Российская бюрократия вставляет палки в колеса иммигрантам, пытающимся решить вопросы дистанционно: как с этим бороться
Когда началась пандемия и люди оказались отрезанными от внешнего мира, с ограниченными возможностями перемещаться, я открыла свой нотариальный офис. Будучи российским адвокатом, много лет работающим в Штатах, я знаю, как эффективно решить большинство проблем дистанционно. Поэтому я решила поделиться своими знаниями и опытом с жителями Нью-Йорка и помочь им двигаться вперед, невзирая на объективные трудности, возникшими из-за коронавируса.
Российская пенсия в США: проблемы в Пенсионном фонде и даже с мобильным оператором
Первым моим клиентом стал Михаил. Он обратился ко мне с просьбой оформить свидетельство о факте нахождения в живых для продолжения выплат ему российской пенсии. В предшествующие годы он летал в Россию пару раз в год и лично забирал начисленную ему пенсию. Но из-за коронавируса это стало невозможным. Он стал первым человеком, которому я оформила свидетельство о факте нахождения в живых с апостилем и нотариальным переводом на русский язык, всё как полагается. Оригинал я отправила в Пенсионный фонд на Шаболовку, а скан загрузила через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда, указав свой e-mail для обратной связи.
Неожиданно в ответ я получила письменный отказ. По мнению ответственного сотрудника Пенсионного фонда, свидетельство о факте нахождения в живых должно быть удостоверено в консульстве и никак иначе.
Будучи не только американским нотариусом, но и прежде всего российским адвокатом, я написала в Пенсионный фонд письмо, разъясняющее положения Гаагской конвенции от 1961 года. Пенсионный фонд на неделю ушел в раздумья, после чего на мой e-mail пришел короткий ответ: “Выплата пенсии вашему клиенту восстановлена”.
По теме: Пенсия с родины для иммигрантов в США: кто и на каких условиях может ее получить
Тогда Михаил пришел ко мне с вопросом: как получить эту самую пенсию без поездки в Россию. Я предложила ему оформить доверенность, по которой наши московские сотрудники могли бы получить его пенсию, а потом я бы ему выплатила ее в нашем офисе в Нью-Йорке. Но Михаил, бывший пилот гражданской авиации, привык решать вопросы, не прибегая к чьей-либо помощи. Как позже выяснилось, у него есть дети, живущие в Америке, но даже к ним он обращается минимально, несмотря на их огромное желание помочь отцу. Он все любит делать сам. Поэтому получение своей пенсии через доверенных лиц он посчитал неприемлемым, ибо это предполагало определенного рода зависимость и длящиеся отношения. А Михаил – человек независимый.
Поэтому Михаил спросил меня, можно ли оформить карточку Visa или Master Card к пенсионному счету, чтобы самостоятельно снимать деньги в Америке через банкомат. К пенсионному счету такую карту оформить нельзя, ее можно оформить только к обычному, классическому счету. При этом при наличии классической карты Visa, клиент может установить на свой смартфон приложение «Сбербанка», в котором будут отражаться все его счета, в том числе и пенсионный, и онлайн делать перевод своей пенсии с пенсионного счета на классический, а уже с этого счета снимать деньги через банкомат.
Но тут тоже не всё так просто и однозначно. Чтобы иметь онлайн-доступ к своим счетам «Сбербанка», нужен мобильный телефон с российской симкартой.
Через наш офис Михаил оформил доверенность на право открытия счета в «Сбербанке» и получения в компании «Мегафон» симкарты. Когда мы обратились в «Мегафон», нам сообщили, что по загранпаспорту (а у Михаила есть только загранпаспорт, внутреннего российского паспорта нет) симкарту оформить нельзя. И выдали письменный отказ с предложением клиенту приехать в Россию (да-да, в разгар пандемии, в его 89 лет).
Я уже приготовила идти в суд, но моя мама меня остановила: “Зачем тебе суд? Ты им объясни, они же просто не понимают”. Как и в случае с Пенсионным фондом я написала разъяснения уже для «Мегафона», указав, что гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами Российской Федерации, вовсе не обязан иметь внутренний паспорт; что личность проживающего за границей гражданина удостоверяется исключительно загранпаспортом, по нему выдаются доверенности и реализуются любые его права на территории Российской Федерации. А вот когда и если он лично приедет в Россию, тогда и наступит обязанность получить внутренний паспорт. Мне тут же перезвонили из компании «Мегафон» — сотрудник растерянно спросил, что же делать, если их компьютерная программа содержит графы только для внутреннего паспорта. Я дала совет поменять программу. Это же вопрос к программистам, а не к юристам, не так ли? Еще через час мне позвонили из «Мегафона» и предложили прийти за симкартой.
Получив симкарту и проверив ее работоспособность, мы открыли для Михаила счет в «Сбербанке». Это была отдельная эпопея. И зачем ему в 89 лет счет нужна банковская карта? А как он собирается ею пользоваться? Ему слишком много лет, его обманут… Нашу сотрудницу уговаривали, отговаривали, приводили различные доводы и соображения, но исчерпав все возможности убеждения, открыли банковский счет и выдали к нему банковскую карту.
Казалось бы, всё, поручение с блеском выполнено, курьер доставил банковскую карту и симкарту в Нью-Йорк, я выдала их на руки счастливому клиенту. Но не тут-то было. Через неделю — звонок: “У меня ничего не работает”. Первая мысль: “Правы были сотрудники «Сбербанка», незачем пожилого человека мучить новыми технологиями….”. “Я хочу к вам прийти, чтобы вы помогли мне разобраться. Когда можно?”, — настойчиво вопрошал клиент.
Приходит, протягивает мне симкарту: “Проверьте, может, у вас в телефоне заработает, у меня – нет”. Проверяю – действительно не работает, хотя лично пополняла счет, и денег там должно хватить на ближайшие полгода. Отправляю сотрудницу в Москве разобраться с «Мегафоном». «Мегафон», нехотя, выдает письменный отказ, датированный двумя месяцами ранее, в котором говорится, что симкарта выдана ими по ошибке, и поэтому теперь они ее блокируют.
Копаем дальше, чтобы выяснить, в чем же ошибка. Говорят, что на апостиле нет подписи и печати должностного лица. Вы это серьезно? Понимая свою неправоту, «Мегафон» побоялся отказать открыто и сделал это тайно, исподтишка. Конечно, и подпись, и печать на апостиле есть, апостиль – это вообще-то документ государственного образца, форма и содержание которого установлены Гаагской конвенцией 1961 года. При повторном обращении выдали даже без боя новую симкарту, извинившись и сославшись на технический сбой. Не прошло и полгода, как человек смог получать свою пенсию на свой же собственный банковский счет с возможностью снимать деньги через банкомат.
Апостиль — камень преткновения
Казалось бы, мы живем в XXI веке, когда все уже опытные и образованные и знают, что такое апостиль. И все равно, нет-нет, да выстреливает такой вот дикий необузданный непрофессионализм.
Была и другая подобная история. Ко мне обратился молодой медик. Он получил образование в России и хотел его продолжить в Нью-Йорке. Для этого ему потребовалось дать разрешение своему медицинскому университету в РФ на передачу его транскриптов в американскую компанию ЕСЕ (Educational Credential Evaluators). По просьбе клиента я оформила ему нотариальное заявление в его российский ВУЗ, с апостилем и всеми необходимыми формальностями. Однако через несколько дней он в полной растерянности позвонил мне и сказал, что в медицинском университете его, мягко выражаясь, послали…. Нет, не туда, куда вы подумали, гораздо дальше… В консулат. Ибо только консульство, по мнению медицинского университета, вправе удостоверять такого рода заявления.
С другой стороны, какой спрос с медицинского университета? Это же не юридический университет… Каждый специалист в своей области, и учебный отдел медицинского университета явно не специализировался в области юриспруденции. Как профессиональный юрист-международник, и как нотариус, удостоверивший этот документ, я написала имейл в университет с разъяснениями положений Гаагской конвенции.
По теме: Нотариальные услуги в США: какие вопросы на родине иммигранты могут решить дистанционно
В этот день я с детьми была в Вашингтоне, куда я приехала, поскольку являюсь студенткой Antonia Scalia Law School. Мы были целый день в пути и как только расположились в гостинице, я решила перед сном написать ответ в медицинский университет, зная, что утром будет не до них. Написала и уснула.
В тот момент, когда мне пришел ответ из университета, в Вашингтоне была глубокая ночь и, к счастью, я не сразу прочитала ответный имейл и никак не отреагировала на него. Иногда лучше промолчать… Автор первого имейла обвинил меня в некомпетентности, выразил своё видение оформления документов за рубежом, подчеркнув, что многие их выпускники через это проходят, и у них нет никаких проблем при обращении в консульство. Второй имейл того же автора пришел через каких-то полчаса, где извиняющимся тоном собеседник признал, что был неправ, и пообещал выдать моему клиенту документы. Был и третий имейл, в котором мой уважаемый собеседник спрашивал моего разрешения предоставлять мои контакты своим выпускникам, потому как в консульства России по всему миру попасть невозможно, а проблемы решать надо…
Такая вот метаморфоза – от полного отрицания до признания и желания сотрудничать. Этот добрый человек разослал мою информацию в многочисленные российские ВУЗы, которые направляют своих студентов ко мне. Теперь получение транскриптов для предоставления в ЕСЕ (Educational Credential Evaluators) стало проще и доступнее.
Будучи профессиональным юристом, признанным специалистом в области международного частного права, я оформила тысячи доверенностей и заявлений для своих клиентов, разбросанных по всему миру. Я делала это бесплатно, как часть большого и значимого дела. С началом пандемии я вдруг осознала, что не у всех есть большие и значимые дела, в которых необходимо участие адвоката. Большинству людей нужно решить маленькие задачи, которые они изо всех сил пытаются урегулировать самостоятельно, но натыкаются либо на непрофессионализм тех, кто предлагает им помощь в оформлении документов в Америке, либо на бюрократические препоны, обоснованные и необоснованные. У этих людей нет проблем на сотни тысяч долларов, но их маленькие проблемы для них не менее актуальны.
Люди хотят продавать и покупать квартиры, сдавать их в аренду, открывать телефонные линии, получать пенсии, подтверждать факт нахождения в живых, продолжать учебу за границей, оформлять доверенности на ведение судебных дел, вступать в наследство, выдавать разрешения на путешествие детей по миру, сниматься с регистрационного учета без необходимости приезда на родину, а также оформлять любые другие юридически значимые документы, находясь за границей. И я решила стать ближе к вам, и помогать вам в решении не только больших и значимых задач, но и в решении маленьких повседневных дел.
Материал подготовлен в партнерстве с
Карина Дюваль — адвокат, нотариус, эксперт по международному праву
Russian registration: #78/857
NYS registration: #4775086
Notary public, registration: 02DU6376542
tel: +7 (921) 946-0582 (in Russia) / +1 (718) 704-8558 (in USA)
e-mail: [email protected],
Web:
https://karinaduvall.com/
www.integrika.com
Читайте также на ForumDaily:
Пенсия с родины для иммигрантов в США: кто и на каких условиях может ее получить
Без бумажки ты букашка: какие проблемы грозят иммигрантам в США из-за отсутствия документов с родины
Нотариальные услуги в США: какие вопросы на родине иммигранты могут решить дистанционно
Подписывайтесь на ForumDaily в Google NewsХотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» — и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе.