“Сейчас время тяжелое”. Директор по коммуникациям RTVI — о сокращениях на канале и загадочном инвесторе
Уменьшение финансирования, увольнение сотрудников, замороженные проекты. RTVI, один из знаковых русскоязычных каналов в Америке, привыкает к новой реальности. Чуть более года назад туда пришла новая команда во главе с генеральным продюсером Алексеем Пивоваровым. До этого неизвестный инвестор согласился в течение трех лет вложить в развитие медиа около $60 млн. Четыре месяца назад RTVI перезапустил телеканал и сайт. И вот буквально пару недель назад финансирование проекта неожиданно резко сократилось. Что сейчас происходит на канале и какое будущее его ждет — ForumDaily обсудил с директором по коммуникациям RTVI Никитой Степановым.
Главный вопрос: будет ли канал работать, стоит или не стоит вопрос о его закрытии? Что происходит на RTVI сейчас?
Канал, безусловно, будет работать так же, как он работал предыдущие 20 лет своего существования. Как сказал Алексей Пивоваров в своем недавнем видеобращении к зрителям RTVI, в жизни канала были разные времена: были и тяжелые, и оптимистичные. Сейчас, к сожалению, время тяжелое. Мы были вынуждены провести некоторые изменения, чтобы сохранить канал, но о закрытии речи не идет. Другой вопрос — в каком виде будет эфирная часть. Мы сейчас над этим работаем. Могу сказать, что из эфира пропадут надоевшие сериалы, которые наши зрители смотрят уже по 28 разу, появится много прямоэфирных программ из Москвы — аналитических, ток-шоу и т. д. Недели через полторы-две мы будем готовы объявить, какие именно программы появятся, а где-то через месяц зрители смогут их увидеть в эфире.
Я видела, вы уже убрали информацию с сайта, например, о проекте «Намедни в караоке» с Леонидом Парфеновым. Какие большие проекты вы уже закрыли или планируете закрыть, а какие останутся?
Совсем закрыли мы только программу Виктора Топаллера. Остальные не закрыты, а заморожены. В частности, заморожены те проекты, которые наиболее чувствительны к инвестициям. Что проект “Намедни в караоке”, что проект “Здесь и там” очень требовательны с точки зрения финансирования. Они сейчас заморожены, и мы надеемся, что через какое-то время к ним вернемся.
Есть хотя бы примерное понимание, на какой период времени они заморожены?
К сожалению, по срокам непонятно. Мы надеемся, что программы смогут вернуться в том или ином формате в наш эфир. Это в большей степени зависит от денег.
Что происходит с людьми, которые работали над проектами?
Здесь достаточно простая история. Большинство программ, которые выходили в эфир RTVI — “Намедни в караоке”, “Здесь и там”, программа Виктора Топаллера — снималось по заказу канала различными продакшенами. Для них это нормальная практика, когда они снимают один сезон, а потом идут работать над другими проектами. В то же самое время, те немногие сотрудники RTVI, которые занимались только замороженными проектами, остались на канале. Например, Тихон Дзядко, ведущий шоу “Здесь и там”, стал нашим собкором в Вашингтоне.
А кто-то из лиц канала, кроме Виктора Топаллера, уходит?
Ну, смотрите… Например, Леонид Парфенов никогда не работал на нашем канале. Он снимал программу по заказу. Из тех лиц, которые были в эфире и именно работали на канале, мы были вынуждены попрощаться с Виктором Топаллером, Валерием Кипеловым и Еленой Мещеряковой.
Вы можете сориентировать хотя бы приблизительно, что ждет зрителей вашего канала в будущем: какие программы, какие форматы? Например, какие конкретно программы будут выходить из московской студии?
Будут выходить и политические программы, и развлекательные. Чуть позже мы будем готовы рассказать подробнее и о программах, и о форматах. Но уже в эту пятницу состоялась премьера нашего нового итогового аналитического шоу «Новые итоги». Это такое уникальное сочетание экспертного разговора и специальных репортажей журналистов канала о главных событиях, фактах и героях уходящей недели. На прямой связи находятся Москва, Нью-Йорк, Берлин и Иерусалим. Ведущие предложат свой взгляд на главные мировые новости прошедшей недели, обсудят их с точки зрения интересов собственных стран, привлекут к разговору экспертов, ньюсмейкеров, а журналисты канала представят эксклюзивные подробности событий в спецрепортажах и прямых включениях из разных точек планеты.
Вы будете переносить вещание в московскую студию. Насколько при этом вы планируете освещать события американской жизни?
Уменьшать точно ничего не будем. Вопрос не в том, что мы сместим акцент на события в России — это, безусловно, не так. Вопрос в том, что мы вещать будем в большей степени из московской студии, что значительно дешевле для нас. Но это не вопрос контента, конкретных программ или точки зрения. Это вопрос исключительно технический. Если бы я не сказал, что мы ведем эфиры из Москвы, я думаю, зрители бы этого и не заметили.
Ну, не скажите. Если ведущий живет не в Америке, а в России, он соответственно имеет другой уровень погружения в американскую жизнь, возможно — другое восприятие событий. Если у вас планируются гости — то они, скорее всего, тоже будут из России, пригласить кого-то из Америки в студию будет тяжело…
Во-первых, для таких случаев есть скайп. Во-вторых, если мы говорим, что американская и российская редакции могут иметь разные точки зрения, то у нас для этого проходят ежедневные планерки, на которых все могут все обсудить. Наша задача — освещать глобальную картину русскоязычного мира. А зритель наш находится по всему миру: как в Израиле, так и в Германии, в России и, конечно же, в США.
Сокращение людей в американской студии все-таки проводилось. Насколько массовым оно было? Вы можете сказать, сколько людей сократили и сколько осталось?
Достаточно большое количество людей мы сократили. Около 20 человек в американской редакции сократили, порядка 15 человек осталось.
Вы не афишируете, кто является главным инвестором канала. Вокруг его имени ходит много слухов — отсутствие информации порождает разные домыслы. Сейчас, когда возникла такая кризисная ситуация, вы не обсуждали с инвестором, что, возможно, стоит его назвать? Всех интересует имя человека, который был готов вложить в развитие канала $60 млн.
Вы знаете, мы, как и другие наши коллеги, которые не называют имени своих инвесторов, поняли, что проще всего давить на телеканал или другое СМИ именно через его основного собственника, акционера, инвестора и т. д. Именно из-за этого мы и не называем никаких имен. Думаю, аудитория канала RTVI, находящаяся в России, уже увидела, что на канал оказывается определенное давление. Например, где-то неделю назад на телеканале “Россия-24” в вечерний прайм вышел 6,5-минутный сюжет про увольнение Виктора Топаллера и телеканал RTVI, что, мягко говоря, удивительно. Нам кажется, что такие вещи сами по себе происходить не могут. При всем уважении к Виктору Топаллеру, который является знаковой фигурой для аудитории RTVI в Америке, могу сказать, что в России его имя неизвестно.
И сюжет “России-24”, и определенные сообщения в различных анонимных Telegram-каналах наводят на мысль, что не всем в российской власти понравились те изменения, которые произошли на канале RTVI.
Кого вы имеете в виду, когда говорите о представителях российской власти, которые оказывают или пытаются оказать давление на канал?
Это мои предположения, я не могу называть никаких конкретных имен.
Прояснилась ли каким-то образом ситуация, почему так резко прекратилось финансирование канала? И можете ли вы сказать, насколько был сокращен бюджет?
Бюджет был сокращен существенно. Не в десятки, конечно, раз, но существенно. Порядок цифр я не могу назвать. Почему это произошло? Нас поставили перед фактом, сказали, что, к сожалению, сейчас есть проблема с финансированием. Никаких претензий к руководству, к менеджменту канала нет. Дело не в нас, просто такая ситуация сложилась у акционера. Кроме того, нужно понимать, что если ты делаешь что-то на телевидении, то результат будет виден только через полгода-год, а то и полтора. Все, кто работает в этом бизнесе, безусловно, не ожидали, что через два месяца телеканал будет собирать миллиардную аудиторию или что-то в этом роде. Поэтому никаких претензий к менеджменту, к креативной команде нет.
Алексей Пивоваров до своего прихода на RTVI в качестве генерального продюссера говорил: «Это телеканал, который все знают, но который никто не видел». Как вы считаете, за то время, пока ваша команда работает на RTVI, удалось ли вам поменять такое восприятие?
Без ложной скромности могу сказать, что удалось. Мы это видим даже элементарно по Google-аналитике, которая нас особенно радует в последнее время.
Можете озвучить цифры, которые вас радуют?
На нашем сайте за сентябрь было более полумиллиона уникальных посетителей, почти 2 миллиона просмотра страниц и, судя по динамике, которую мы видим, в октябре, полагаем, эти показатели как минимум удвоятся.
Сколько посетителей было на сайте, например, год назад, когда ваша команда приходила на канал?
Ничтожно мало. Можно сказать, что сайта скорее не было, чем он был. Аудитория сайта RTVI, на тот момент, когда пришла команда под руководством Алексея Пивоварова, была на уровне статистической погрешности.
А какие-то цифры по каналу есть?
Они разные, потому что есть отдельные измерения в Германии, в Прибалтике, есть доля спутникового потребления. Поэтому тут сложно назвать какую-то одну цифру.
Какая программа была на канале самой рейтинговой?
“Намедни в караоке”. Причем мы сначала запустили этот проект в социальной сети “Одноклассники” — каждый выпуск в прямом эфире собирал более миллиона зрителей. Это очень внушительный показатель.
Чем из того, что вам удалось сделать за последний год, вы гордитесь?
В первую очередь, мы гордимся нашим диджиталом. Мы придумали несколько крайне интересных, как мы считаем, историй. Первая — мы перепридумали телевизор в диджитале. Если вы зайдете к нам на сайт, то увидите, что каждую новость сопровождает короткое 30-45-секундное видео. Мы называем этот формат “ведущий on demand”. Это отдельно построенный процесс — после написания новости до момента, когда видео заливается на сайт, проходит минут 5-7. Мы считаем, что мы придумали новостной подход к телевидению в интернете. По количеству просмотров (а там впечатляющие цифры) мы понимаем, что формат зашел, и люди потребляют контент тем образом, как мы его, собственно, и придумали. По сути, это новости с человеческим лицом. Любую новость у нас на сайте можно или прочитать, или посмотреть в виде видеоролика.
Вторая история — это рубрика “Инфошум” на нашем сайте. Мы в этой рубрике разбираем “ненастоящие” новости, потому что в эпоху фейк-ньюс тяжело отличать зерна от плевел. “Ненастоящие” новости могут быть разными. Какая-то новость не представляет никакого интереса, потому что это уже, условно, в 28-й раз заговорили об импичменте Трампа, или она, действительно, ненастоящая — наши журналисты проверили новость и оказалось, что это неправда. Некоторые сюжеты не являются новостями просто потому, что это мусор. Словом, в этой рубрике мы подробно объясняем, почему иногда те сюжеты, которые занимают ведущие места в российских СМИ, являются полной чушью. Это, знаете, такая образовательная функция, при этом довольно веселая.
Еще ряд проектов мы запустили, но для их раскрутки, правильного маркетинга, нужно дополнительное финансирование. Например, наш канал в Telegram, который называется “Круглый RTVI”. Мы первыми среди всех российских СМИ начали выкладывать новости в формате круглого видеоролика. К нам за советом, как это можно сделать, обращались самые разные СМИ и даже Министерство спорта России.
Поэтому наши основные достижения на данный момент — в диджитале. Это то, чем мы гордимся.
Что, как вы считаете, вам не удалось сделать на данным момент?
Достаточно тяжело говорить о каких-то глобальных выводах с точки зрения того, что не удалось, потому что телевидение — это всегда игра в длинную. Мы перезапустились в июне, сейчас октябрь, поэтому говорить о каких-то больших неудачах нельзя.
У вас есть какие-то догадки, почему финансирование сократилось всего лишь через несколько месяцев после перезапуска? Или это только финансовый вопрос, а финансы заканчиваются тогда, когда заканчиваются?
Я склонен верить в версию, что финансы заканчиваются тогда, когда они заканчиваются. В Фейсбуке были обсуждения, что, мол, нам дали 60 миллионов долларов и мы их все за один год спустили. Нет, это же нереально. 60 миллионов — это была приблизительная цифра инвестпрограммы на 3 года и, безусловно, ни о каких 60, и даже 20 миллионах долларов в этом году речи нет. Это были совсем другие деньги. Почему это случилось [сокращение финансирования], мы можем только догадываться. Было ли это давление на акционера — я не знаю.
То есть инвестор не объяснял сотрудникам канала, что происходит, правильно я понимаю?
Ну, он призвал держаться.
Какие у вас ожидания от развития канала на ближайший год?
Знаете, у нас были ожидания на ближайшие 3 года, но пришлось, как видите, несколько их скорректировать. Мы ориентируемся, как не раз говорил Алексей Пивоваров, на диджитал, у нас есть программа по развитию нашего сайта, наших соцсетей, по продолжению развития формата “ведущий on demand”. По поводу эфирного телевидения — когда мы завершим формирование новый сетки с новыми программами, тогда более-менее поймем, чего стоит ожидать в относительно долгосрочной перспективе. Супердолгосрочного планирования относительно эфирного облика канала пока нет. Что безусловно останется прежним — так это наша редакционная политика. Она ни в коем случае не претерпит никаких изменений, мы как объективно освещали новости с обеих сторон — как гласит наш слоган — так и будем продолжать этим заниматься. Никакого однобокого освещения событий не будет.
Читайте также на ForumDaily:
Ведущая RTVI Лиза Каймин — о богатых русских и лихих парнях из 90-х в США
Журналист Тихон Дзядко — о том, почему уехал в Америку и почему хочет вернуться в Россию
Подписывайтесь на ForumDaily в Google NewsХотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» — и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе.