Классика VS поп-музыка: русские скрипачи-виртуозы в США оценили современные хиты
Они никогда не встречались, не репетировали и не выступали вместе перед широкой публикой, но попробуют сделать это в сентябре. Впервые в истории сто музыкантов из 74 стран мира приехали в Нью-Йорк, чтобы сыграть на главных площадках города. Под руководством ведущих мировых дирижеров YPHIL Internatonal Philharmonic orchestra даст семь концертов по всему Нью-Йорку – от Таймс-сквер до Карнеги-холл.
Исполнители из Израиля и Палестины, России и Украины, Турции и Армении – стран, разделенных конфликтами, – будут в течение трех недель работать и играть вместе. Музыканты преподадут наглядный урок политикам, демонстрируя, как представители разных стран, религий и национальностей, с несхожим прошлым и различным мировоззрением, говорящие каждый на своем языке, – объединяются и учатся понимать друг друга.
Россию в оркестре представляет один из династии скрипачей Марковых – Александр, золотой медалист конкурса Паганини. Он будет солировать в трех из семи концертов.
Его отец, концертный скрипач, композитор, педагог Альберт Марков, был солистом крупнейших американских оркестров. Мама, Марина Маркова, – тоже скрипачка. В России она играла в оркестре Большого театра, в Америке – в Нью-Йоркской опере.
Марковы переехали в США в 1975 году. Выступали в Карнеги-холл и Линкольн-центре, дружили с Мстиславом Ростроповичем, семьей Дмитрия Шостаковича и королевой Бельгии Елизаветой.
Марковы до сих пор активно выступают с концертами и преподают в лучших школах Манхэттена. В преддверии концертов “Форум” поговорил с музыкантами об объединяющей силе искусства и попросил их оценить современные хиты, занимающие топовые позиции в рейтинге Биллборд.
Как вы относитесь к идее объединения музыкантов из разных, иногда даже конфликтующих, стран? Сумеют ли они “сыграться” за столь короткий срок?
Александр Марков: Главное – их объединит музыка. Я знаю, что отбор был очень серьезный: больше тысячи заявок, оценкой которых в течение нескольких месяцев занималась целая команда.
Каждый из отобранных музыкантов представляет свою страну и не хочет ее подвести. Для них эти выступления будут как Олимпиада. Музыканты YPHIL готовились к нью-йоркским концертам еще дома, в своих странах, и сейчас в Нью-Йорке они тоже репетируют по восемь-десять часов в день.
Финальный концерт пройдет в Карнеги-холл – самом престижном в мире зале, где выступали величайшие музыканты. Я играл в лучших залах мира, но когда выступаю в Карнеги-холл, у меня появляется ощущение, что я стою на вершине самой большой скалы. Играю и думаю: «Я это сделал!».
Альберт Марков: На самом деле, большинство знаменитых оркестров – международные. И все находят общий язык.
Александр Марков: Я знаю, что среди гостей на наших концертах будут президенты, послы, представители ООН и выдающиеся музыканты. Мне уже не терпится играть! Этот концерт не обычный – это соприкосновение со всем миром.
Что вы думаете о музыкальной программе концертов?
Александр Марков: Она очень разнообразна, в ней есть что-то для каждого: несколько мировых премьер, новые по звучанию выступления симфонического оркестра с народными инструментами. Плюс живое исполнение – это всегда очень личное. Это волшебство, которое рождается на твоих глазах и которое предназначено лично для тебя. Очень здорово, что фонд “TURKEN foundation”, который организовал эту серию концертов, дал музыкантам такой шанс. Он бывает раз в жизни.
Вы готовы послушать и оценить хиты из самого авторитетного рейтинга популярной музыки Биллборд?
Альберт Марков: Мы пережили войну, так что и это выдержим!
Давайте тогда начнем с первой строчки, песня Cheerleader, исполнитель – OMI.
Альберт Марков: Такая музыка обычно звучит на автобусных станциях, без нее было бы как-то одиноко ждать транспорт. Она дает слушателям ощущение уверенности и уюта, но не больше, создает ритмическую и звуковую опору для тех, кто находится в дороге.
Марина Маркова: Мне эта музыка действует на нервы.
Александр Марков: Это ужас! Мусор! Звучит очень старомодно. Вообще не понимаю, как эта песня оказалась в рейтинге. Это фальсификация.
Хорошо, с первым номером хит-парада разобрались. Дольше всего в этом году (пятнадцать недель) на первой строчке Биллборд продержалась песня Uptown funk Марка Ронсона и Бруно Марса. Давайте послушаем ее.
Александр Марков: Мне нравится, это явное отражение восьмидесятых годов. Тогда ритм такого плана был очень модным. В этой композиции все сделано здорово. Такая музыка зажигает. Приходишь в клуб – и там каждый бит тебе прямо в сердце отдает. Люди начинают танцевать. Для этого все сделано: мелодия запоминающаяся, спето здорово. Все очень собранно.
Альберт Марков: В провинциях Южной Африки я слышал у местного населения даже более сложные ритмические разработки. Мелодии нет, но есть усложненный ритм. Это дает энергию. Я воспринимаю это не как музыку, а как ритмический шум. Это нельзя слушать.
Александр Марков: Это музыка для тела, для движения, для танцев.
Марина Маркова: Терпеть не могу такую музыку. Я ее слушать не буду. Но это профессионально и это возбуждает, действует как наркотик.
Почему, по вашему мнению, классическая музыка не попадает в известные музыкальные рейтинги?
Альберт Марков: В музыке есть три этажа сложности. Есть классическая музыка, которая отрабатывалась в течение 700 лет. Все это время профессионалы совершенствовали искусство, технологию, инструменты. Поскольку классическая музыка развивалась в церквях и дворцах, она отражает вкусы людей, которые находятся на вершине культуры. Потребность в классической музыке будет испытывать всегда только элитная часть общества.
Есть средний уровень музыкального развития: люди имеют какое-то понятие о музыке, они учились или немножко баловались музыкой и понимают, как играют другие.
Третий уровень – это масса, уличная толпа, которой нужны очень сильные звуки, стимуляторы. Здесь не нужна тонкость, нюансы, ощущения. Толпе нужно выразить свой взрывной звериный инстинкт, выпустить пар и избавиться от напряжения.
Александр Марков: Ицхак Перельман [израильский скрипач, дирижер и педагог], который не раз получал награды “Гремми”, говорил, что популярные хиты – на время, а классические хиты живут сотни лет. Кстати, в рок-музыке нюансов и деталей не меньше, чем в классической. Настоящие рок-музыканты играют, чувствуют и передают те же эмоции, что и в классике. Поэтому, например, в программу оркестра включен написанный мной в соавторстве с Джеймсом Ремингтоном «Рок-кончерто». Рок-н-ролл для меня – тоже целое искусство. Создать что-то интересное в этом жанре очень нелегко.
Кого вы считаете величайшими представителями классической музыки?
Альберт Марков: Иоганна Себастьяна Баха. Бетховен тоже велик – он изображал движение, конфликт, борьбу, революцию и создал совершенно новый воинственный музыкальный мир. Но Баха никто не превзошел до сих пор. Он отображал не сиюминутное, а вечное.
Александр Марков: Но Моцарт вкладывал в свои произведения намного более личные, глубокие переживания. Поэтому для меня – он лучший.
Послушать качественную музыку в исполнении YPHIL Международного филармонического оркестра можно будет на семи концертах в Нью-Йорке:
10 сентября, 19:30 – Концерт “Голоса мира”.
Symphony Space – Peter Jay Sharp Theater.
Дирижер: Питер Брейнер.
Билеты можно купить здесь.
Тел. (212) 864-5400.
14 cентября, 15:00 – Концерт “Объединенные сердца”.
Herald Square – Концерт памяти жертв и героев трагедии 11 сентября.
16 cентября, 15:00 – “Голос моей страны”, Times Square.
17 сентября, 19:30 – Концерт в концертном зале Нью-Йоркского университета Skirball Hall.
Билеты можно купить здесь.
Тел. (888) 611-8183.
20 cентября, 15:00 – Концерт Дружбы Наций в Bowling Green Park, Wall Street.
25 сентября, 19:00 – Гала-ужин в New York Public Library на 5-й авеню.
27 cентября, 20:00 – Концерт во имя мира во всем мире.
Carnegie Hall, Isaac Stern Auditorium/Ronald O. Perelman Stage. Дирижер: Хосе Луис Гомес, солист – Александр Марков. Ведущий — Дэнни Гловер.
Билеты можно купить здесь.
Тел. (212) 247-7800.
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News