Шимон Перес: Смерть мечтателя
Уход политического долгожителя — 93-летнего Шимона Переса — является для Израиля в чем-то концом эпохи. Эпохи отцов-основателей Еврейского государства.
Уроженец западно-белорусской деревушки Вишнево, будущий девятый президент Израиля начинал свой путь «комсомольцем сионизма» еще в канун Второй мировой, поднимаясь по карьерной лестнице в единственно правильной тогда партии власти — Рабочей (якобы) партии, в первые годы становления только что родившегося Государства Израиль.
Молодой функционер-социалист ехал в машине первого главы правительства и слушал, как Давид Бен-Гурион делится своими мыслями о Ленине, Троцком и Сталине.
Шутка ли: Перес был впервые избран депутатом Кнессета в 1959 году — 57 лет тому назад! Кеннеди еще не стал президентом США, Гагарин еще не полетел в космос. А Перес уже влетел в израильский парламент с поста гендиректора министерства обороны, успев продать в Западную Германию партию израильских автоматов, чем вызвал скандал — мол, «как это так, евреи продают оружие их вчерашним убийцам?!».
Затем была чехарда министерских постов — от министра абсорбции до министра связи, кураторство над израильским ядерным проектом во второй половине 1960-х годов. И пик успеха — 2 года премьер-министром по ротации в середине 1980-х, а затем пост главы МИДа при главе правительства Ицхаке Рабине в 1992-1995 годах.
Шимона Переса внутри его собственной левой Партии Труда знали как талантливого интригана. Это он сместил Ицхака Рабина с поста лидера партии в 1977 году. Он же впервые применил патент создания коалиции в Кнессете с привлечением ультрарелигиозной партии ШАС за хорошие отступные.
Перес проиграл все парламентские выборы своей жизни. Он не приводил свою партию к власти, он всегда приходил в эту власть на волне чужого успеха. Десятилетия он был тенью Ицхака Рабина. Даже Нобелевскую премию мира Перес получил вместе с Рабиным (и Арафатом) в 1994 году — за «Соглашения Осло», создававшие Палестинскую автономию.
Убийство Рабина сделало Переса премьером-министром на 8 месяцев, до мая 1996 года.
Единственный раз, когда Перес победил, — на голосовании в Кнессете по кандидатуре нового президента в 2007 году. Выбор Шимона Переса президентом был способом срочно заменить предыдущего президента Моше Кацава, попавшего под расследование об изнасилованиях. Солидный и хорошо известный в мире Нобелевский лауреат Перес смотрелся оплотом стабильности и респектабельности после скандала с Кацавом.
И 7 лет после этого Шимон Перес прекрасно выполнял функции президента — то есть того лица, которое не вмешивается в политику, но колесит по миру, представляя Израиль, являясь формально-виртуальным главой государства.
Перес был плохим премьер-министром, но стал прекрасным президентом. Будучи премьером, он вызывал ожесточенные споры своим «голубиным» курсом на примирение с арабами. Его правые политические соперники обвиняли тогда Переса в чрезмерных уступках палестинским арабам, в насаждении коррумпированного режима Ясера Арафата. Крайне правые прямо говорили: «Перес, на твоих руках — кровь 1500 израильтян, убитых палестинскими террористами после подписания так называемых мирных «Соглашений Осло».
Критики помягче называли Шимона Переса оторванным от жизни мечтателем. Даже название книги Переса «Новый Ближний Восток» стало в середине 1990-х годов символом такого прекраснодушного фантазёрства о том, как будет замечательно, если все народы и государства региона забудут распри и начнут вместе строить радужное и процветающее будущее.
Перес полагал, что людьми и нациями движут экономика и желание хорошо зарабатывать — типичный подход европейской социал-демократии, частью которой и был Шимон Перес. Отсюда и его концепция: дайте арабам возможность честно работать, дайте им рабочие места, а их бизнесменам — опцию хороших прибылей, и между странами воцарится мир.
Реальность показала, что в бурлящем котле Ближнего Востока огромную роль имеют факторы религиозной нетерпимости и идеологической ненависти. Исламский мир именно с конца 1990-х годов переживает процесс радикализации. В ответ на протянутую Израилем руку мира последовал ответ организаций исламского террора и целых государств (Ирана, например): «Мы не хотим рабочих мест на ваших заводах, мы не хотим прибылей от бизнес-кооперации с вами — мы хотим, чтобы вас не было на карте».
Шимон Перес был готов отдать Голанские высоты кровавой династии диктаторов Асадов в Сирии — только в обмен на бумажку мирного договора. К счастью, этого не произошло. Иначе страшно себе представить, что было бы с севером Израиля, если бы со стратегически важных Голанских высот по городам Галилеи стреляли бы ракетами боевики разных исламистских организаций, ведущих сейчас гражданскую войну в Сирии.
Бывший советский диссидент и нынешний глава Еврейского Агентства Натан Щаранский написал сегодня в некрологе:
«Шимон Перес всегда ощущал ответственность за весь еврейский народ. Думая о будущем, он всегда заботился не только о том, чтобы обеспечить нашему народу достойное место в семье народов мира, но и каждой части народа – достойное, равное место среди других его составляющих. Я и (моя жена) Авиталь всегда ощущали, что наша борьба близка ему. Помогая в этой борьбе, Шимон Перес использовал свои личные связи и влияние, открывая перед Авиталью закрытые двери сильных мира сего. Когда после освобождения я прилетел в Израиль, именно премьер-министр Шимон Перес был первым израильтянином, встретившим меня у самолета».
Шимон Перес на посту президента в 2007-2014 годах стал всемирно уважаемым символом Израиля. Приближаясь к 90-летию, он легко и активно контактировал с молодежью, интересовался новейшими компьютерными достижениями и свежими научными открытиями. Он запросто мог выдать 45-минутную речь в зале Московского института международных отношений — да так, что студенты и профессора слушали его затаив дыхание, чему я сам был свидетелем, сидя в этом зале.
Поделюсь маленькой личной деталью от той поездки в Москву вместе с Пересом на празднование 65-летия Победы 9-10 мая 2010 года. Уже на обратном пути в аэропорт россияне сказали Пересу: «Вы лично можете подъехать прямо к трапу самолета, а вот члены вашей делегации должны пройти через все кордоны в Домодедово». Президент ответил: «Или вся израильская делегация подъезжает к трапу и заходит в самолет, или я тоже пойду со своими через Домодедово». Пересу отказали — и президент вместе с нами, журналистами, дипломатами и сотрудниками его канцелярии, проходил через российскую «границу» внутри аэропорта. Он не бросил своих.
Перес говорил, что молодежь должна рвать шаблоны, выкидывать из головы стереотипы прошлого, стремиться делать мир лучше, целостнее и здоровее. Достижения хай-тека были новой верой последних лет жизни «дедушки Израиля».
Шимону Пересу было бы интересно общаться с Джоном Кеннеди и Джоном Ленноном — эту троицу вполне можно представить на фоне слов песни «Imagine all the people Living life in peace».
Дед будущего президента — Гирш Мельцер — наставлял 11-летнего внука Сёму Перского, отъезжающего с мамой в Святую землю в 1934 году: «Оставайся евреем, оставайся человеком». Шимон Перес выполнил завещание деда.
Читайте также на ForumDaily:
Диссидент Щаранский: Америка – самая опасная для евреев страна мира
Американский Нобелевский лауреат: спасение во время Холокоста в Украине
Подписывайтесь на ForumDaily в Google NewsХотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» — и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе.