Многоженство в России: миф или реальность?
Руководитель администрации главы Чечни Магомед Даудов высказался за легализацию многоженства в российском законодательстве.
Поводом для дискуссии стала прошедшая на прошлой неделе свадьба 47-летнего полицейского Нажуда Гучигова и 17-летней Луизы-Хеды Гойлабиевой.
По данным СМИ, у Гучигова, предположительно, уже была жена, с которой он не прекращал отношений.
Предложение Даудова породило дискуссию не только в среде депутатов Госдумы и религиозных деятелей, но и стало самой обсуждаемой темой в соцсетях.
В настоящее время российское законодательство не предусматривает возможности заключения более одного брака.
Проведенный в 2006 году опрос показал, что две трети россиян восприняли бы легализацию многоженства отрицательно. В 2015 «за» высказались 22% респондентов.
Между тем в некоторых странах многоженство не противоречит закону: у нынешнего президента ЮАР, например, восемь жен, а рекордсменом стал экс-король Свазиленда — у него было 70 жен.
В законе
Магомед Даудов в интервью изданию «Газета.Ru» заявил: «Я депутатом теперь не сижу, но хорошо бы, если бы многоженство легализовали. Но только чтобы по шариату все было: если мужчина может содержать еще одну жену, то почему нет? Это ведь распространено, а значит, неплохо бы это как-то урегулировать».
Пользователи интернета отреагировали с иронией:
Это не первый случай, когда в России выступают за многоженство. Попытки легализовать полигамию предпринимались в разных регионах страны.
Еще в 2006 году глава Чечни Рамзан Кадыров выступил за официальное разрешение многоженства в республике. Высказывался за это и лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
С такой же инициативой выступал в Башкирии депутат госсобрания Эдвард Мурзин. «У нас нормальных мужиков-то мало, на всех дам не хватает. Оттого и рождаемость низкая — без мужа мало кто отважится ребенка растить», — говорил депутат.
А в начале 2000-х президент Ингушетии Руслан Аушев широким жестом разрешил многоженство в республике, несмотря на содержащийся в федеральном законодательстве запрет. Вскоре ингушских мужчин снова лишили возможности «заводить» несколько жен.
В блогосфере раскритиковали последние попытки вернуться к разговору о легализации многоженства. Обсуждалось даже, что Госдума может рассмотреть законопроект, вводящий уголовную ответственность за это нарушение законодательства. Но слухи опровергла глава комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина.
«Это нелепо, потому что причина не в не в отсутствии уголовного закона, а в том, что мужчин не хватает, возможно, таких, с которыми женщины хотели бы создавать семью и иметь детей», — сказала Мизулина, добавив, что по одной ситуации законы не принимают.
В религии
Коран разрешает мужчинам иметь несколько жен, если человек готов нести за них ответственность.
По заявлению первого заместителя председателя Духовного управления мусульман России Дамира-хазрат Мухетдинова, в последнее время многоженство в мусульманской среде становится распространенным явлением, причем не только на Кавказе, но и в европейской части России.
Представитель Русской православной церкви Всеволод Чаплин считает, что как легализация многоженства, так и введение за него уголовного наказания направлены на разрушение традиционной семьи.
«Конечно, в нашей традиции, чтобы была одна жена, и в горе, и в радости вместе. Но еще в Российской империи разные народы жили по-своему, и допускалось наличие разных правил», — пояснил Чаплин.
В соцсетях в ответ предлагают узаконить заодно и полиандрию (или многомужие):
Многоженство разрешено далеко не во всех мусульманских странах. Оно запрещено законом в Турции, Тунисе и Алжире.
Для повторного вступления в брак в Иране нужно согласие первой жены. В Ираке, Марокко, Пакистане и Сирии для этого нужно получить разрешение властей.
В США многоженство запрещено с 1882 года, во Франции – с 1993, но государство делает исключение для мигрантов.
Среди известных многоженцев – президент ЮАР Джейкоб Зума: у него восемь жен (пять – официальные). А у короля Свазиленда Собхуза II было, по разным оценкам, до 70 жен, которые родили ему 67 сыновей.
Один из них, Мсвати III, следующий король Свазиленда, ввел в стране запрет на секс с несовершеннолетними из-за эскалации кризиса СПИДа. Всего через неделю после этого король сделал своей восьмой женой несовершеннолетнюю девушку и оштрафовал себя на одну корову.
Последние исследования, которые провел арабский ученый Амин Даухал, показывают, что у мужчин, состоящих в полигамных браках, риск сужения коронарных сосудов в четыре раза выше, чем у тех, кто имеет одну жену.
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News