Конгресс воюет из-за лимита госдолга США: что это такое и как влияет на нашу жизнь
Дебаты по лимиту госдолга США между республиканцами и демократами продолжаются. Тем временем США приближаются к дефолту. Мы решили разобраться, что это за лимит и почему же спорят между собой левые и правые.
Лимит был приостановлен в 2019 году и автоматически восстановлен в начале августа 2021. Высокопоставленные республиканцы в Сенате, которые не одобряют программу расходов президента США Джо Байдена, заявили, что Республиканская партия может выступить против любых попыток поднять лимит в этом году.
Что это за лимит и что будет, если его не повысить
Конгресс ограничивает размер денег, которые правительство может занять, и как только предел будет достигнут, законодатели должны поднять или приостановить его, прежде чем Департамент финансов сможет выпустить дополнительные облигации.
То есть госдолг – это сумма, которую правительство одалживает, чтобы оплатить все нужные расходы или пополнить дефицит бюджета. Иными словами – это разница между тем, сколько правительство потратило и сколько денег у него на самом деле есть, пишет Настоящее Время.
Перед Первой мировой войной Конгресс одобрил заимствования для конкретных целей, но в течение следующих двух десятилетий он предоставил Казначейству больше гибкости для выпуска облигаций без отдельного, четкого законодательства. К 1939 году Конгресс фактически установил совокупный лимит, который делегировал Казначейству возможность заимствовать до определенной суммы. По данным Исследовательской службы Конгресса, лимит был повышен или изменен 98 раз.
В июле 2019 года Конгресс проголосовал за приостановку лимита долга до 31 июля 2021 года, после чего предыдущий лимит в $22 трлн будет изменен, чтобы включить любые новые заимствования в промежуточные годы. Лимит был восстановлен 1 августа на уровне около $28,5 трлн, и эта цифра включает задолженность, принадлежащую населению, и задолженность государственных органов. После этого Казначейство больше не сможет использовать рынки облигаций для привлечения новых денежных средств.
По теме: Сотни тысяч с каждого налогоплательщика: реальный госдолг США катастрофически выше официального
В последние годы этот некогда рутинный поступок увеличения лимита превратился в игру политического балансирования, которая несколько раз приводила Соединенные Штаты к дефолту. Роджер Фергюсон-младший и другие эксперты утверждают, что потолок долга должен быть полностью отменен. Единственная другая развитая экономика, у которой есть такая экономика, — это Дания, и она никогда не приближалась к достижению своего потолка, пишет CFR.
Глава Департамента финансов Джанет Йеллен заявила, что ведомство начнет использовать чрезвычайные меры для экономии денежных средств, чтобы правительство могло продолжать выплачивать свои обязательства перед держателями облигаций, получателями социального обеспечения, ветеранами и другими. Как только эти меры закончатся, Казначейство начнет пропускать выплаты по своим обязательствам, что может спровоцировать дефолт по долгу США.
Кому государство должно
Обычно вам, своим же гражданам. Например, Пенсионный фонд (или фонды) аккумулирует деньги плательщиков. Поскольку Пенсионный фонд не отдает все эти деньги сразу, у него их накапливается больше, чем нужно. На излишек фонд покупает у правительства облигации. Правительство в ответ выплачивает лишь проценты по облигациям, а самими деньгами может пользоваться на свое усмотрение.
Кроме своих граждан, правительство может одалживать деньги у других государств или мировых организаций. Например, у Всемирного валютного фонда.
Зачем тратить деньги, которых нет
Они позволяют правительству, не ожидая появления собственных денег, покрывать стоимость бюджетных услуг, например оказывать бесплатную медицинскую помощь, ухаживать за парками, ремонтировать дороги.
Но есть и подвох: если организации или страны, которые одалживают правительству деньги, начинают сомневаться в том, что оно может и дальше выплачивать им проценты, начинаются проблемы. Чтобы успокоить кредиторов, правительство повышает проценты, для чего должно одолжить еще больше денег.
Всемирный банк считает, что госдолг страны становится проблемным, когда он достигает 77% годового ВВП государства. Именно соотношение госдолга к ВВП и считается истинным показателем того, насколько плоха (или хороша) ситуация у правительства.
Как пандемия COVID-19 влияет на долг
В ответ на пандемию федеральное правительство потратило триллионы долларов на стимулирование экономики, в том числе на стимулирующие выплаты для граждан и помощь предприятиям, правительствам штатов и местным властям. По данным Бюджетного управления Конгресса (CBO), эти меры увеличили дефицит федерального бюджета до $3,1 трлн в 2020 году, что составляет около 15% ВВП и является самым высоким уровнем со времен Второй мировой войны. Еще до пандемии CBO прогнозировало, что годовой дефицит превысит отметку в $1 трлн в 2020 году и будет оставаться выше этого уровня на неопределенный срок.
Как долг достиг сегодняшнего уровня
Соединенные Штаты имеют годовой дефицит — тратят больше, чем собирает Казначейство — почти каждый год с момента основания страны. Период после Второй мировой войны, в течение которого Соединенные Штаты превратились в глобальную сверхдержаву, является хорошей отправной точкой для изучения современных уровней долга. Расходы на оборону во время войны привели к беспрецедентным заимствованиям: в 1946 году долг резко вырос до более чем 100% валового внутреннего продукта (ВВП).
Вам может быть интересно: главные новости Нью-Йорка, истории наших иммигрантов и полезные советы о жизни в Большом Яблоке – читайте все это на ForumDaily New York
В течение следующих тридцати лет устойчивый экономический рост постепенно сокращал долг в процентах от экономики, несмотря на войны в Корее и Вьетнаме и создание программ Medicare и Medicaid. В целом долг как процент от ВВП достиг дна в 1974 году и составил 24%.
Начиная с 1980-х годов резкое увеличение расходов на оборону и резкое снижение налогов открыли новый период роста долга. В течение 1990-х сочетание повышения налогов, сокращения расходов на оборону и экономического бума привело к сокращению долга в процентах от ВВП и, начиная с 1998 года, приносило четыре года подряд профицит бюджета — первую такую полосу за сорок лет.
Дефицит вернулся при президенте Джордже Буше, который курировал период снижения налогов, военных расходов в Афганистане и Ираке и основных новых льгот, таких как Medicare Part D. Годовой дефицит достиг рекордных уровней — более $1 триллиона долларов — при президенте Бараке Обаме, который в ответ на Великую рецессию продолжил программу помощи банкам и предоставил бюджетные стимулы на сотни миллиардов долларов.
Государственный долг (мера того, сколько правительство должно внешним инвесторам) составлял $16,9 триллиона долларов в 2019-м. Это более чем вдвое превышает сумму 2007 года увеличившись до почти 80% ВВП с 35%. С учетом внутригосударственного долга или долгов одного правительственного учреждения США другому, общая сумма в 2019 году составила более $22,9 трлн, а это более 120% ВВП. До учета расходов на борьбу с COVID-19 прогнозировалось, что государственный долг США превысит $29 трлн в течение следующего десятилетия. Сейчас он составляет около $22 трлн, и, по прогнозам, к 2051 году он увеличится вдвое.
Как выглядит остальная часть бюджета
Помимо чрезвычайных расходов большая часть федерального бюджета идет на социальные программы, такие как социальное обеспечение, Medicare и Medicaid. В отличие от дискреционных расходов, которые Конгресс должен санкционировать каждый год в процессе ассигнований, субсидии являются обязательными расходами, которые происходят автоматически, если Конгресс не изменяет основополагающее законодательство.
Каковы основные движущие силы долга
Основными драйверами по-прежнему являются программы обязательных расходов, а именно социальное обеспечение – крупнейшая государственная программа США – Medicare и Medicaid. Ожидается, что их расходы, которые в настоящее время составляют почти половину всех федеральных расходов, вырастут в процентах от ВВП из-за старения населения США и, как следствие, роста расходов на здравоохранение. Тем не менее, согласно прогнозам, соответствующие налоговые поступления останутся на прежнем уровне.
Президент Трамп подписал несколько законодательных актов, касающихся долга. Наиболее важным из них является Закон о сокращении налогов и занятости. Закон о налоговой реформе, принятый в декабре 2017 года, является наиболее всеобъемлющим за последние три десятилетия. Трамп и некоторые республиканцы заявили, что снижение налогов, внесенное в закон, должно стимулировать экономический рост в достаточной степени, чтобы увеличить государственные доходы и сбалансировать бюджет, но многие экономисты скептически отнеслись к этому заявлению.
CBO заявило, что закон увеличит годовой ВВП почти на 1 процент в течение следующих десяти лет, а также увеличит годовой дефицит бюджета и добавит еще примерно $1,8 трлн к долгу за тот же период. Кроме того, срок действия многих положений истечет к 2025 году, но если они будут продлены, долг увеличится еще больше.
По прогнозам, сделки по расходам, заключенные в 2018 и 2019 годах, также увеличат дефицит. В июле 2019-го лидеры Конгресса договорились о двухлетнем бюджетном соглашении, в соответствии с которым расходы увеличились на $320 млрд, что привело к увеличению дефицита быстрее, чем это было бы при существующем статус-кво.
Как долг США сравнивается с долгом других стран
Отношение долга США к ВВП – одно из самых высоких в развитом мире. Среди других крупных промышленно развитых стран США уступают только Японии.
По данным Международного валютного фонда, пандемия резко увеличила объем заимствований во всем мире. Среди стран с развитой экономикой долг как процент от ВВП увеличился с примерно 75% до почти 95%, что обусловлено двузначным увеличением долга США, Канады, Франции, Италии, Японии, Испании и Соединенного Королевства.
Соединенные Штаты долгое время были крупнейшей экономикой мира, и у них не было записей о дефолте по своим долгам. Более того, с 1940-х годов это страна с мировой резервной валютой. В результате доллар США считается самой желанной валютой в мире.
Высокий спрос на доллар помог Соединенным Штатам финансировать свой долг, поскольку многие инвесторы предпочитают владеть долларовыми активами с низким уровнем риска, такими как казначейские векселя и облигации США. Устойчивый спрос со стороны иностранных кредиторов (в основном центральных банков, увеличивающих свои долларовые резервы, а не рыночных инвесторов) является одним из факторов, который помог Соединенным Штатам заимствовать средства по относительно низким процентным ставкам. Это ставит Соединенные Штаты в более безопасное положение для финансовой борьбы с COVID-19 по сравнению с другими странами.
Насколько важен рост долга США
Массовые заимствования из-за пандемии наряду с крупными планами расходов возобновили дебаты по поводу опасности, создаваемой государственным долгом. Некоторые экономисты опасаются, что Соединенные Штаты застрянут в «долговой ловушке», когда высокий уровень долга будет сдерживать рост, что само по себе ведет к увеличению долга. Другие, включая тех, кто придерживается так называемой современной денежной теории, говорят, что страна может позволить себе печатать больше денег.
Некоторые говорят, что обслуживание долга может отвлечь инвестиции от жизненно важных областей, таких как инфраструктура, образование и борьба с изменением климата. Есть также опасения, что это может подорвать мировое лидерство США оставив меньше долларов США на военные, дипломатические и гуманитарные операции по всему миру.
По теме: Как доллар десятилетиями выдерживает гигантский госдолг и дефицит бюджета США
Другие эксперты обеспокоены тем, что большие долги могут стать тормозом для экономики или спровоцировать финансовый кризис. Они утверждают, что существует переломный момент, после которого крупные накопления государственного долга начинают замедлять рост. При таком сценарии инвесторы могут потерять уверенность в способности Вашингтона исправить свою фискальную систему и не захотят финансировать заимствования США без гораздо более высоких процентных ставок. Это может привести к еще большему дефициту и увеличению заимствований или к тому, что иногда называют долговой спиралью. Финансовый кризис такого рода может потребовать внезапного и экономически болезненного сокращения расходов или повышения налогов.
Однако некоторые экономисты утверждают, что эти опасения преувеличены, и предполагают, что у Вашингтона еще есть десятилетия для решения этой проблемы. Они указывают на то, что стоимость финансирования долга (с точки зрения процентных выплат в процентах от ВВП) была относительно низкой в течение последних двух десятилетий, хотя со временем она будет увеличиваться. Более того, они утверждали, что Соединенным Штатам следует воспользоваться текущими низкими процентными ставками для инвестирования в инфраструктуру, климатические меры и систему социальной защиты.
Как можно предотвратить проблемы
Правительство устанавливает для себя потолок долга. Когда сумма долга достигает этого значения, правительство больше не может выпускать облигации и обязано расплачиваться только теми деньгами, которые у него есть в наличии. Государство может поднимать потолок долга, когда считает это нужным.
Политики и политические эксперты на протяжении многих лет выдвигали бесчисленные планы по уравновешиванию федерального бюджета и сокращению долга. Большинство из них включают сочетание значительного сокращения расходов и повышения налогов для изменения кривой долга.
Сокращение расходов. Наиболее комплексные предложения по обузданию долга включают в себя значительное сокращение расходов, особенно на растущие программы социальных выплат, которые являются основными движущими силами увеличения расходов в будущем. Например, план Симпсона-Боулза 2010 года, основной двухпартийный план сокращения дефицита, не получивший поддержки в Конгрессе, направил бы долг на спад и снизил бы общие расходы, в том числе военные. Это среди прочего привело бы к сокращению выплат по программам Medicare и Medicaid и поставило бы социальное обеспечение на устойчивую основу за счет сокращения некоторых пособий и повышения пенсионного возраста.
Увеличение дохода. Большинство планов бюджетной реформы также направлены на повышение налоговых поступлений, будь то за счет отмены вычетов и других налоговых субсидий, повышения ставок для лиц с более высокими доходами или введения новых налогов, таких как налог на выбросы углерода. Таким образом, США получили бы более $1 трлн новых налоговых поступлений. По оценкам аналитиков, налоговая реформа 2017 года, напротив, сократит федеральные доходы примерно на 1,5 триллиона долларов за десять лет. Многие экономисты и политики, в том числе Байден, вместо этого призывают к повышению налогов для высокооплачиваемых лиц и корпораций. Некоторые предлагают облагать налогом богатство или совокупные активы в дополнение к доходу.
Кое-кто из оптимистов полагает, что федеральное правительство могло бы продолжать увеличивать долг на многие годы в будущем с небольшими последствиями благодаря глубоким резервуарам доверия, накопленным экономикой США в глазах инвесторов. Но многие экономисты считают, что это слишком рискованно. «Долг не имеет значения, пока он особо не ощутим, – считает Майя МакГиниас, президент двухпартийного комитета по ответственному федеральному бюджету. – Воспользовавшись нашим привилегированным положением в мировой экономике, мы вполне можем его потерять».
Читайте также на ForumDaily:
Как долги американских штатов отражаются на жизни их населения: обзор
Как доллар США стал мировой резервной валютой: история и интересные факты
Как доллар десятилетиями выдерживает гигантский госдолг и дефицит бюджета США
Сотни тысяч с каждого налогоплательщика: реальный госдолг США катастрофически выше официального
Подписывайтесь на ForumDaily в Google NewsХотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» — и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе.