От страха смерти до ее культа: за 11 месяцев войны российская пропаганда эволюционировала до уровня шахидов
Полномасштабная война России против Украины началась 11 месяцев назад, и за это время даже ведущие аналитики российской пропаганды потеряли счет множеству противоречивых теорий, оправдывающих кровопролитие. Однако, несмотря на это, пропагандистам удалось не только убедить большинство в неизбежности войны, но и изменить их сознание настолько, что самые страшные и безумные вещи воспринимаются многими россиянами как нечто совершенно нормальное. ForumDaily решил разобраться в том, как это происходило.
Убийства во имя мира
На самом деле, уже к моменту начала вторжения восприятие мира теми, кто много лет верил в кремлевскую пропаганду, было существенно искажено. Как минимум начиная с 2014 года (а в более мягкой форме – намного раньше) телевидению удалось выстроить для своих зрителей полноценный иллюзорный мир. Это мир, в котором Запад ненавидит Россию за сам факт ее существования, мечтает уничтожить ее и будет добиваться своей цели независимо от поведения Кремля. Все действия российских олигархов и коррупционеров, беззастенчиво грабящих страну, преподносятся как форма «западного ига», а неспособность российских властей создать эффективное производство или развивать науку – как следствие «вражеских происков».
Все действия Украины или Запада, являющиеся естественным следствием агрессии самой России, вырываются из контекста и предстают как иллюстрация «глобальной войны цивилизаций» – войны, которую необходимо вести до полного уничтожения противника. Использовать военную силу, вплоть до ядерного оружия здесь – совершенно естественная вещь, и российское большинство искренне считает, что «все так делают». Привыкшие жить в агрессивном милитаристском мире россияне уверены, что Запад мыслит в тех же категориях, и уже просто не могут представить себе иное мышление.
По сути, на первом витке после вторжения пропаганда лишь усилила это восприятие, добавив в общую картину истории о якобы разработке Украиной ядерного и биологического оружия. Здесь, как и в предыдущие годы, использовалась игра на страхе, но важно отметить, что основные ценности, декларируемые в обществе, остались неизменными и формально «нормальными». Россиян убеждали, что, воюя в Украине, Москва тем самым защищает себя от «будущей агрессии», и русские солдаты жертвуют жизнью ради мира, счастья и благополучия своих соотечественников.
Убийства во имя выборов
На условной второй стадии пропаганды этот страх был усилен боязнью поражения, в случае которого, по словам пропагандистов, «Россия будет полностью уничтожена». В процессе этого уничтожения кремлевские идеологи предрекают устроенное Западом «кровопролитие» и запугивают граждан расправой со стороны победителей. В данном случае основной ценностью общества провозглашается уже не покой и счастье, а банальное выживание. Однако даже эту ценность с натяжкой можно назвать формально адекватной.
Третья стадия пропаганды становится своего рода переломным моментом. На ней цель и средство меняются местами. Если раньше главной целью провозглашалась победа в войне, то сейчас пропагандисты все чаще признаются: и победа, и сама война – это лишь средство для решения внутрироссийских проблем. Участники главного пропагандистского шоу страны «Вечера с Владимиром Соловьевым» прямо говорят, что до войны «экономика России не росла», а сама страна загнивала в течение 30 лет. По их словам, это неминуемо бы привело к экономическому спаду, который, в свою очередь, сказался бы на общественных настроениях в преддверье президентских выборов 2024 года.
По теме: СМИ: США просят Израиль пересмотреть процедуру предоставления гражданства россиянам-репатриантам
В нравственном смысле здесь уже можно говорить об измененном состоянии сознания, для которого убийства невинных людей ради преодоления собственной ущербности и неспособности к развитию считаются чем-то вполне естественным. Однако цель таких убийств, хотя, безусловно, и не достижима с помощью войны, все еще формально заявляется адекватно: развитие экономики и страны в целом. Впрочем, параллельно с нею «положительным следствием» войны объявляется так называемое «очищение» общества, в которое закладываются уже совсем иные понятия.
Убийства во имя убийств
С одной стороны, под ним понимается «очищение от предателей, олигархов и коррупционеров», что отвечает давним ожиданиям российского «глубинного народа». Сюда относится и иллюзия сближения власти с населением в едином порыве «работы на нужды фронта», и образ России как «социального государства», помогающего мобилизованным. Однако все чаще слово «очищение» становится синонимом понятий «быть собой» и «вернуться к истокам». Именно это можно назвать поворотной, четвертой стадией пропаганды, на которой уже меняются формально декларируемые ценностные установки.
К примеру, в очередном «Вечере с Соловьевым» бывший шпион Андрей Безруков заявил, что главное «предательство» позднесоветских элит заключалось в самой идее того, что Россия может жить хорошо. Ради этого, по словам Безрукова, власти посмели отойти от курса, еще тысячу лет назад определенном для страны ее «отцами-основателями», в том числе – «расширения территорий». В данном случае идеологи войны прямым текстом заявляют, что самым страшным злом для современной России является мирная жизнь и человеческое счастье, и вместо этого они предпочитают следовать средневековым привычкам захвата чужих территорий.
Вторит Безрукову и Владимир Соловьев, заявляющий, что необходимо не снижать, а повышать социальную напряженность, чтобы общество не чувствовало расслабленности. Разрушение нормальной жизни стало преподноситься, как абсолютная нормальность, а война – как единственная возможная форма существования суверенной России. К подобной пропаганде подключились и религиозные проповедники, уверяющие, что, только убивая, россияне могут «стать собой». Вполне логично, что далее последовала пятая стадия пропаганды, воспевающая смерть как таковую.
К примеру, уже упомянутый Соловьев заявил, что жизнь сильно переоценена, и россиянам не стоит бояться смерти, поскольку они, согласно словам Владимира Путина, «попадут в рай». «Жить стоит ради того, за что ты можешь умереть». Но так и должно быть», – подытожил пропагандист.
Подобная идеология, в отличие от советской, предлагает россиянам смерть не во имя «светлого будущего», а ради смерти как единственного смысла существования, что очень похоже на радикальный исламистский культ. По сути, российские пропагандисты сегодня сами открыто провозглашают то, в чем на момент вторжения обвиняли Украину и Запад – в разрушении нормальной жизни и человеческого счастья и принесении ему на смену войны и страдания.
Конечно, далеко не все россияне готовы бессмысленно идти на смерть – более того, подавляющее большинство не собирается этого делать. Однако даже у них пропагандистские нарративы, звучащие в стиле террористов-шахидов, не вызывают никакого диссонанса. И это беспрепятственное насаждение культа смерти и ненависти жизни, похоже, стало главным результатом путинского правления.
Читайте также на ForumDaily:
‘Мы на краю пропасти’: на Часах Судного дня осталось всего 90 секунд до гибели человечества
Страны Балтии высылают послов России: они должны уехать в течение февраля
Трибунал для Путина: можно ли осудить действующего президента страны-агрессора
Подписывайтесь на ForumDaily в Google NewsХотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» — и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе.