‘Полномасштабное вторжение России в Украину крайне вероятно’ – русскоязычный подполковник армии США
Владимир Путин планировал новое наступление на Украину еще в начале этого года, когда приказал своим военным занять позиции, удобные для полномасштабного вторжения. Эту мысль в эксклюзивном интервью ForumDaily высказал подполковник вооруженных сил США, бывший директор по европейским делам Совета национальной безопасности (СНБ) Александр Виндман. По его словам, российский лидер видит все существующие уязвимости Запада, и, скорее всего, воспользуется ими для реализации своих планов.
Судьбу Александра Виндмана можно назвать поистине уникальной. Уроженец Киева, Алекс эмигрировал из Советского Союза в США в трехлетнем возрасте вместе отцом и двумя братьями. Ветеран войны в Ираке, военный и дипломат, он, будучи директором по делам Европы СНБ, фактически, занимался определением американской политики по отношению к России и Украине. Тогда же, работая в СНБ, Александр стал свидетелем скандального телефонного разговора между президентами Дональдом Трампом и Владимиром Зеленским, содержание которого стало основанием для запуска процедуры импичмента главы США.
Мы поговорили с Александром о вероятности полномасштабной агрессии России в отношении Украины, перспективах нового президентства Трампа и о том, что для него, как выходца из эмигрантской семьи и американского патриота, значит идея Америки.
Агрессия России и проблемы Запада
«Я думаю, у Путина нет цели выдвигать максималистские требования, направленные на изменение всей архитектуры европейской безопасности. Его планы на данный момент сосредоточены непосредственно на Украине. Что касается ультимативного перечня «гарантий безопасности», то отказ США и НАТО от выполнения этих требований как раз может быть использован Кремлем как casus belli – повод для начала войны», – полагает Александр Виндман.
По мнению бывшего военного, Путин пытается закончить то, что начал в 2014 году, а именно, вновь включить Украину в сферу влияния России, особенно на фоне тех проблем, которые на сегодня переживает западный мир.
«Если Путин решится на такое вторжение, я думаю, это будет крупнейшее военное наступление со времен Второй мировой войны. Он может использовать авиацию, крылатые ракеты, а у границ Украины сосредоточены огромный воинский контингент – по нашим оценкам, до 175 000 человек. Если Кремль решится на полномасштабную войну, скорее всего, ее целью будет не просто увеличение территорий так называемых «ДНР» и «ЛНР». Путину важно максимально дестабилизировать Украину, поэтому возможен вариант, при котором Россия захватит Мариуполь и пробьет сухопутный коридор в Крым. Кроме того, это решило бы проблему с поставками пресной воды на полуостров», – опасается Виндман.
По его словам, если такой сценарий реализуется, это может произойти в ближайшие несколько месяцев. Как отмечает Александр, Кремль полагает, что у него есть окно возможностей, обусловленное слабостями США и Европы, и надеется принудить западных союзников Украины согласиться с его притязаниями.
«Сюда относится и зависимость Европы от российского газа, и кризис с мигрантами, и слабость, вызванная уходом США из Афганистана и продемонстрировавшая желание Соединенных Штатов покончить с бесконечными войнами. Сейчас США предельно сосредоточены на Азии и Китае, внутри страны обострено противостояние между партиями, вылившееся в попытку захвата Капитоля в начале года. Важным фактором, на мой взгляд, стало и то, что Байден встречался с Путиным в июле и, казалось, дал понять, что существуют некие красные линии, но затем проявил слабость в защите этих линий», – полагает Алекс Виндман.
Будет ли эффективный ответ США и Европы
При этом бывший член Совета национальной безопасности опасается, что США могут не выполнить собственные слова о безусловной поддержке суверенитета, независимости и территориальной целостности Украины.
«Если наши слова разойдутся с делом, это станет плохим сигналом для наших союзников по НАТО. К тому же, хотя на сегодня Россия сильнее, чем была в 1991 году, это все еще слабая страна в сравнении с угрозой, исходившей от Советского Союза. Следовательно, мы уступаем требованиям слабой страны, которая на самом деле не в силах бросить вызов Соединенным Штатам», – отмечает он.
По теме: Украина, НАТО и Навальный: о чем говорил Путин на ежегодной пресс-конференции
Александр Виндман считает, что вероятное вторжение России в Украину повлечет довольно жесткие санкции, которые, однако, не будут достаточно обширными как минимум потому, что США не готовы платить за защиту Украины более высокую цену, чем европейцы.
«Европа, скорее всего, не решится на отключение России от SWIFT, особенно этой зимой, когда она настолько зависима от российского газа. Европейский Союз вряд ли наложит новые санкции из-за существующих экономических связей с Россией и угрозы ответных санкций Москвы. Дефицит газа – важнейший рычаг давления на ЕС», – отмечает он.
Алекс Виндман полагает, что ответом на начало российской агрессии в любом случае станет более широкое военное присутствие США в Европе. В совокупности с увеличением военной помощи Украине и новыми санкциями оно может продемонстрировать готовность Запада противостоять недопустимому поведению Москвы.
«Это могут быть и индивидуальные санкции, и секторальные, и блоковые, вводимые в отношении крупных российских компаний, которые сделали бы невозможной их работу в Европе. Очевидно, что Россия сейчас рассчитывает на сближение с Китаем и надеется, что экономическое сотрудничество с ним могло бы смягчить удар, в краткосрочной перспективе нивелируя даже самые суровые санкции США. Однако я не думаю, что Китай готов принимать на себя удар за действия Кремля», – считает эксперт.
Приглашение Фионы Хилл и Стратегия нацбезопасности
Александр Виндман принял предложение работать в Совете национальной безопасности в 2018 году. Его пригласила Фиона Хилл, бывшая на тот момент специальным помощником президента по европейским и российским делам. С тех пор Алекс считался главным специалистом по Украине в администрации Трампа.
«Я изучал украинский язык в военном институте, всегда старался выработать оптимальный подход к Украине и искал возможности углубить наши отношения. Что касается решения российской проблемы, еще работая в Пентагоне, я разработал для Соединенных Штатов стратегию, определяющую наше поведение в отношениях с Москвой. Фиона хотела, чтобы я сделал то же самое на уровне всего правительства», – пояснил Алекс.
Александр Виндман отмечает, что на момент начала его работы в СНБ личные взгляды Трампа на Украину были еще не до конца ясны.
«К примеру, он подписал в 2017 году Стратегию национальной безопасности США, которая представляла собой очень конкретные шаги, действительно направленные на продвижение национальных интересов и безопасности Соединенных Штатов. Я сосредоточил свои усилия на продвижение этой стратегии. Более того, я сам косвенно участвовал в ее разработке на уровне Пентагона, и теперь планировал расширить ее на правительственном уровне. В начале эта цель казалась мне вполне достижимой – до того, как я смог лучше узнать Трампа», – признается Александр.
Хроники «Трампгейта»
Только весной 2019 года, когда Трамп всерьез задумался о своей будущей кампании по переизбранию в 2020 году, его враждебность по отношению к Украине начала возрастать. Главной мишенью президента был, разумеется, его соперник от Демократической партии Джо Байден, тогда как его сын Хантер стал лишь удобным способом ударить по имиджу отца. Примерно в тот период началась активная деятельность в Украине личного адвоката Трампа Руди Джулиани, пытавшегося найти компромат на Хантера Байдена. По словам Александра Виндмана, это вскоре стало влиять и на политику Соединенных Штатов.
«Я видел эти тревожные тенденции, но не мог как-то повлиять на президента, да это и не входило в мои обязанности. Моей работой была поддержка официальной политики США, которая, однако, все больше расходилась с маневрами президента и его команды. Но единственное, что мне оставалось делать в этой ситуации – это добиваться реализации официально провозглашенного курса внешней политики Соединенных Штатов и утвержденной ранее Стратегии национальной безопасности», – поясняет Виндман.
Со временем Алексу становилось все более очевидно, что помощники Трампа в первую очередь пытаются реализовать частные политические интересы. Однако до июля 2019 года он не был уверен, участвовал ли в продвижении этих интересов лично Дональд Трамп.
10 июля состоялась встреча между секретарем СНБО Украины Александром Данилюком и советником президента США по национальной безопасности Джоном Болтоном. На ней присутствовали спецпосланник США по Украине Курт Волкер и посол США в Евросоюзе Гордон Сондланд, а также Алекс Виндман. Именно тогда Сондланд попросил представителей Украины начать расследование в отношении Джо Байдена, что было представлено в качестве условия встречи украинского президента Владимира Зеленского с Дональдом Трампом. Виндман счел подобное условие недопустимым и обратился по этому поводу к главному юридическому советнику СНБ Джону Айзенбергу.
«Одна из уникальных особенностей моей ситуации заключается в том, что я всегда пользовался официальными каналами для донесения своей обеспокоенности. Не стоит забывать, что у меня была влиятельная позиция – я был директором по европейским делам в Совете национальной безопасности, и пытался с помощью других чиновников донести до президента мысль, что действия его помощников потенциально противозаконны», – вспоминает Алекс.
По его словам, эти попытки не были такими уж утопичными: на самом деле, президент США довольно часто менял свое мнение.
«Он избегал делать это официально и публично, но в действительности не раз случалось, что его советники мягко указывали ему на отдельные ошибки, и президент затем исправлял их. В частности, под влиянием Джеймса Мэттиса, бывшего на тот момент министром обороны, Трамп поменял свое мнение по Сирии», – делится Виндман.
Однако вскоре Александр понял, что в данном случае речь идет не о случайной ошибке президента, а его личных интересах, и менять свое решение Трамп не намерен. Вскоре после встречи Данилюка и Болтона, 25 июля 2019 года, состоялся телефонный разговор между Дональдом Трампом и Владимиром Зеленским, во время которого американский президент попросил своего украинского коллегу начать расследование в отношении компании «Бурисма» и Хантера Байдена. В совокупности с ранее заблокированными Белым домом поставками уже одобренной Конгрессом военной помощи Украине, эта просьба, по мнению Виндмана, напоминала политический шантаж. Александр вновь попытался донести свои возражения по официальным каналам, и снова не был услышан.
Жизнь после Трампа
Подполковник уверяет: он никогда не был анонимным информатором и не способствовал утечке скандала в прессу. После того, как усилиями другого информатора содержание разговора стало достоянием гласности, Палата представителей Конгресса инициировала процедуру импичмента Дональда Трампа. В рамках этой процедуры Александр Виндман выступил на слушаниях в Конгрессе 29 октября 2019 года, открыто подвергнув президента критике. После этого Алекс стал объектом жесточайшей травли от сторонников Дональда Трампа. После провала попытки импичмента 7 февраля 2020 года, Александр Виндман и его брат-близнец Евгений были уволены из Совета нацбезопасности.
«Я твердо придерживался своих принципов, и только это имело для меня значение на тот момент. Я всегда держался вне политики, и мне не были интересы политические предпочтения других людей. После увольнения я видел поддержку со стороны людей самых разных взглядов, но, к сожалению, никто из старших офицеров, с которыми мы работали, не решился нас поддержать. Они слишком боялись открыто выступить против президента, хотя, на самом деле, от них не требовалось критиковать его. Они могли хотя бы поддержать меня перед лицом критики со стороны крайне правых. Тем не менее, единственным военным, поддержавшим меня публично, был председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Джозеф Данфорд, и я очень благодарен ему за это», – вспоминает Алекс.
Сегодня Александр Виндман продолжает работать над Стратегией взаимодействия США с Россией и Украиной, но уже в качестве гражданского специалиста, в рамках подготовки докторской диссертации в университете Джона Хопкинса. Параллельно Алекс пишет статьи на международные темы для New York Times, Washington Post, Foreign Affairs и участвует в работе Инициативы по возрождению демократии (Renew Democracy Initiative), главой которой является российский оппозиционный политик Гарри Каспаров.
«Мы не ценим до конца то процветание и те возможности, которые у нас есть, и недостаточно уделяем внимание своему наследию. Для меня США – это разница между хаосом и возможностями для всего человечества, которые включают в себя индивидуальный успех, права человека и саму идею, что мир развивается, и в нем возможно достичь пользу для человечества в целом, а не только для отдельных стран или граждан. Мне кажется, что без Соединенных Штатов мир вернется к тому, что зовется «законом джунглей», где все решает только грубая сила», – уверен подполковник Виндман.
Шансы Трампа на новых выборах
По мнению Алекса Виндмана, шансы Дональда Трампа победить на президентских выборах в 2024 году не слишком высоки.
«На прошлых выборах он проиграл на 7 миллионов голосов, а после 6 января Трамп потерял миллионы сторонников, которые не могли принять его подстрекательство к перевороту. На мой взгляд, единственный шанс, при котором Дональд Трамп может победить – это полный крах Демократической партии, в которой сейчас назревает серьезный кризис», – полагает бывший член СНБ.
При этом возможную победу Трампа подполковник оценивает как катастрофический исход для Соединенных Штатов.
«Во время первого срока Трамп был во многом ограничен в своих действиях, однако к концу этого периода мы сами видели, что ограничений почти не осталось. Президент окружил себя самыми гнусными фигурами, и, как говорят в США, «взрослых в комнате» к тому моменту уже не осталось. Так что мы можем представить, каким был бы его второй срок», – рассуждает Алекс.
Александр Виндман подчеркивает: Трамп может сработаться с людьми только в том случае, если они слепо преданы ему, а значит, в случае победы он отберет в свою команду именно таких людей, не способных остановить его в случае ошибок.
«Я думаю, что эта страна будет выглядеть совсем по-другому в конце второго срока Трампа. Он уже нанес ей значительный ущерб. Да, возможно, мы могли бы пережить еще четыре года его правления, но у меня есть определенные сомнения на этот счет», – опасается Виндман.
Читайте также на ForumDaily:
Камала Харрис пригрозила России ‚невиданными санкциями‘ в случае агрессии против Украины
Русские тосты и агенты КГБ: ЦРУ рассекретило 1500 документов по делу Кеннеди и там много интересного
Подписывайтесь на ForumDaily в Google NewsХотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» — и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе.