'Культ войны и храм Минобороны': российский священник - о помощи украинским беженцам и о том, как Кремль злоупотребляет религией - ForumDaily
The article has been automatically translated into English by Google Translate from Russian and has not been edited.
Переклад цього матеріалу українською мовою з російської було автоматично здійснено сервісом Google Translate, без подальшого редагування тексту.
Bu məqalə Google Translate servisi vasitəsi ilə avtomatik olaraq rus dilindən azərbaycan dilinə tərcümə olunmuşdur. Bundan sonra mətn redaktə edilməmişdir.

‘Культ войны и храм Минобороны’: российский священник — о помощи украинским беженцам и о том, как Кремль злоупотребляет религией

Рождественского перемирия на фронте, которое 6 января объявил Владимир Путин, не получилось. Как сообщила украинская сторона, Россия с первых же часов начала нарушать его: 6 января по всей Украине была объявлена воздушная тревога, а в Херсоне была атакована пожарная станция. Киев, в свою очередь, изначально отверг российское предложение о временном прекращении огня, назвав его «лицемерным и пропагандистским жестом». Тем не менее, ряд американских политиков-республиканцев раскритиковал украинского президента Владимира Зеленского за отказ от перемирия, а часть комментаторов расценила его действия как «гонения на веру».

Фото из личного архива отца Георгия

О том, насколько справедливы таким обвинения, ForumDaily побеседовал с архиепископом Апостольской православной церкви (АПЦ), членом Правозащитного совета Санкт-Петербурга Григорием Михновым-Вайтенко. Отец Григорий был одним из немногих священников, еще в 2014 году осудивших позицию официальной Русской православной церкви (РПЦ) по российско-украинскому конфликту. В своей проповеди от 31 августа 2014 года он объявил об отлучении от Причастия лиц, причастных к ведению и развязыванию войны, а в 2015 году вошел в состав Апостольской православной церкви.

Сейчас отец Григорий помогает оказавшимся в России украинским беженцам, и многие из них благодаря ему смогли выехать в Европу. Тем, с какими главными трудностями сталкиваются попадающие в Россию украинцы, священник также поделился с нашим изданием.

«В России создана гражданская религия»

По словам отца Григория, современную Россию в принципе нельзя назвать христианской страной.

«Министерство внутренних дел ежегодно публикует статистику, и согласно их данным, на последнюю рождественскую службу пришло 1 300 000 человек. Несложно подсчитать, что это менее одного процента от населения России – учитывая, что сейчас нет ковидных или каких-то иных ограничений», – отмечает священник.

Более того, отец Григорий подчеркивает, что идеологию, созданную в России на базе православия, нельзя считать подлинно христианской. Напомним, что РПЦ официально поддержала войну. Патриарх Кирилл (Гундяев), к примеру, неоднократно заявлял, что российскими военными в Украине «движет внутреннее нравственное чувство, основанное на православной вере», и они «защищают Россию на поле боя».

Отдельные проповедники периодически выпускают видеоролики, внушающие людям «Божью волю» о том, чтобы война переплавила русских людей, вытравив из них «яд западной цивилизации», и уверяют, что, только убивая, россияне могут «стать собой».

Вслед за церковными деятелями «религиозное» оправдание войны подхватили и светские пропагандисты. К примеру, Владимир Соловьев заявил, что жизнь сильно переоценена, и россиянам не стоит бояться смерти, поскольку они, согласно словам Владимира Путина, «попадут в рай».

«Жить стоит ради того, за что ты можешь умереть». Но так и должно быть», – подытожил Соловьев.

В то же время отец Григорий Михнов-Вайтенко отмечает, что культ смерти имеет мало общего с настоящим христианством, а рай россиянам далеко не гарантирован.

«В данном случае мы видим типичную манипуляцию. Все христианство построено на проповеди, в которой Христос говорит, что «ныне стоящие здесь увидят Царствие небесное». Речь идет не столько о жизни после смерти, но о том, что это Царство доступно человеку в его земной жизни, при соблюдении заповедей добра, любви и милосердия. Проще говоря, христианство – это инструкция о том, как быть счастливым в этой жизни, не ожидая «счастливого будущего» или посмертного воздаяния», – поясняет священник.

По теме: Бывший идеолог партии Путина предсказал проигрыш России в войне, ее разделение и крах

Отец Григорий напоминает, что даже в православных молитвах принято просить о мирной кончине в кругу семьи, а вовсе не на поле боя. По его словам, христианство действительно постулирует, что земная жизнь является подготовкой к вечной жизни, однако ценность земного существования при этом не отрицается, а христианской смерти без христианской жизни не бывает.

«Делать идол из государства и ради его призрачных интересов убивать других людей – это явно плохая подготовка к смерти. Она не согласуется с христианством, но вполне вписывается в ту гражданскую религию, которая создана в России – равно как и культ войны, храм Минобороны, в котором наряду со святынями хранятся личные вещи Адольфа Гитлера, и так далее», – поясняет священник.

Мариупольская трагедия

Результаты своеобразной российской «религиозности» говорят сами за себя. Семья Шишкиных из Мариуполя давно хотела ребенка. После первой неудачной беременности мечта супругов наконец-то сбылась: Вика забеременела и уже готова была рожать. 9 марта, после авиаудара по Мариупольскому роддому, Вика была ранена в живот, в результате чего потеряла ребенка. Ее муж Владимир, пытаясь добраться к жене, попал под обстрел и тоже был ранен. В результате ему пришлось ампутировать ногу. Родственники супругов успели выехать из города раньше и находились в Пункте временного размещения беженцев в Ленинградской области. Именно они обратились к отцу Григорию с просьбой принять пару.

«Ранение Володи было очень тяжелым, и осложнения продолжались даже после ампутации ноги, которую ему провели в Донецке. В поезде ему стало плохо. К счастью, мы знали от родственников о его состоянии, и встречали его сразу на санитарной машине, после чего немедленно отвезли в реанимацию», – рассказывает священник.

Отцу Григорию и его команде волонтеров удалось собрать необходимые деньги и отправить семью на лечение в Германию, где Владимиру сделали еще одну операцию.

«Они справляются со своей травмой удивительно хорошо, учитывая их ситуацию, и все еще мечтают завести ребенка. Может быть, им помогло то, что реальность оказалась несколько лучше, чем казалось вначале. К примеру, в первые дни после удара у Вики не было никаких вестей от Владимира, и она считала, что он погиб. В результате радость от того, что он оказался жив, несколько заслонила ужас произошедшего», – рассуждает священник.

Волонтеры готовят елку для детей-беженцев. Фото из личного архива отца Георгия

В Россию – через фильтрацию

Тем не менее, отец Григорий отмечает: люди из Украины зачастую приезжают с сильнейшими психологическими травмами, и их приходится направлять в соответствующие клиники. При этом далеко не все попадающие в Россию хотели бы эвакуироваться именно в этом направлении.

«Строго юридически это нельзя назвать депортацией, поскольку людей не вывозят насильно. Однако в зоне боевых действий чаще всего отсутствуют гуманитарные коридоры, поэтому выезд, особенно из Мариуполя или Херсона, был возможен только в сторону России. Конечно, у людей была возможность отказаться от эвакуации и остаться дома. Но если вам говорят, что у вас есть 15 минут на выезд, после чего в районе, где вы живете, начнутся жестокие обстрелы, сами понимаете, что выбор у вас небольшой», – рассказывает правозащитник.

По словам отца Григория, в основном проблем с документами и с выездом в Европу у беженцев нет, но и здесь все зависит от конкретных случаев. К примеру, довольно непросто было восстановить украинские документы у пациентов психоневрологических диспансеров или у людей, которые согласились отдать свои паспорта российским миграционным властям в обмен на статус беженца. При этом чаще всего люди обращаются за таким статусом, поскольку у них не осталось никаких сбережений.

«Не стоит забывать, что многие выезжающие проходят так называемую фильтрацию. Речь идет не только о бывших украинских военнослужащих или членах их семей, но и об обычных людях, вызывающих подозрения у российских пограничников. К примеру, один человек работал перевозчиком и до войны довольно часто ездил в Крым с материковой части Украины. Российские власти решили, что он может быть шпионом. В результате ему пришлось провести в заключении несколько месяцев», – рассказывает отец Григорий.

По словам правозащитника, главной проблемой является то, что в отношении людей, задержанных во время прохождения «фильтрации», не применяются даже нормы, предусмотренные российским законодательством в отношении задержанных. К примеру, в России такие люди зачастую оказываются в переполненных камерах спецприемников, где не хватает ни туалетов, ни мест для сна, а в так называемой ДНР в качестве мест содержания задержанных используются холодные подвалы и другие неприспособленные для нахождения людей места. Людям не сообщают причину задержания, их родственников не информируют о факте ареста, и задержанные лишаются доступа к адвокатам и врачам.

Бюрократические проблемы

Еще одной проблемой отец Григорий называет отсутствие консульской поддержки украинцев в России.

«Дипломатические отношения Украины и России де-факто прекращены, тогда как людям часто требуется восстановление документов. К примеру, те, кто выезжал из Мариуполя, зачастую теряли все бумаги. В таком случае необходимо, чтобы какое-то государство взяло на себя функции консульской поддержки украинцев в России, но пока достичь договоренностей на эту тему не удалось», – поясняет он.

Вам может быть интересно: главные новости Нью-Йорка, истории наших иммигрантов и полезные советы о жизни в Большом Яблоке – читайте все это на ForumDaily New York.

Внутри России можно получить справку, удостоверяющую личность иностранного гражданина, и по ней теоретически можно выехать за границу. Однако не все европейские страны с готовностью принимают украинских беженцев. К примеру, Эстония неоднократно отказывалась пускать на свою территорию украинцев, которые, по мнению пограничников, «слишком долго пробыли в России». В результате волонтерам приходится искать другие маршруты. Хуже всего, по словам отца Григория, приходится одиноким старикам, нуждающимся в постоянной поддержке и медицинской помощи.

«Иногда родственникам-украинцам не так просто бывает вывезти из России детей. Однако чаще всего это происходит, когда кто-то из их российских родственников, находясь под влиянием пропаганды, не хочет отдавать ребенка, – поясняет священник. – В иных случаях детей, чаще всего, можно найти и вернуть, если они еще живы».

Читайте также на ForumDaily:

Фильм, который снимали в Киеве, выиграл ‘Золотой глобус’

Энди Уорхол: как иммигрант с украинскими корнями стал легендой американской поп-культуры

Американец стал интернет-отцом миллионов детей: как такое возможно

религия пропаганда беженцы из Украины Россия На родине
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News

Хотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» —  и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram  и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе. 



 
1178 запросов за 1,177 секунд.