Осиротевший балет - ForumDaily
The article has been automatically translated into English by Google Translate from Russian and has not been edited.
Переклад цього матеріалу українською мовою з російської було автоматично здійснено сервісом Google Translate, без подальшого редагування тексту.
Bu məqalə Google Translate servisi vasitəsi ilə avtomatik olaraq rus dilindən azərbaycan dilinə tərcümə olunmuşdur. Bundan sonra mətn redaktə edilməmişdir.

Осиротевший балет

Онлайн-журнал «ИсраГео» опубликовал реквием по знаменитой балерине Нине Тимофеевой

 

3 ноября 2014 г. в Иерусалиме скончалась ученица Галины Улановой, одна из лучших исполнительниц роли Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» на сцене Большого театра, великий балетный педагог и родоначальница школы классического балета в Израиле

11 ноября будущего года друзья, родственники и ученики Нины Владимировны мечтали отметить ее восьмидесятилетний юбилей. Увы, не сбылось… Да будет светла память о ней!

Выражаем искренние соболезнования близким Балерины. И предлагаем вашему вниманию очерк о ней, написанный четыре года назад – в дни ее 75-летнего юбилея.

 

В июньские дни в скромной квартире всемирно известной балерины Нины Тимофеевой не смолкал телефон, а почтовый ящик переполняли письма буквально со всего света.

Коллеги Тимофеевой по работе, ученики, друзья и многочисленные поклонники таланта балерины сердечно поздравляли с юбилеем, выражая восхищение и любовь нашей замечательной современнице.

Уже в шестилетнем возрасте она связала свою жизнь с балетом. А случилось это так. В суровом 1942-м в Пермь был эвакуирован из осажденного фашистами Ленинграда знаменитый Кировский театр оперы и балета, а также хореографическое училище, где педагогом по классу фортепиано работала мать Нины — Фрида Федоровна Салиман-Владимирова. Любознательная щупленькая Нина появлялась среди артистов балета часто, и те из сострадания подкармливали ее чем только могли. Но не еда влекла маленькую Нину на сцену. Ее буквально завораживала музыка, танцы. Для того, чтобы увеличить дневной паек ей предложили станцевать пажа в балете » Волшебная флейта». Она, росшая в музыкально артистической семье, оказалась на редкость способной. В невиданно короткий срок подготовила роль. До сих пор Нина помнит до малейших подробностей тот первый выход на сцену прославленного театра.

В 1944 г. с благословения родителей Нина поступила в старейшее Ленинградское балетное училище, в котором преподавали знаменитые педагоги, представлявшие славу и гордость русского балета. В изданной в 1993 г. хрестоматийной книге «Мир балета», ставшей уже библиографической редкостью, Нина Тимофеева писала о годах учебы:

«Заниматься приходилось в холодном классе, где вода сразу превращалась в лед. А вечерами нужно было участвовать в спектаклях. Такая практика потом сослужила хорошую службу. Мы были одержимы учебой и работой».

В 16 лет Нина Тимофеева станцевала в балете «Щелкунчик». Позже она вспоминала, что именно тогда к ней пришло настоящее ощущение сцены, полное слияние танца и музыки.

Ее заметили. Среди других Нина выделялась особой манерой танца, поразительной пластичностью. Это был результат не только природного таланта, но и колоссального труда в работе над ролью. После успешного окончания училища ее приняли в кордебалет Ленинградского оперного театра. По 25-28 раз в месяц приходилось ей участвовать в спектаклях и балетах.

В 1956 году после успешного выступления на международном конкурсе в Варшаве ее пригласили в Москву в труппу балета Большого театра СССР. Здесь к ней пришло мировое признание, в полную меру раскрылся незаурядный талант балерины. 32 года — таков стаж ее творческой работы на сцене Большого театра. Она сыграла 57 ведущих ролей. Без преувеличения можно сказать, что все они вошли в золотой фонд балетного искусства.

«Каждая роль — это часть моей жизни», — писала знаменитая балерина и это действительно так. Она снялась в 27 фильмах о балете. Достойно представляла российский балет на сценах крупнейших театров мира. И везде ее исполнение восхищало зрителей — и не только их. В 1957 г. в Большом театре в новой редакции был поставлен балет Хачатуряна «Гаяне». Тимофеева, исполняя заглавную роль Мариам, пленила своей виртуозностью не только зрителя, но и всю балетную труппу Большого театра. Знаменитая Ольга Лепешинская после увиденного решила не танцевать Гаяне.

О виртуозности танца Тимофеевой слагались легенды. Пресса разных стран в хвалебных рецензиях единодушно отмечала артистическую индивидуальность балерины. Образы, созданные ею, покоряли сердца зрителей необыкновенной глубиной и целостностью.

Обладательница многих престижных титулов, любимица публики, Нина Тимофеева всегда оставалась скромной и очень требовательной к себе, к своему творчеству.

— Я редко была довольна своим выступлением. Ждала новых спектаклей, когда можно было что-то поправить, изменить… — откровенно признавалась она.

Большой друг Тимофеевой, известная актриса театра и кино Фаина Раневская, по поводу жесткой требовательности Тимофеевой к себе как-то образно заметила:

«Тимофеева всю жизнь пробирается сквозь собственные шипы».

Нина всегда была тверда в том, что нет предела совершенствованию, поэтому каждый ее день — это неимоверный труд, жесткий режим. Она считает, что для артиста балета существует в обыденной жизни два понятия: «должна» и «не имею права».

В Большом театре Тимофеева работала с балеринами, которых боготворила.

«Они стали моими педагогами после училища. Это Марина Семенова и Галина Уланова».

 

Последней ее ролью на сцене Большого театра была роль леди Макбет. Балет специально написан для Нины ее мужем — композитором Кириллом Молчановым. К сожалению, с этим балетом у Тимофеевой связан страшный день ее жизни. В разгар спектакля, когда Нина была на сцене, в директорской ложе скоропостижно скончался ее супруг. Ей сообщили об этом. По общему мнению, необходимо было прервать спектакль, но Тимофеева осталась на сцене и станцевала балет до конца. Чего это стоило мужественной женщине? Что творилось в ее душе? Об этом Тимофеева предпочитает не говорить. Однако в своей книге «Мир балета» она напишет:

«Нужно очень любить свою профессию, нужно жить ею, чтобы перенеся большое горе, вновь появиться на сцене и забыться в вихре движений…»

В 1988 году тогдашний руководитель балета Большого театра Григорович отправил на «заслуженный отдых» корифеев балета — Майю Плисецкую, Владимира Васильева, Екатерину Максимову, Михаила Лавровского и Нину Тимофееву. Правда, вскоре Тимофеевой предложили педагогическую работу в Большом театре, но в это время, узнав о случившемся, из разных стран в адрес Нины Тимофеевой последовали многочисленные и весьма заманчивые предложения. Она выбрала Иерусалим, хотя понимала, что в молодой стране, где не было традиций классического балета, все придется начинать с нуля.

Летом 1990 г. она сошла с трапа самолета вместе с другими пассажирами, прилетевшими в Израиль. Дирекция Иерусалимской академии музыки и танца им Рубина пригласила ее на мастер-класс. Две недели знаменитая балерина знакомила слушателей Академии с основами классического балета и одновременно готовила четырех израильтянок в знаменитый Гран па де катр на музыку Пуни. Это было просто чудо — за столь короткий срок подготовить сложный классический танец с неопытными девчушками. И в том, что она смогла блестяще осуществить, казалось, неосуществимое, раскрылся в полную меру ее талант педагога-наставника. Выступление было восторженно встречено людьми, искушенными в искусстве балета. Тимофееву пригласили приехать и на следующий год. Она согласилась и вновь с успехом провела очередной мастер-класс.

За время пребывания в Иерусалиме она успела прикипеть всем сердцем к этому божественному городу, и потому без колебаний согласилась остаться здесь, учить балету на славных классических традициях. Вместе с Ниной в Иерусалим приехала дочь Надя.

Она, прирожденная балерина, в шутку говорила, что начала танцевать, находясь еще в утробе матери, так как та продолжала выступать.

К моменту отъезда в Израиль Надя уже успела успешно окончить Московское хореографическое училище и даже выступать солисткой балета на сцене Кремлевского театра. Оказавшись в Израиле, Надя стала надежным помощником мамы в осуществлении прекрасной мечты — создании израильского классического балета.

За двенадцать лет работы в Академии Тимофеевы сумели воспитать немало прекрасных артистов балета, которые достойно представляют своих учителей на сценах престижных театров не только в Израиле, но и в США, Австрии. Германии, Голландии и даже в Японии.

Буквально по-матерински Нина Тимофеева старалась передать учащимся знания, опыт, а главное — привить любовь к нелегкой, но прекрасной профессии артиста балета.

Коллеги в Академии отмечали, что Нина Тимофеева — педагог необычайный. Магическая сила ее занятий состояла в том, что она не только учила, но и личным примером показывала, как овладеть мастерством танца. Увидев, как долго и упорно Тимофеева разминается у балетного станка, как привередливо соблюдает строжайший режим, ученики убеждались, что именно так они должны поступать, чтобы стать настоящими мастерами своего дела. За годы преподавания ей не приходилось повышать голос, наказывать кого-либо. Ее просьбы всегда выполнялись беспрекословно. Далеко не каждый преуспевающий педагог может добиться такого взаимопонимания, которое царило на занятиях Тимофеевых в Академии.

Помня о годах своей учебы, о значении не только теоретических знаний, а и практическом претворении их в жизнь, Тимофеевы часто проводили балетные спектакли, в которых танцевали сами и их ученики. Костюмы и другие аксессуары для успешного выступления мать и дочь готовили сами за счет своего свободного времени.

Когда Нина Тимофеева достигла пенсионного возраста, она прекратила работу в Академии. Но не в ее характере было почивать на лаврах. Она знала, что еще многое может дать, сделать для осуществления заветной мечты — создания в Иерусалиме балетной труппы, которая была бы не хуже коллективов классического балета других стран. И Тимофеевы решаются на нелегкое дело — открыть свою балетную школу.

Марина Неэман помогла в создании амуты, а позже она стала генеральным директором Иерусалимского театра балета, добилась финансирования рождавшегося театра министерством культуры. Нашлись и те, кто на свои средства помог снять в аренду зал, приобрести необходимый инвентарь. В первые месяцы для получения необходимых денежных средств каждую неделю организовывали спектакли, в которых участвовали и сама Нина, ее дочь и ученики, многим из которых приходилось совмещать работу с репетициями и участием в спектаклях. Тимофеевы буквально дневали и ночевали в своем детище. Не было средств на рекламу. Сами делали флаеры. Сами шили костюмы. Так удалось остаться на плаву.

Известие об открытии балетной школы «Нина» быстро разошлось не только по Иерусалиму. Вскоре школа уже насчитывала несколько десятков учащихся, в том числе из религиозных семейств.

Через два года существования школы Нина Тимофеева передала руководство в надежные руки Надежды. Прошло трудных шесть лет становления Иерусалимской школы балета. За эти годы практически и была создана база для становления нового театра балета в Иерусалиме. Сейчас в школе обучается больше ста учеников. Вырос педагогический состав. Теперь все чаще на театральных афишах появляются сообщения о балетных постановках молодого коллектива. Благодаря поддержке министерства культуры, к столетию со дня рождения великой российской балерины Галины Улановой театром под художественным руководством Нади Тимофеевой была подготовлена мировая премьера «Преодоление».

У Улановой не было детей. Она очень любила маленькую Надю, относилась к ней по-матерински, и Надя считала своим долгом выпустить спектакль посвященный Улановой. Первый акт под названием «По нарастающей» (Бэ-тур оле) — это фактически гала-концерт, состоящий из нескольких номеров — от соло до па-де-сис (от соло до секстета), отсюда и название. В него вошли известные произведения хореографической классики, жемчужины хореографии, которые никогда ранее не исполнялись в Израиле. Во втором отделении исполняется балет «Биение жизни» — хореографическая версия в постановке румынского хореографа Иоана Туджиару на музыку концерта для виолончели с оркестром израильского композитора Биньямина Юсупова, с участием выдающегося виолончелиста Миши Майского. Главную партию в спектакле исполняет солистка ансамбля «Иерусалимский балет» Юлия Мустер-Верлоцкая — соученица Нади Тимофеевой по московскому хореографическому училищу. В прошлом Юлия танцевала в балетном театре Валерия Панова. Художником-сценографистом спектакля приглашен Александр Лисянский. Часть костюмов и обуви для танцоров заказаны в мастерской Большого театра по эскизам Нади Тимофеевой.

Мэр столицы Нир Баркат отметил:

— Иерусалим в полной мере становится культурной столицей страны.

Немалая заслуга в этом, несомненно, принадлежит Нине Тимофеевой и ее дочери Наде.

 

АвторЗиновий КЛЕБАНОВ, Иерусалим

Разное На родине Досуг
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News


 
1192 запросов за 1,236 секунд.