и незаконно.
Переезд в Россию
Во время рейда ФБР, как вспоминает Алекс, у них изъяли все компьютеры, мобильные телефоны, фотографии и многое другое. Все банковские счета семьи были заморожены, и у братьев остались только наличные деньги в карманах.
Мать, с которой им удалось встретиться в тюрьме, велела сыновьям отправиться в Москву, хотя раньше им не доводилось бывать в России. В аэророрту братьев встретили несколько человек, которые назвали себя коллегами их родителей и попросили братьев довериться им.
«Они показали нам фотографии родителей в молодости, носивших униформу и медали. В тот момент я понял, что это правда. До тех пор я отказывался поверить в справедливость обвинений», — сказал Алекс.
В России браться встретились с дядей и двоюродным братом, о существовании которых ранее даже не подозревали, а также с бабушкой.
Алекс и Тим говорят, что не чувствуют особенного дискомфорта, рассказывая о пережитом, но и не сильно радуются этому. Братья сомневаются, что родители собирались однажды рассказать им о своих подлинных личностях.
В 2010 году шпионов встретили в России, как героев. Сначала их опросили в штаб-квартире СВР, а затем Безруков, Вавилова и остальные встретились с президентом Дмитрием Медведевым, вручившим им медали за службу.
Затем их принял Путин, и группа исполнила патриотическую советскую песню «С чего начинается Родина». Затем власти организовали для них турне — отвезли в Санкт-Петербург, на озеро Байкал в Сибирь и в Сочи на Черное море, чтобы показать им современную Россию и дать возможность привязаться к ней.
Кризис идентичности
Тим ответил, что иногда они встречаются с другими семьями шпионов, хотя они с Алексом были единственными подростками среди этих семей. Из четырех задержанных супружеских пар у одной было двое маленьких детей, а у другой — сыновья более старшего возраста.
Тим и Алекс получили российские паспорта в конце декабря 2010 года. Неожиданно для себя они оказались Тимофеем и Александром Вавиловыми. Имена были совсем новыми, чужими и непроизносимыми, сказал Тим.
«Настоящий кризис идентичности», — добавил он с горечью. Не имея возможности вернуться в университет, в которой он поступил, Тим перевелся в российский университет и закончил его, а затем выучился на МВА в Лондоне.
Алекс закончил среднее образование в Британской международной школе в Москве. Оставаться в России он не хотел и подал документы в канадский университет, но ему сказали, что он должен получить сначала новое канадское свидетельство о рождении, затем подать на гражданство, и лишь после этого сможет обновить канадский паспорт.
В 2012 году он поступил в Университет Торонто и подал просьбу о предоставлении четырехлетней студенческой визы по российскому паспорту. Ему выдали визу, и он собирался 2 сентября отправиться в Канаду. Но за четыре дня до отъезда, когда он собирал вещи и переписывался по электронной почте с будущим соседом по комнате, Алексу неожиданно позвонили из канадского посольства и вызвали на срочное собеседование.
Встреча была неприятной. Ему задали множество вопросов о родителях и о его жизни. На его глазах была аннулирована виза, и он потерял свое место в университете. После этого ему отказывали во французской и британской визе. Алекс дважды поступал в Лондонскую школу экономики и дважды не получал визу. Тим часто ездит в Азию, где многие страны поддерживают безвизовый режим с Россией.
Канадская идентичность
Братья ведут борьбу за восстановление канадского гражданства не только ради удобства поездок. Москва — не самый доброжелательный к новоприбывшим город, и ни один из братьев не чувствует себя русским. Оба готовы пока работать в Азии, но заинтересованы в возвращении в Канаду, чтобы создать там семьи.
Их канадская идентичность остается последней соломинкой, за которую они хватаются, утратив большую часть прошлой реальности.
«Я прожил 20 лет, считая себя канадцем, и я по-прежнему канадец, в этом отношении ничего не изменилось, — написал Тим в заявлении в суд Торонто. — Я никак не связан с Россией, не говорю на их языке, у меня нет там друзей, я никогда не жил там в течение продолжительного времени и не хочу жить там».
Тим и Алекс не один месяц задавались вопросами о себе и о том, кто они такие, а также о том, следует ли им злиться на родителей. Они не хотят, чтобы их детство определяло их взрослую жизнь.
Хотя они не желают жить в России, братья посещают Москву каждые несколько месяцев, чтобы повидаться с родителями. Тим считает печальным то, что, хотя сейчас он может, наконец, проводить время с дедушками и бабушками, языковой барьер не позволит ему узнать их, как следует.
«Выбрав такой путь, вам очень трудно сохранить семью и удержать все вместе», — сказал он.
Алекс сказал мне, что иногда задумывается о том, зачем его родители вообще решили завести детей.
«Они жили обычной жизнью и делали свой выбор. Я рад, что им было во что верить, но это означало, что я не буду никак связан со страной, ради которой они рисковали жизнью. Я бы хотел, чтобы мир не наказывал меня за их выбор и поступки. Это будет совсем несправедливо», — полагает Алекс.
В итоге, он пришел к выводу, что родители остались теми же людьми, которые вырастили его с любовью, и неважно, какие секреты они хранили.
Читайте также на ForumDaily:
Задержанный в США сотрудник Внешэкономбанка признался в шпионаже
Дело о шпионаже: ФБР прослушивало русских дипломатов и банкира
Задержанного в Нью-Йорке россиянина официально обвинили в шпионаже
Шпионская группа без Анечки Чапман
Заходите на страницу ForumDaily в «Фейсбуке», чтобы быть в курсе последних новостей и комментировать материалы.
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News