Победа Трампа: как скандал проиграл конспирологии - ForumDaily
The article has been automatically translated into English by Google Translate from Russian and has not been edited.
Переклад цього матеріалу українською мовою з російської було автоматично здійснено сервісом Google Translate, без подальшого редагування тексту.
Bu məqalə Google Translate servisi vasitəsi ilə avtomatik olaraq rus dilindən azərbaycan dilinə tərcümə olunmuşdur. Bundan sonra mətn redaktə edilməmişdir.

Победа Трампа: как скандал проиграл конспирологии

Победа кандидата от Республиканской партии США Дональда Трампа на президентских выборах в США не стала для меня неожиданностью, но, как и у многих, породила ощущение тревоги относительно шагов будущего президента. Однако и внешнюю, и внутреннюю политику Трампа предсказать пока очень сложно – слишком многое зависит и от состава его будущей администрации, и от того, как у него сложатся отношения с республиканским истеблишментом. Гораздо интереснее попробовать разобраться в причинах этой неожиданной для многих победы.

Как часто бывает в подобных случаях, причин довольно много, притом как вполне объективных, так и созданных искусственно. Среди объективных причин можно назвать технологическую революцию, сместившую понятие «средний класс» в сторону IT-специалистов и интеллектуальной элиты. Стремительное развитие Силиконовой долины и других высокотехнологических производств привело к резкому росту стоимости жизни, что существенно отражается на уровне доходов людей, не вовлеченных в IT-индустрию.

Второй причиной стала социальная политика правящей Демократической партии, которая не смогла нивелировать возникшую разницу в доходах американцев. Многим прибывающим по различным программам иммигрантам за счет налогоплательщиков обеспечиваются социальные гарантии, пособия и огромный социальный пакет, лишающий их стимула искать работу. При этом система предельно бюрократизирована, и в число «льготников», которым возможно получить статус беженца, попадает множество людей, уже не сталкивающихся с реальными преследованиями (к примеру, преследования протестантов в Украине прекратились уже давно). Все это лишь усугубляет социальное неравенство и недовольство американцев.

Отдельное недовольство части американцев вызывает и риторика Демократической партии, придающей особое значение защите прав меньшинств и отдельной личности. В результате, даже формальная опора на меньшинства и иммигрантов вызывает обиду у коренных американцев, особенно жителей «глубинки». Люди старшего поколения недовольны тем, что патриотизм уступает перед чрезмерной политкорректностью, а профессионализм — перед обязательным требованием «обеспечения разнообразия». Многочисленные американские церкви также недовольны утратой своего доминирующего статуса в обществе. Нельзя сбрасывать со счетов и слухи о коррупционных скандалах, связанные с фондом Клинтонов.

Среди искусственно созданных причин можно назвать довольно агрессивную и длящуюся уже несколько лет пропаганду радикальных республиканцев, наличие которой отмечают и американские журналисты. Мне не раз приходилось слышать рассуждения о «либеральном заговоре», «демократической машине пропаганды», о том, что в Америке якобы уже нет никакой свободы и демократии, а существует невидимая и предельно страшная диктатура. Как человеку, вырвавшемуся из по-настоящему диктаторского государства, мне, признаться, было дико слышать подобные рассуждения в стране, где существуют свободные СМИ с диаметрально противоположными точками зрения, независимые суды, честные выборы и, как мы уже убедились недавно, мирный переход власти от правящей партии к оппозиции.

Подобным нагнетанием конспирологических теорий, радикальным преувеличением существующих проблем до уровня «трагедии», «катастрофы» и «гибели страны» (то есть искусственным созданием ощущения экстремальной ситуации) республиканская пропаганда поразительно напоминает российскую – с той только разницей, что в России в роли монстра-врага до недавнего времени выступали США, а в самой Америке – правящая партия. В результате, в подверженной этой пропаганде части общества создается растущее ощущение краха и безысходности, на которое вполне удачно накладывается популизм Трампа с его самонадеянными обещаниями все исправить в одиночку. Демонизация противника также оказывается благоприятной почвой для роста агрессии и ксенофобных настроений.

К слову, приверженцы этих теорий уже заявили, что охватившие страну протесты против избрания Трампа «проплачены Соросом», поскольку «либералы не уважают нашу демократию». Особенно забавно слышать это на фоне того, что именно Трамп заявлял, что в случае своего поражения не признает результаты выборов, поскольку они заведомо будут сфальсифицированы. Руководители же демократов (как Обама, так и Клинтон), напротив, безропотно признали результаты, даже не попытавшись их оспорить, и не призывали своих сторонников ни к каким протестным акциям. К тому же, очевидно, что протест, не имеющий лидеров и конструктивной цели, не способен перерасти в полноценную революцию, а потому его воображаемое «финансирование» оказалось бы пустой тратой денег.

Однако конспирологам гораздо проще поверить в заговор и проплаченность, чем в то, что их любимый кандидат за время предвыборной кампании настроил против себя огромное количество людей, воспринимающих его теперь не иначе, как личную угрозу. Как в этом случае не вспомнить святую веру Путина в то, что все протесты финансируются ЦРУ, и непременно с целью уничтожить Россию!

Впрочем, нельзя сказать, что подконтрольные демократам СМИ отличаются абсолютной правдивостью. Среди них тоже встречаются «желтые» издания или отдельные неточные статьи. Однако их философия выдержана в более «западном» стиле: это психология скандала, сенсации, шумного выплеска непроверенной информации. К примеру, после обнародования в конце октября заявления директора ФБР Джеймса Коми о возобновлении расследования по письмам Хиллари Клинтон в некоторых СМИ мгновенно появились статьи о том, что ФБР представляет собой «Трампландию» и практически все его сотрудники патологически ненавидят Клинтон и открыто играют на стороне Трампа. Однако несколько опытных журналистов, имеющих источники в силовых структурах, сообщили мне, что среди рядовых сотрудников соотношение симпатий (а правильнее сказать, антипатий) составляет где-то 50/50, как и в среднем по американскому обществу.

Разумеется, это не отменяет того факта, что поступок Коми мог повлиять на результат выборов – учитывая, что в данном случае мы имели скорее состязание антирейтингов, и до последнего момента оставалась довольно большая часть населения, так и не решившая, кого из кандидатов они не любят больше. Не случайно Хиллари Клинтон напрямую обвинила Коми в своем поражении. Нельзя сбрасывать со счетов и открытую агитацию за Трампа (вместе с разглашением различных слухов и «утечек») бывшего сотрудника ФБР Руди Джулиани. Однако, вместе с тем, пример с «Трампландией» легко показывает, как одни факты незаметно трансформируются в другие, раздуваются и преподносятся в виде грандиозных разоблачений – в полном соответствии с законами скандала.

Однако законы психологии таковы, что скандал неминуемо проигрывает конспирологии. Дело в том, что конспирология, в отличие от скандала, создает стройную и довольно логическую систему взглядов, направленную на то, чтобы люди свято поверили в нее. Скандал по сути своей не предполагает того, чтобы в него верили. Его задача – привлечь внимание, разогреть интерес, вбросить «жареную» информацию, не заботясь о ее правдивости. Никакой стройной и логической системы он создать не способен, поскольку изначально рассчитан на людей с современным «клиповым» сознанием – однако может стать решающим толчком при принятии какого-то решения, как это, скорее всего, и получилось в результате поступка Коми.

При этом авторам скандала самим довольно трудно предугадать, каким будет его исход. Вряд ли СМИ, которые с таким смаком раскручивали каждую выходку Трампа, ожидали, что тем самым лишь добавят ему популярности. Тем более они вряд ли задумываются о том, что каждый случай непроверенной информации мгновенно используется конспирологами для доказательств их теории заговора. И уж совсем никто не думал, что привыкшее к скандалам общество может так живо среагировать на другой скандал, используемый уже против Хиллари, а не Трампа – то самое пресловутое письмо ФБР. И в этом контексте совершенно уже неважно было, что в письмах так и не нашли оснований для предъявления обвинения, а ФБР — все-таки не «Трампландия». Скандал, в отличие от конспирологических теорий, не предполагает продолжения, это – выстрел в пустоту, хлопок, призванный произвести мгновенный эффект, и не более того.

Сейчас трудно сказать, что именно стало той самой последней каплей, определившей исход выборов (учитывая, что Клинтон все же победила простым большинством голосов). Однако очень скоро избиратели потребуют от нового президента конкретных действий и выполнения предвыборных обещаний. И в случае неудачи Трампа ему вряд ли удастся спрятать свои ошибки за ширму конспирологии или скандалов, поскольку в конечном итоге реальность берет верх над любыми видами телевизоров.

Читайте также:

Предсказавший победу Трампа профессор пророчит ему импичмент

Трамп намерен депортировать 3 млн нелегалов и построить стену на границе с Мексикой

Как изменится Белый дом с приходом Трампа: новое меню и поле для гольфа

Клинтон обвинила в своем поражении директора ФБР

Петиция в поддержку Клинтон набрала более 3,5 млн подписей

 

Колонки
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News

Хотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» —  и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram  и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе. 



 
1075 запросов за 0,965 секунд.