Российские стартап-эмигранты рассказывают, почему переехали в США - ForumDaily
The article has been automatically translated into English by Google Translate from Russian and has not been edited.
Переклад цього матеріалу українською мовою з російської було автоматично здійснено сервісом Google Translate, без подальшого редагування тексту.
Bu məqalə Google Translate servisi vasitəsi ilə avtomatik olaraq rus dilindən azərbaycan dilinə tərcümə olunmuşdur. Bundan sonra mətn redaktə edilməmişdir.

Российские стартап-эмигранты рассказывают, почему переехали в США

Издание secretmag.ru рассказывает о новой волне стартап-эмиграции из России.

В Сан-Франциско и Кремниевую долину переехали основательница образовательного проекта Eduson.tv Елена Масолова, инвесторы братья Даниил и Давид Либерманы, участник списка богатейших россиян Forbes и основатель «Связного» Максим Ноготков, основательница TrendsBrands Анастасия Сартан, основатель «Будиста» (теперь Wakie) Грачик Аджамян, бывший PR-директор Mail.Ru Group Ксения Чабаненко, основатель amoCRM и QSOFT Михаил Токовинин.

В списке есть и бывший ресторанный обозреватель «Афиши», автор умного мессенджера Luka Евгения Куйда, основатели Coub Антон и Игорь Гладкобородовы, основатель AlterGeo Антон Баранчук, основатель сайта «Теории и практики» и стартапа Sweatcoin Данил Перушев, основатель сервиса Amplifr Нат Гаджибалаев, глава Stampsy Сергей Пойдо, бывший куратор Digital October Мария Адамян и многие другие.

По подсчётам перебравшегося сюда год назад Николая Давыдова из фонда Gagarin Capital, переехали около тысячи человек, и поток не иссякает.

Сергей Пойдо

Каждое утро Сергей Пойдо из Stampsy просыпается, выходит из двухкомнатной квартиры, которую снимает вместе с Евгенией Куйдой за $4000 на двоих, и идёт в коворкинг Galvanize, расположенный в Саут-оф-Маркет — типичном промышленном квартале, где в 1980–90-х годах местные фабрики перестроили в лофты.

Здесь находятся Airbnb, Dropbox и Pinterest.

«Это возможность узнать что-то новое и найти людей, которые могут тебе каким-то образом помочь в проекте, — своеобразный нетворкинг. В России в неделю проходит два-три таких события, а тут десятки каждый день», — говорит Пойдо.

Митапы заменили ему вечеринки: «Первые несколько месяцев здесь скучаешь по московскому ритму. Потом привыкаешь. Есть специальный термин FoMO (fear of missing out, «страх что-то упустить»), описывающий страх жителя большого города быть выключенным из контекста. В Москве ты должен быть в центре внимания, чтобы про тебя не забыли, а Сан-Франциско в центре внимания должен быть твой проект».

Привыкнув, Пойдо понял, что переезд — одно из самых верных решений в его жизни. Он демонстрирует уверенность в том, что в случае неудачи со своим бизнесом можно попробовать устроиться в компанию. Пойдо утверждает, что переезда не боялся — сложно быть первым, а его в Сан-Франциско ждали друзья, готовые помочь с документами и поиском жилья: Роман Мазуренко, Куйда, братья Либерманы.

Переезд

Активно переезжать в Сан-Франциско предприниматели из России стали два года назад, подтверждает президент бизнес-ассоциации Ambar Анна Дворникова: «Как только начался конфликт с Украиной, я фактически работала как бесплатный консультант по иммиграционным вопросам — всё время рекомендовала каких-то адвокатов, помогала с оформлением документов».

Инвестор Павел Черкашин считает, что одна из причин, по которой стартаперы выбирают Калифорнию, — имеющиеся здесь «зёрна иммиграции». «Это те люди, которые первыми приезжают и вокруг себя собирают тусовку, — поясняет он. — Они как бы проводники для других. Когда набирается критическая масса таких людей, остальные начинают к ним притягиваться».

В Сан-Франциско критическая масса начала формироваться в 2014 году. К осени из России уехало больше, чем за любой другой год периода правления Владимира Путина, посчитал Bloomberg, ссылаясь на Росстат.

К концу 2014-го из России уехали 308 475 человек — на 65% больше, чем годом ранее. Уезжали, в основном, трудовые мигранты. В США перебрались 1937 человек.

«Что такое тысяча человек в масштабах страны? Это вообще ничто, — рассуждает Николай Давыдов. — Но что такое тысяча уехавших предпринимателей? Это трындец, это несколько миллионов рабочих мест, куча налогов и инноваций», — говорит он.

 

Антон Генералов

Я решил уезжать год назад — наш фонд Industrial Investors захотел усилить присутствие в Кремниевой долине, а помимо этого я хотел получить МВА в Университете штата Калифорния. Сейчас у нас три фонда в Долине: Nano Dimension ($150 млн), Industrial Investors и новый фонд Stereo Capital на $225 млн.

Изначально мы хотели создавать собственный фонд в Долине, но поняли, что с местными опытными партнёрами и их связями сможем добиться больших успехов. Мы начали поиски и вышли на наших нынешних партнёров, которые тоже искали соинвесторов: партнёра Mohr Davidow Ventures Джима Смита, человека с огромным опытом VC и обширными связями в Долине, и бывшего вице-президента Mail.Ru, успешного предпринимателя и бизнес-ангела Дмитрия Дахновского, давно живущего в США. Перед нами стоит много задач, не секрет, что в Долине много фондов, но нам есть что предложить. Наши LP не только из России, но из Азии и Европы, мы глобальный фонд.

Николай Давыдов

Ещё работая в фонде iTech Capital, он часто бывал в Долине — летал сюда три-четыре раза в год, но в конце 2014 года принял решение уйти из iTech Capital, чтобы запустить собственный инвестфонд Gagarin Capital.

«Так как меня здесь знали до переезда, мне было проще,- объясняет Давыдов. — Пока деньги у нас, в основном, русские, но мы всегда работаем с инвесторами, по поводу капитала которых нет ни тени сомнения. Хотя, на самом деле, здесь не так важно, чьи у тебя деньги, как то, кто ты сам. Хороший пример — Юрий Мильнер. Он начинал с деньгами Усманова — олигарха, приближённого к власти. Хуже не придумаешь для IT-бизнеса. Но Юрий Борисович построил великолепную репутацию, показал всей Долине, какой он умный, эффективный, обаятельный, сделал несколько сотен сделок, каждая из которых достойна отдельной статьи или книги». Сам Давыдов в марте 2016 года тоже поспособствовал громкой сделке в Долине — продаже белорусского приложения MSQRD самому Facebook. Сумма сделки не раскрывалась, но по некоторым оценкам, она составила не меньше $20 млн.

Не менее сложная задача, чем завоевать доверие местных, в Долине — поиск жилья. «Ты сидишь часами на сайте объявлений craigslist, нажимаешь F5 каждые 15 минут и смотришь, что нового там появилось, — вспоминает Давыдов. — Увидев предложение, тут же пишешь письмо агенту или владельцу дома и прикладываешь к нему презентацию с семейными фотографиями, объясняющую, почему ты достоин здесь жить. Я указал всё: свои награды, список публикаций обо мне, все степени моей жены и медали дочери, приложил снимок моей собаки». После этого надо приехать на день открытых дверей, чтобы посмотреть дом. Приезжать стоит часа за два, так как помимо вас в очереди окажется ещё пять-шесть пар.

«Дальше все платят $50 за то, чтобы проверили их credit score. Credit score у переехавших русских нет, но 50 баксов заплатить всё равно придётся. Self-employed-русский с собакой без credit score, как я, — это прямо как мексиканец-нелегал звучит. Пройдя через все процедуры, ты надеешься, что владелец пропустит тебя к торгам за дом. Я видел один дом, который сдавался за $6200 в месяц, мы за него предложили $7500, а ушёл он за $9800».

На то, чтобы снять дом в Лос-Альтос-Хиллс, у Давыдова ушло почти три месяца. За это время он успел пожить в отелях, у друзей и в апартаментах, снятых через Airbnb. Прежде чем обзавестись жильём, пришлось посмотреть 56 домов, получить три предложения и остановиться, наконец, на одном.

«Я понял, что тот курс, который выбрала для себя Россия сейчас, не очень хорош для будущего моих детей. Я собирался отправлять их учиться в Великобританию, где учился сам, или в Штаты. Отправлять детей одних не хотелось, поэтому я был морально готов жить на два дома, как люди живут, например, между Москвой и Лондоном. В итоге, мы оказались всей семьёй в США», — говорит Давыдов.

Мария Адамян

Параллельно с поиском жилья переезжающие сюда россияне проходят через ещё одну важную процедуру — получение визы. Одна из самых популярных виз среди новых иммигрантов — O-1. Это рабочая виза, выдающаяся на три года и предназначенная для иностранцев, обладающих «экстраординарными способностями».

Чтобы доказать свою экстраординарность, придётся предоставить документы, подтверждающие наличие у кандидата международных или национальных наград, его публикаций или публикаций о нём в СМИ, десятка рекомендательных писем, опыта работы в организациях с высокой репутацией и многое другое.

«Переезжая сюда, народ, в основном, делал какие-то рабочие визы, например стандартную H1B. Но какое-то время назад на такие визы ввели квоты, и получить их стало очень сложно, — поясняет мне бывший куратор Digital October, организатор TechCrunch Moscow Мария Адамян, живущая в Пало-Альто. — О-1 сложнее в оформлении (на сбор правильного досье могут уйти месяцы), но зато ты ни с кем не конкурируешь, тебя рассматривают отдельно, и если убедительно построить кейс, то можно доказать, что практически любой человек — экстраординарный».

Проще всего, говорит Адамян, людям с учёной степенью и научными публикациями. Предприниматели и венчурные инвесторы доказывают свой талант иначе: «Когда, приехав сюда, человек неожиданно нанимает пиарщика, помогающего со статьями в профильных изданиях, становится ясно: он готовит документы для O-1. Я заметила, как в прошлом году сразу несколько человек резко начали вести свои блоги и публиковать тексты про инвестиции и стартапы в СМИ. Теперь почти все они живут и работают здесь по визе O-1».

Анастасия Сартан

Жизнь в Калифорнии привлекательна не только венчурными деньгами, профессионалами, великими идеями. Здесь комфортно, солнечно и — рядом океан. Селиться россияне предпочитают в пригороде. В Сан-Франциско перевозить семью неудобно — город часто ругают за проблемы с жильём и огромное количество бездомных на улицах. Считается, что в тихом пригороде безопаснее и чище. В одном из таких тихих районов живёт основательница магазина независимых брендов одежды TrendsBrands Анастасия Сартан.

«Чтобы добраться до дома, я сажусь на поезд, который за $15 везёт в Долину и возвращается обратно в Сан-Франциско. Я проезжаю места силы — Менло-Парк (офис Facebook), Пало-Альто (дом Стива Джобса) и Маунтин-Вью (штаб-квартира Google), — выхожу на остановке Санта-Клара, беру Uber и через несколько минут оказываюсь в «Старбаксе» городка Лос-Гатос», — рассказывает она.

На встречу Сартан приходит с мужем и младенцем — вечер среды они всегда проводят вместе. На ней просторная тельняшка и небрежно накинутый разноцветный шарф. «Когда я переехала сюда, поняла, что не хочу снова продавать стодвадцатьпятую ненужную кофточку, — заявляет она. — Я размышляла, чем бы хотела заниматься в Америке, составила список того, что мне интересно, и там оказался пункт приносить реальную ценность людям. Возможно, это было связано с беременностью — все чувства обостряются, хочется сделать миру хорошо.

Она нашла компромисс — сделала бота Epytom (c английского «пример для подражания») для Telegram, который раз в день присылает своим подписчикам фото комплектов одежды, выбранных из 40 базовых вещей.

«В Epytom я объясняю, как сочетать эти вещи, и каждый день присылаю подписчикам новый лук, — рассказывает Сартан. — Работает это так: ты обращаешься к боту, а он тебе советует, что из этих 40 вещей надеть, в зависимости от погоды и других параметров: Привет, сегодня среда, давай сочетать широкие брюки с кроссовками. Идеальные широкие брюки должны быть из натуральной ткани и выглядеть так, — и даёт фотопримеры таких красивых сочетаний». Как проект будет зарабатывать, пока непонятно; вариантов несколько — например, брать процент с интернет-магазинов, ссылки на товар которых присылает Epytom.

Братья Гладкобородовы

Сооснователь сервиса Coub, позволяющего делать короткие закольцованные видеоролики, Игорь Гладкобородов переехал в Лос-Альтос, а его старший брат Антон ещё занимается оформлением визы и живёт на две страны: США и Россию. Старший творит, по мнению младшего, беспредел — кормит на балконе белок. Белки быстро привыкли к роскоши и остались жить на балконе.

С Гладкобородовыми мы встречаемся в кофейне, потому что в очереди за вкусными сэндвичами в соседнем кафе пришлось бы стоять минут 40 — как в любом другом модном общепите Сан-Франциско. Coub неприбыльный и живёт за счёт инвестиций — компания привлекла $3,5 млн; последние $2,5 млн получила в 2014 году от фонда Vaizra Capital сооснователей «ВКонтакте» Льва Левиева и Вячеслава Мирилашвили. Основной доход приносят спецпроекты — например, Coub сотрудничал с Disney перед премьерой фильма «Звёздные войны: Пробуждение Силы».

«С одной стороны, в России сейчас всё не очень, но с другой стороны, там никогда особо не было индустрии стартапов, поэтому перспективным проектам сразу надо было ехать в другие страны, — говорит Антон Гладкобородов, разглядывая неестественно яркий десерт из питайи. — Технологические стартапы с самого начала должны работать на весь мир. Мы этого и хотели». Coub перебрался в США в апреле 2015 года, но спустя несколько месяцев братья перекочевали в Долину, а разработчики остались в Москве: «Мы всё-таки технологический проект. В какой-то момент поняли, что находиться надо здесь. Нью-Йорк — это больше для медийного рынка.

«Характер иммиграции поменялся: раньше, уезжая из России, ты жёг за собой мосты и терял со всеми связь, совершал социальное самоубийство, работал кем придётся. А сейчас из страны уезжают профессионалы, люди с крутыми проектами. Мы не можем сказать, что всю жизнь проведём в США. Пока нам интересно и выгодно находиться в Сан-Франциско, мы здесь. Дальше — посмотрим».

Читайте также:

Личный опыт. Сколько стоит месяц жизни в Калифорнии

Поймать за хвост американскую мечту: шесть историй людей, выигравших грин-карту

Лотерея «Green Card-2017» в вопросах и ответах

Личный опыт: любовь и ненависть к Сан-Франциско

Личный опыт. Как мы приехали в США по студенческой визе

От первого лица: как москвич обустраивается в Лос-Анджелесе

Личный опыт. Как я переехала в СШ

От первого лица. Как выглядит офис Facebook изнутри

Заходите на страницу ForumDaily в «Фейсбуке», чтобы быть в курсе последних новостей и комментировать материалы.

В США стартапы Калифорния иммиграция в США Наши люди наши люди рабочая виза переезд в США
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News


 
1081 запросов за 1,139 секунд.