‘Модель моего бизнеса изучают студенты’: как иммигрантка из России создала успешную ферму в США
Оксана Бочарова – профессиональный агроном и американский фермер. В США она осуществила свою мечту и начала производить экологически чистые продукты в штате Мэриленд. Оксана планирует открыть на своей ферме ресторан для выездных ужинов. Свою историю она рассказала Голосу Америки.
Наше хозяйство находится в штате Мэриленд, наш маленький город называется Честертаун. Фермер в США — это образ жизни человека. Кроме того, это еще и бизнес. Когда мы имеем ферму, мы не только выращиваем что-то: мы это продаем, рекламируем, то есть, практически, это такой же бизнес, как и все другие.
Ферма — труд очень тяжелый. Быть фермером на маленькой ферме, как моя, где ты сам физически задействован — это трудно, особенно в нашей температуре и влажности. Продумывание и планирование времени — залог моего успеха.
Вся территория — 6,5 акров (2,6 га). Я произвожу экологически чистую продукцию, мы не используем никаких химических удобрений, только биологические. Наши теплицы не стеклянные, а пленочные, они не отапливаются. Предназначение таких структур в том, чтобы продлить сезон. В нашем штате в теплице у меня зимой будут расти овощи: можно что-то собрать и иметь доход.
Никто из нас никогда не мечтал об эмиграции и о том, что мы здесь очутимся и приземлимся. Все было делом случая и обстоятельств, не думала тогда и не мечтала. Родилась я в Белгородской области, в поселке Томаровка — бывший Советский Союз, ныне Российская Федерация. Любовь к сельскому хозяйству, я так думаю и чувствую, мне привил отец. Папа работал в сельском хозяйстве всю жизнь и часто брал меня с собой вечерами, когда он ездил смотреть посевы. Мне казалось, что он занимается чем-то важным и интересным. И мне всегда хотелось делать то же самое. Когда я немного повзрослела, для меня вопроса в выборе профессии не существовала.
Когда я объявила, что пойду учиться в сельскохозяйственный институт, который всегда был непрестижен и до сих пор остается, родители были в шоке. Особенно, когда я сказала, что буду учиться на агронома — это считалось мужской профессией. Но я хотела этого — и я это сделала.
Мы приехали в Америку с мужем в 1999 году. Причина: нам нужно было немного поправить свою финансовую ситуацию дома. После институтов мы решили, что все знаем и умеем, и решили заняться индивидуальным фермерским хозяйством. 7 лет мы пытались и ничего не вышло, дошли до того, что жить стало не на что. Мы приехали по «Международной программе молочного животноводства» — по этой программе людей размещали по молочным фермам, мы должны были работать и таким образом набираться опыта в том, как идет производство молока. Нам платили 700 долларов в месяц: в то время это были просто огромные деньги. К тому времени у нас уже было двое детей, нам было не до шуток и нужно было думать о том, как их растить, как кормить.
По теме: ‘Нравится работать для людей’: истории успеха украинцев, открывших собственные кафе в Огайо
Сначала нас на 8 месяцев поместили на молочную ферму в Висконсине, потом перевели в Миннесоту. Мы понимали, конечно, что не будем там работать всю жизнь — потому что я не животновод и никогда этого не хотела. К тому же, в Миннесоте очень холодно: приходилось выходить на улицу в 3 часа утра, когда по колено снега, и прежде чем ты подойдешь к теленку, тебе надо очистить снег, и лишь потом подойти и покормить его. Мы начали думать о том, чем бы еще заняться.
Мы нашли работу здесь, в Мэриленде, недалеко от того места, где сейчас у меня ферма. Моего супруга Петра наняли работать генеральным менеджером, он отработал два года и решил поехать в Россию и остался там. А мы с детьми остались здесь. С программой, которая разработана государством США, которая помогает купить землю людям, таким как я: лица с неблагоприятным социальным положением, женщины, начинающие фермеры — люди, у которых нет средств, чтобы взять деньги в обыкновенном банке. Это нужно было доказать: принести документ из банка, в котором будет сказано, что кредит я там не получу, поэтому могу быть квалифицирована на эту программу.
Максимум, который можно было взять, составлял 300 тысяч долларов. Нужно было иметь еще деньги, чтобы показать в своем бизнес-плане, что есть средства на покупку трактора, автомобиля для развозки и поездок на рынок и так далее. 3-4 года я откладывала деньги, прежде чем все осуществилось. В 2013 году я смогла купить участок земли.
Чтобы быть успешным, нужно иметь свои рынки — каналы сбыта. Для меня это фермерские рынки, это CSA (программа поддержки фермерства местным сообществом). Эта программа была просто создана какими-то американцами, которые решили, что хотят отдавать деньги фермеру напрямую, поддерживая его. Так люди в течение зимы платят мне за сезон, но моя обязанность — предоставить им коробку свежих овощей каждую неделю. Наша программа длится 24 недели, с мая по октябрь. Мы не развозим овощи каждому домой. Я нахожу какие-то точки, куда мы привозим сразу несколько ящиков, а люди просто приходят и забирают.
Для меня важно, что я произвожу. Качественная продукция — это первое, что мы делаем здесь. Когда я только начинала, вся работа была на мне. Естественно, таких объемов не было. Сейчас у меня 5 сезонных помощников.
В тот год, когда я купила ферму, я начала квасить капусту и вывозить ее на рынок. Это стало давать мне какие-то доходы. Народу понравилось. Я начинала с обычной русской капусты, потом стала добавлять специи, делать кимчи. Сейчас у меня в производстве 9 разных молочно-квашеных продуктов и 4-5 просто маринованных с уксусом.
Чтобы иметь лицензию на продажу квашеных продуктов, в Мэриленде вы должны арендовать коммерческую кухню с лицензией на питание людей. Сначала этим занималась только я, потом начали помогать подруги, дальше пошли продажи, начала нанимать людей и стало проще. Практически все, что производим, в течение недели продаем. Мы фасуем то, что произвели на прошлой неделе, и производим то, что будем фасовать на следующей.
Однажды я сидела, смотрела на свой дом и думала: здесь 4 спальни, я живу здесь одна. Нельзя ли сделать так, чтобы этот дом тоже приносил доход? Тут же я встретила знакомую, которая сказала, что занялась Airbnb. Сначала я подумала, что в нашу зону никто не будет приезжать. Она посоветовала попробовать, предположив, что я буду приятно удивлена. Я вывесила объявление про одну спальню — и в первый же год у меня был забронирован весь сезон по выходным. Это был еще один способ получить дополнительный доход.
У нас есть куры — они у нас только второй год, и в этом году их 142. В прошлом году мы купили 50 — попробовать. Яйца начали продаваться хорошо. Хорошего качества яиц на рынке мало, их всегда не хватает и есть большой спрос.
Сын приезжает помогать с рынками — в субботу и воскресенье у нас два больших рыночных дня. Мы везем продукцию в Аннаполис, там уже нас знают и есть свои покупатели. Этот рынок создан только для производителей: здесь не разрешается продавать то, что ты сам не произвел. Существует комиссия, которая ездит и проверяет это. Прежде чем меня сюда пустили, ко мне приезжали и смотрели, действительно ли я сама это произвожу.
Время от времени я получаю просьбы от молодых фермеров, чтобы я показала, как и что я делаю — модель моего бизнеса. Например, сегодня приезжает группа из местного колледжа. Их руководитель находит мое производство подходящей моделью для того, чтобы им показать. Я всегда с удовольствием их встречаю и рассказываю, что я делаю. Мы, фермеры, должны быть открыты для них, мы должны рассказать и научить. У меня был случай, когда девушка увидела, что мы картошку копаем, и изумленно спросила: «А она разве в земле растет?» Поэтому я всегда пытаюсь все показать и рассказать, чтобы люди понимали, откуда берется то, что они едят.
Я считаю, что моя ферма — особенная. Это маленькая ферма, которая приносит доход. Это рентабельная ферма. Для меня очень важно показать, что семья, которая хочет жить на небольшом участке и растить своих детей, может быть успешной и зарабатывать деньги. Но не все в жизни меряется деньгами, в жизни на ферме есть и другие преимущества.
Дети помогают мне физически и морально. У меня есть мечта, которую, я надеюсь, мы будем претворять в жизнь уже вместе с моими детьми.
Мечта — создать на нашей ферме выездные ужины, небольшой сезонный ресторан, который будет отличаться от других. Что сегодня в огороде — то и будет входить в меню. Все будет очень просто: комплексный обед из того, что собрали сегодня.
Мне в жизни повезло: я никогда не сомневалась, какую хочу выбрать профессию, и никогда в жизни не разочаровалась в ней, не искала себя в других отраслях. Я понимала, что это мое, я этого хочу и буду продолжать это делать.
Читайте также на ForumDaily:
Как украинская семья в Огайо кормит американцев домашними колбасами
От уборщика до завуча: как украинец осуществил американскую мечту
Вареники покоряют Америку: 5 лучших ресторанов украинской кухни в США
‘Нравится работать для людей’: истории успеха украинцев, открывших собственные кафе в Огайо
Подписывайтесь на ForumDaily в Google NewsХотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» — и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе.