Послевоенная судьба военачальников-евреев - ForumDaily
The article has been automatically translated into English by Google Translate from Russian and has not been edited.
Переклад цього матеріалу українською мовою з російської було автоматично здійснено сервісом Google Translate, без подальшого редагування тексту.
Bu məqalə Google Translate servisi vasitəsi ilə avtomatik olaraq rus dilindən azərbaycan dilinə tərcümə olunmuşdur. Bundan sonra mətn redaktə edilməmişdir.

Послевоенная судьба военачальников-евреев

Минул час, закончилась военная страда. Какова же дальнейшая судьба генералов-евреев, как сложилась их служба? Мы не можем проследить судьбу и службу каждого из десятков тысяч офицеров и солдат — евреев, так попробуем сделать это относительно советских генералов.
Как и следовало ожидать, в отношении их немедленно стал действовать вековой принцип: еврей сделал свое дело, еврей должен уходить. Такое проявление черной неблагодарности не должно удивлять, оно типично по отношению к евреям вообще.
И уже вскоре после войны, с 1948 года, когда началась пресловутая борьба с космополитами, евреев-командиров стали увольнять пачками, невзирая на их боевые заслуги и профессиональные достоинства. Кампания эта усилилась к 1953 году, продолжалась и после смерти Сталина. Пик ее пришелся на 1961–1962 годы, когда было осуществлено крупное сокращение армии. А когда стали снова наращивать военные мускулы, то евреи-военачальники в этом практически не принимали участия: в строю остались единицы.
Думается, что в данном контексте есть необходимость, хотя бы кратко и лаконично, проанализировать этот процесс. Несмотря на выдающиеся достижения в оперативном мастерстве, которое евреи-полководцы наглядно продемонстрировали в ходе войны, почти сразу же после Победы их стали убирать из советских вооруженных сил. Но если в победном 1945 году было уволено в отставку только два генерала-еврея, то уже в следующем — 7, затем ежегодно по 10, а в 1950 году — 13. Однако пика кампания по очистке армии от еврейских генералов достигла в черном 1953 году, в эпоху «дела врачей» и развязанного Сталиным оголтелого антисемитизма. В этот год одним махом из войск и штабов было изгнано 27 генералов-евреев. Таким образом, за 8 послевоенных лет при Сталине было уволено в запас 93 генерала-еврея, и если учесть умерших, то их число сократилось вдвое.
После смерти Сталина кампания по очистке армии от еврейских военачальников продолжалась, их увольняли до 1961 года в среднем по 9 ежегодно, потом — по 2–3, пока в 1991 году не остался один — Александр Руцкой, получивший генеральское звание в этом же году. Дело еще и в том, что на места уволенных если и приходили другие евреи, то в гораздо меньшем количестве, точнее — единицы, и восполнить урон хоть в какой-то мере они не могли. Так что очень скоро генералов военной поры не осталось вовсе.
Представляет особый интерес судьба некоторых военачальников-евреев в послевоенные годы. Генерал-майор Анатолий Кацнельсон, в войну начальник штаба Калининского фронта, уволен в запас в возрасте 46 лет. Доблестный комдив, затем заместитель командира корпуса генерал Александр Кроник уволен в запас в 46 лет, генерал-лейтенант Михаил Левин — в 49 лет, начальник инженерной службы ПВО страны генерал Зиновий Лопатин — в 47 лет, командир дивизии генерал Виктор Махлиновский — в 43 года, командир корпуса генерал-лейтенант Андреев — в 49 лет, командир стрелкового корпуса генерал Яков Штейнман — в возрасте 45 лет. Контр-адмирал Александр Юровский был уволен в 48 лет, генерал-лейтенант Михаил Левин — в 49, генерал-майоры Залесский, Кац, Карасик, Кобленц, Невструев, Новобратский, Ольшанский, Ортенберг, Райкин, Соркин, Соседов уволены в возрасте от 43 до 48 лет.
Моложе всех был генерал Борис Писаревский, командующий ВВС фронта, уволенный в возрасте 40 лет, прослужив всего 21 год, до полных пенсионных льгот он не дослужился. Командующего бронетанковыми войсками фронта генерала Абрама Хасина после войны назначили командиром дивизии и уволили в запас в 47 лет.
Понижение в должности на несколько ступеней имело место сплошь и рядом. Контр-адмирала Илью Беляева с должности начальника штаба Тихоокеанского флота назначили командиром дивизии морской пехоты, хотя был он заслуженным подводником. Многих фронтовых военачальников почему-то определяли на военные кафедры гражданских вузов. Генерал-лейтенант Зиновий Рогозный, командир стрелкового корпуса, после войны был начальником военной кафедры Саратовского мединститута; генерал-майор Зельман Котин, заместитель начальника штаба фронта, стал начальником кафедры Харьковского фарминститута; генерал-майор Моисей Курковский, командующий артиллерией армии — начальник кафедры Тульского мехинститута; генерал-майор Михаил Попков, начальник штаба тыла фронта — начальник кафедры Грозненского нефтяного института; генерал-майор Леонид Чемеринский в 1954–1957 гг. командовал Уральской армией ПВО, а потом его назначили командовать военной кафедрой Киевского политеха; начальника управления в Государственном комитете обороны генерала Мойсея Черткова сделали начальником кафедры Московского химико-технологического института; генерал Арон Шифрин был начальником инженерных войск фронта, а стал начальником кафедры Московского инженерно-строительного института; командующий артиллерией корпуса генерал Марк Янклович назначен начальником кафедры Свердловского университета и так далее…
Но бывало и похуже. Александр Германович (Абрам Герцевич) Эльсниц — один из немногих евреев, которые стали офицерами при царе. Он окончил школу прапорщиков в 1916 году. С 1918 года — в Красной Армии. Стал военным инженером, высоким специалистом электротехники. С 1932 по 1949 год — 17 лет — был начальником кафедры Военной электротехнической академии. В 1943 году ему присвоено звание генерал-майора, он награжден 5 боевыми орденами. И вдруг… в 1949 году его арестовали, обвинили в участии в сионистском заговоре и не расстреляли только потому, что он выдержал все пытки и ни в чем не «сознался». Тем не менее Эльсница отправили на каторгу. И только после смерти Сталина его освободили, восстановили в звании и сразу же уволили в отставку.
Вместе с тем необходимо отметить, что некоторые евреи — генералы и адмиралы военной поры — после ее окончания продвинулись в звании и по службе. В первую очередь это относится к Родиону Малиновскому, дважды Герою Советского Союза, маршалу и министру обороны. Заместителем министра обороны стал генерал армии Герой Советского Союза Владимир Колпакчи. Яков Крейзер, командарм, Герой Советского Союза, стал генералом армии, командовал войс­ками ряда военных округов, был начальником курсов «Выстрел» и до смерти своей пребывал в группе генеральных инспекторов Министерства обороны. Умер он в 1969 году в возрасте 65 лет.
Успешно служил после войны генерал-лейтенант Анатолий Брейдо, командовал артиллерией военных округов, ушел в отставку в 62 года. Генерал-лейтенант Матвей Вайнруб был заместителем командующего войсками Киевского военного округа, уволен в отставку в 60 лет. Генерал Борис Вайнтрауб также не понижен в должности и служил до 62 лет. Генерал Борис Головчинер был начальником штаба Приволжского военного округа, уволен в 63 года. Командарм генерал-лейтенант Яков Дашевский стал начальником кафедры академии Генштаба и уволен в 63 года.
Зелик Аронович Иоффе после войны стал генерал-лейтенантом и возглавлял Центральный НИИ космической техники, а Михаил Фадеевич Иоффе стал генерал- лейтенантом, председателем Научно-технического комитета инженерных войск. Генерал-полковник Александр Цирлин после войны был начальником Военно-инженерной академии. Еще одного человека я не могу не отметить особо. Речь идет об Александре Александровиче Вишневском. На войне он был главным хирургом армий и фронтов. С 1946 года и до конца жизни в 1975 году генерал-полковник (единственный медик-еврей в таком звании) Вишневский бессменно занимал пост главного хирурга Советской Армии.
Такова судьба генералов военной поры. Из уцелевших — а это 261 человек — по службе продвинулись только двенадцать — примерно 4,5 процента. Остальные были понижены в должности и уволены в запас или в отставку, нередко без должной выслуги лет.
После войны 90 офицеров-евреев стали генералами и адмиралами. Что это были за офицеры? 78 из них — это активные участники войны, не воевали — 12. Семь евреев из тех, кто высшее звание получил после войны, стали генерал-лейтенантами, а один — вице-адмиралом.
Генерал-полковниками стали Давид Драгунский, Борис Ванников, Александр Вишневский и Жозеф Котин. Давид Драгунский прослужил в армии 54 года и был уволен в отставку в возрасте 77 лет. Так что председателем пресловутого Антисионистского комитета он стал, уже будучи гражданским человеком. Успешно служил генерал-лейтенант Сергей Белоцерковский, заместитель начальника Военно-воздушной академии, профессор, доктор технических наук.
Герой Советского Союза генерал Яков Верников стал заслуженным летчиком-испытателем. Абрам Генкин — единственный из послевоенных евреев-моряков, который стал вице-адмиралом, начальником спецуправления Главного штаба ВМС. Инженерные войска военных округов возглавляли генералы Александр Кац и Григорий Мазин. Генерал-лейтенант Евгений Майоров был первым заместителем командующего армией ПВО. Одним из видных руководителей Главного разведывательного управления был генерал-лейтенант Михаил Мильштейн. Герой Советского Союза летчик-истребитель Борис Ривкин стал после войны генералом, заместителем командующего ВВС округа.
Определенный интерес вызывают еще два еврея. Это генерал-майор Фрунзе Емельянович Ярославский, одно имя-отчество чего стоит! В войну он был летчиком-истребителем, судя по орденам — не больно-то участвовал в воздушных боях. Его успешное продвижение по службе объяс­няется тем, что он был сыном известного деятеля коммунистического режима Емельяна Ярославского (настоящее имя Миней Израилевич Губельман). И хотя умер отец еще в 1943 году, но, видать, старые дружки заботились о сыне. Он стал генералом, заслуженным военным летчиком, заместителем начальника штаба Московского округа ПВО. Прослужил в кадрах 43 года и был уволен в 1982 году.
Другим примером является генерал-лейтенант Александр Ефимович Рубинчик, сын видного танкостроителя, тоже генерала Хаима Эммануиловича Рубинчика. Хотя сын окончил танковое училище еще в 1943 году, но до фронта не дошел, служил у папы на испытательном танковом полигоне. В последующем быстро пошел в гору, окончил две академии и карьеру завершил в должностях командира танкового корпуса и начальника Управления Главного штаба сухопутных войск. Уволен в отставку предпоследним из всех еврейских военачальников в возрасте 64 года.
Есть еще три семьи, в которых отец и сын были генералами: Дворкины, Прейсманы, а также генералами стали братья Кацнельсоны.
Окончание следует

На родине
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News


 
1173 запросов за 1,166 секунд.