Личный опыт: детский сад в Нью-Йорке
Год мы ходили в пре-кей, это американский садик для четырёхлеток. Зачисляют туда всех, кто родился в соответствующем году. У нас был 2011-й. Нью-Йорк недавно начал государственную бесплатную программу пре-кей, то есть платит за всё бюджет. Вы можете идти в муниципальный садик или частный, самый лучший, неважно. Этот год вам оплатят полностью.
Денег с нас не брали ни разу. Ни разу. Дважды попросили принести салфетки и бумажные полотенца. Если можете, конечно.
Мы ходили в сад муниципальный, больше никуда уже не успели попасть. Но я не пожалела совершенно. Хотя это именно тот садик, глядя на который в прошлую командировку, я думала — какой ужас и каким же надо быть родителем, чтоб любимое дитятко туда отдать. Гуляют на голом асфальте, сидят под деревом, невзрачное здание, и как они там все помещаются.
Но в этот раз у меня не было выбора. Русский сад при ООН тянул с разрешением, несмотря на стоимость долларов в 700. Я зашла в местный платный садик, где нет пре-кея, где все в одной группе разных возрастов, и вышла в слезах. Мне стало заранее жалко Танюшу. Дети валялись на ковролине и смотрели мультики, а гуляли на пятачке один на один квадратный метр по очереди. И стоит это около 800 долларов в месяц. В местном «Монтессори» не было мест, и стоил он около тысячи. И там, и там за каждое опоздание на полчаса доплачиваешь 20 долларов.
Нас еле-еле взяли в муниципальный. В первые дни я пребывала в шоке. На группу (у них называется «комната») — одно небольшое помещение. Там есть ковер, где дети сидят на «собраниях», играют и спят. Спят на полу — раскладывают резиновые матрасики, ложатся на них в одежде и прикрываются полотенцами из дома. Первый месяц от Танюшиной головы жутко пахло бомжом-матрасом, а я как сильно близорукая очень на запахи реагирую. Поэтому постоянно мыла ей голову, но потом мне посоветовали купить специальный садиковский спальный «мешок» — сшитые вместе подстилка, одеялко, подушка, и я перестала мыть ей голову. В смысле — так часто.
В комнате этой есть еще столы со стульчиками, кухня игровая, полки с книгами. Полки для верхней одежды. Всё очень компактно. Кухни нет. На завтрак они едят садиковские кексы, печеньки, запивая разбавленной сладкой водой, обедают тем, что взяли из дома. Мы брали сосиску или яйцо, порезанные фрукты, огурчик или морковку, иногда йогурт и чай. Кто что, короче. Категорически нельзя продукты, содержащие орехи, и виноград. У некоторых аллергия даже на запах.
Гуляют они два раза — до сна и после. Могут на асфальте, да, но могут сходить на территорию соседней школы, недалеко, там есть площадка с горками и так далее.
Садик начинается с 8:00 — 8:45 и заканчивается ровно в 14:20. В 14:25 тебе уже звонят и спрашивают, а где ты, собственно.
Первое время меня не покидало чувство дикой жалости к своему ребёнку. Я сравнивала садик с московским, в котором есть кроватки, пижамки, каша, суп, прогулки в зелени и на верандах, осмотры докторов. Где после долгого сна воспитатели причесывают девочек, где следят за шапкой, не разрешают насморк и отсутствие сменной обуви.
Потом во мне произошла революция. Называлась она «посмотреть на детство глазами ребенка». То есть раньше я оценивала всё исключительно как мама, по определенным критериям, которые казались мне важнейшими. И большинство из них составляли требования физиологического порядка — еда, сон, в уши не дует. А потом, когда мы смогли перейти в русский садик и Танюша рыдала: «хочу в американский, не хочу в русский», я начала оценивать всю эту ситуацию с точки зрения малышей. А это уже другие критерии, совсем. Самый главный — вот какой.
С маленького-маленького возраста воспитатели, учителя, большинство американских родителей относятся к детям как к равным себе, как к полноценным личностям, как ко взрослым совершенно. Поэтому не кричат, не давят, не дергают, не наказывают, не бьют, не смотрят сверху вниз, не тащат за руку, и вообще. Вы же со взрослыми так себя не ведете? Конечно, они знают, что дети — маленькие, чего-то не умеют, всё пробуют и делают впервые, но отношение, манера беседы и воспитания — не большого по отношению к маленькому, умного к глупому, опытного к недоразвитому, а как личность с личностью. Если надо о важном поговорить, присаживайся рядом — и глаза в глаза разговаривай, а не громом с небес, чтоб тот голову задирал. Вот если взять этот самый главный принцип за основу, то оттуда — и все значимые отличия российской (наверное, советской) системы воспитания (как в образовательных учреждениях, так и дома) от американской, западной. Судите сами.
— Мам, ты знаешь, они ведь никогда не ругаются. Никогда вообще, — сказала Танюша недавно.
— Ну а как же? Если вы что-то делаете не так, плохо, они же что-то говорят?
— Да, говорят. Такими миленькими голосами говорят «не делай так» — don’t do that. И улыбаются. Вообще не страшно говорят, но делать плохо больше не хочется, они ж попросили.
Я ни разу не видела, чтобы дети плакали, когда их ведут в садик. Никогда. Родители при желании могут первый час быть в садике с детьми.
Каждое утро, когда Танюша приходит в садик, ее встречают две воспитательницы — Триш и Денис, которые радуются ей так, будто она их собственная дочь, с которой они не виделись полгода. Первые несколько месяцев на их приветствие Танюша поджимала губы и демонстративно не отвечала. Мы с мужем переживали — невоспитанность дикая, просили прощение за нее. Они говорили — ну что вы! Она приспасабливается, ей тяжело. Если б нас, взрослых, поместили в группу, где все говорят на чужом языке, мы бы вообще ни слова не сказали год целый, а она у вас такая милая, общительная. Привыкнет — будет и здороваться, и прощаться, не обращайте внимания.
Как только ребенок заходит в комнату, тут же втягивается в игру в детьми. Если не находит сразу компанию, а одному неуютно, то к нему подсаживается воспитатель — читает вместе, лепит, рисует. Тут же подтягиваются и другие малыши.
Дети не агрессивные, не дерутся, ничего не отбирают, никто ни на кого не нападает. Играют все общими игрушками. В садик можно принести свою из дома, но только для того, чтобы с ней спать. Потом она лежит на полке.
Самая главная радость Танюши в первое время называлась «они не заставляют спать!». Сон — это самый страшный кошмар ее московского садика. Однажды ее оставили там в кровати за то, что она не спала и мешала другим. То есть все дети после «тихого часа» оделись и ушли из спальни, а Танюша осталась одна в кроватке. Наказали. Кажется, что ерунда. Но для трехлетнего ребенка это стало настоящим стрессом. Она мне несколько дней не рассказывала об этом, думала, я тоже буду ругать, а потом все-таки рассказала. При этом плакала горько. А потом рассказывала об этом каждый день, даже несколько раз в день — наверное полгода, не меньше. О том, что оставили. Все ушли, а она лежала.
— Мамочка, я так переживала! Я не хочу так больше! Они плохие в этом садике, не любят меня.
А тут вот что оказалось:
— Они не заставляют совсем спать! Совсем! Они говорят так — хотите, спите, хотите — нет. Просто отдыхайте тихонько. И включают музыку красивую. Мамочка, ты не представляешь, и я вдруг засыпаю! И сплю! И просыпаться надо, когда выключается музыка. Я теперь, если эту музыку слышу, то сразу засыпаю!
Есть не заставляют — если голодный, и так съешь. Всегда после обеда, игр, сна ребёнок за собой убирает. Вытирает со стола тряпочкой, складывает одеяльца, матрасики, игрушки по полкам, книжки в ряд. Руки мыть по 100 раз на дню. Это — «маст», так делают все.
Сначала я возмущалась тем, что Танюша приходит домой растрепанная, шапка на боку, в ланч-боксе (куда складываю обед) — всё вверх дном. Как это так?! Почему за ней не следят? Потом поняла. Изначально подход такой — ребенок в 4 года уже всё умеет сам, ухаживать за собой и убирать. Если не застегивается молния, упала с головы заколка, не открывается крышка, воспитатель не будет тут же подлетать коршуном на выручку. Нет. В этом случае ребенок подходит и говорит: «Мне нужна ваша помощь». И ему помогают. Но пока ребенок не просит, он пытается всё сделать сам. В результате к концу года дети абсолютно самостоятельны — молнии и пуговицы застегивают, заколки складывают в кармашки, в ланч-боксе — полный порядок. А дома Танюша меня периодически зовет: «Мама! Мне нужна твоя помощь!». Немножко странно звучит, конечно, но она переводит просто — I need your help!
Каждый день — занятия. Разные — математика, письмо, рисование, музыка, танцы, окружающий мир. Только дети не знают, что это занятия, они думают — игра. Всё — игра.
Вот приходит малыш, а на двери весит чек-ин, регистрация, так сказать. Такой ватман, пополам расчерченный. С одной стороны на липучках прикреплены фотки детей с их именами. Ребенок берет свою и прикрепляет на другую половину — то есть пришел, зарегистрировался. Когда уходит, чек-аут, обратный процесс. Через полгода фотографию убрали, осталось имя. Значит ребенок уже читает свое имя. Причем его полный вариант.
Кроме того, на каждом рисунке и поделке, которые они делают на неделе (а делают их очень много, потом отдают домой по пятницам), они надписывают свое имя. Через несколько месяцев каждый знает, как его имя в полном варианте не только читается, но и пишется — причем письменными буквами. Заодно умеют читать и имена друзей.
За год они выучили полностью алфавит (помогает очень песенка), считать до 50, писать цифры до 20, названия всех планет, какая из них ближе к солнцу, какая дальше, какая холодная, какая горячая. Этому было посвящено много игр, рисунков, проектов. Они все вместе сделали огромный, во всю стену, макет солнечной системы — на темном небе располагаются цветные планеты. Танюша знает все наизусть.
Проходили фрукты. Разрезали яблоки, рассматривали, из чего состоит, рисовали. Изучали семечко.
Ближе к лету они высаживали семена и выращивали растения. У каждого было свое, за которое он отвечал, поливал, наблюдал. Потом взрослые растения высадили уже на улице.
А еще они проходили, например, процесс превращения яйца в гусеницу, куколку, бабочку. Они это рисовали, лепили, клеили в объемных рисунках. Но главное… — они вырастили собственных бабочек. В комнате была подвешена большая сеть — как широкая труба. За каждым ребенком закреплено «яйцо», а позже гусеница, куколка. Они крепились к стенам сети, и дети за своими подопечными наблюдали, кормили (листики, вода, апельсины), отмечали развитие — вели дневник, в котором рисовали каждое новое состояние насекомого.
Через некоторое время у них состоялся день «освобождения бабочки». Рано утром каждый взял по своей бабочке, посадил себе на палец, вышел на улицу и выпустил на волю. Мы с Танюшей потом неделю обсуждали, где она сейчас, ее Эльза — самая красивая бабочка в мире.
Таких особых дней было много. Осенью был «день лужи». Надо было прийти в садик во всем непромокаемом. И дети наливали лужи, прыгали в них, валялись и вели себя полными поросятами.
То же было зимой. Называлось «день снежков» — после большого снегопада. Они валялись всячески в снегу, кидались друг в друга, лепили своих и общих снеговиков и просто снежно хулиганили.
Летом был «день брызгания». Все были в купальниках и бегали под фонтаном, поливали друг друга, а потом сохли на солнце и загорали.
Им рассказывали про пожарную безопасность. К ним в комнату приходил настоящий пожарный и всё объяснял, а потом к садику подъехала настоящая пожарная машина с настоящей командой, и дети залезали внутрь, примеряли форму, раскручивали шланги и заходились от восторга.
Конечно, были праздник — Хэллоуин, Рождество, День Благодарения. В этот день нам подарили «волшебный камень благодарения», чтоб мы дома играли в игру. Собирается семья за столом, первый берет камень (что угодно, конечно — чашку, ручку, игрушку, салфетку) и говорит, за что он благодарит прошедший день, и передает камень следующему. Оказывается, благодарить один день можно очень за многое.
Мы часто играем теперь в эту в игру. Благодарим день, неделю, этот дом, нашу планету, каждого из нас. Очень душевно и хорошо доказывает, как во всем и всех всегда можно находить кучу позитивного, доброго, самого лучшего и быть за это благодарными.
В Рождество каждый ребенок делал подарок для каждого из группы. Секретно. И в канун праздника Танюша притащила пакет подарков от друзей, на каждом было написано, кто даритель. Она была счастлива совершенно. Там же лежали и подарки от воспитателей. Не за счет родителей. Нет. Наверное, от садика. Но точно, придумывали сами Денис и Триш — какие-то карандашики, ластики, ёлочные игрушки…
В конце года многое было посвящено предстоящему новому учебному году, Киндергартен. Они ходили в школу, куда пойдут многие в сентябре, их водили по классам, залам, столовой. Главное, от чего было счастье — они завтракали в школьной столовой:
— Мамочка, мы ели то, что ели школьники! Это очень вкусно, много, мне очень понравилось! Подносики, соки, это так по-взрослому!
Была «пижамная вечеринка», день с родителями (когда мы провели пару часов с ними, читали, занимались, ели), а еще было мероприятие «читает незнакомец». От каждой семьи должны были прийти родственники — желательно, не мама и даже не папа: бабушка, дедушка, взрослые брат, сестра и т. д. Дети сидят с закрытыми глазами, незнакомец входит, здоровается, они пытаются отгадать, кто это, потом открывают глаза и маленький родственник незнакомца (всё тайно потому что) дико радуется. Потом незнакомец читает детям сказку, которую больше всех любил в детстве.
Была такая акция — «сундук сокровищ». По очереди каждая семья получала на дом пустую красивую коробку. И надо было туда что-то положить, что отличает твою нацию, историческую родину, культуру от других. Потом отдаешь коробку обратно, и малыш выступает перед группой, вытаскивая из коробки очередной предмет и рассказывая, что это, как и почему. И что вообще у него за родина. Это — национальная еда, музыкальные инструменты, одежда, игрушки, песни, что угодно. Видимо, называется «уроки патриотизма». Только твоей маленькой родины и семьи.
Был выпускной. Быстрый. Три песни, стихи, сценка из жизни космоса (дети были планетами). Воспитатели плакали и говорили, как им повезло, что родители «делились» с ними своими самыми лучшими на свете детьми. Каждому вручили премию за индивидуальные заслуги — «рука помощи», «главный друг», «главный аккуратист», «любитель цветов» и так далее. Денис и Триш подарили небольшие альбомы — с фотками наших детей, которые делали на протяжении года своими мобильными телефонами. Подарили большой альбом — где рассказали, что больше всего любит ребенок, с кем дружит, кем хочет быть, его мнения по важным вопросам. В альбоме — некоторые Танюшины рисунки, рецепт бананового пирога, который они делали вместе, кексов, теста, из которого можно лепить, автографы и фотки всех детей, пожелания от воспитателей. Всё от руки, ручкой, клеем — сидели воспитательницы и мастерили.
Были дни рождения — осенние, зимние, весенние и летние. Именинники вместе с воспитателями утром пекли кексики, которые потом все вместе в праздник ели.
Два раза в год были родительские собрания. Каждому родителю выделяется 15 минут, которые заранее резервируются. И разговор с воспитателем один на один. Вам рассказывают, как ребенок общается с детьми, как усваивает новую информацию, как ведет себя на занятиях, какие успехи, как считает, читает, пишет, выполняет поручения, придерживается дисциплины, как реагирует на трудности, какой характер, темперамент, увлечения и т. д. Потом всё это вручили и в письменном виде. Ни разу воспитатель ни на собрании, ни в течение года не пожаловался на ребенка. Только похвала и объективные факты.
Денис и Триш очень забавные, смешные. Однажды я пришла чуть раньше и слышала, как они притащили в комнату какую-то установку, которая голоса меняет. Дети и воспитательницы по очереди пели песенки, говорили алфавит, читали стишки и получались очень смешные голоса. И минут пятнадцать вся группа громко, на весь садик, хохотала от души.
Ну и просто интересно. Если у ребёнка день рождения и он его отмечает не в садике, то приглашать надо всю группу, не выборочно, чтоб никому не обидно.
Садик пре-кей — это не чтобы освободить маму от ребенка, а чтобы подготовить к школе. Поэтому всего полдня, опаздывать нельзя, в два часа дети освобождаются, обедают горячим дома.
Три дня можно пропустить по болезни, предупредив воспитателя. Если дольше, нужна справка от врача, что болел и здоров.
Без обязательных прививок никогда и никуда не возьмут, ни в какой садик и школу.
Сменка в садик нужна только в грязную погоду — где-то с ноября по апрель. Из обуви больше всего (не зимой, конечно) приветствуются кроссовки на липучках.
Дети называют воспитателей по именам, те называют малышей ласково, по-домашнему. Танюшку называли Тати.
— Мамочка, я очень по садику скучаю.
— Да? А что тебе там нравилось?
— Всё.
— Что именно?
— Там много чудесностей и интересностей. А Триш однажды сказала нам закрыть глазам, а когда мы открыли, ее одежда вся стала розового цвета. Потому что она — волшебница! Я люблю, когда воспитатели — волшебники, а садик — как цирк.
— Цирк?!
— Да. Цирк — это когда очень интересно и все улыбаются!
Больше о детском саде, в который ходила дочь Натальи, можно прочитать в рассказе Полотенчико.
Об авторе: Наталья Славина-журналист и писатель, автор серии рассказов «Блюз, ромашки, апельсины». Собранные в ней истории грустные, трогательные, смешные и философские одновременно. Наталья Славина не придумывает сюжеты, а лишь виртуозно делится с читателями наблюдениями за собой, близкими и окружающими. Читателей привлекает ее искренность, самоирония, легкий слог, а также зачастую — неожиданные развязки, как это и бывает в реальной жизни.
Читайте также на ForumDaily:
Личный опыт: «первое сентября» в американской школе
Родная речь: как в США научить ребенка русскому языку
История москвички, переехавшей в Калифорнию
Подписывайтесь на ForumDaily в Google NewsХотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» — и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе.