Как они жили: на кинофестивале «Новая земля» показали фильмы о Довлатове, Бродском и Вагриче
Как сапёр Второй мировой войны покорил Голливуд, почему в конце 80-х многих иммигрантов не пускали в США и как жилось гениальному Довлатову за океаном. За три дня кинофестиваля «Новая земля» можно было получить ответы на все эти вопросы. Основная тема — третья волна иммиграции в США и каждый из режиссёров (как российских, так и уже давно живущих в Америке) представил свою документальную работу о выдающихся представителях той эпохи.
Хотел разобраться в собственной истории из детства, а сделал целую хронологию иммиграции. Фильм Stateless для режиссёра Майкла Дроба — первый. По профессии он программист и никакой документалистики до этого не снимал. Говорит, видео всегда было его хобби, а после удачного романтического фильма о собственной свадьбе — ещё и подработкой.
Из Риги в США его семья иммигрировала, когда мальчику было десять. Но попасть сразу же за океан им не удалось — и почти год Майкл с родителями жили в Италии и ждали, когда, наконец, получат разрешение на въезд в Штаты. «Люди часто спрашивают меня, почему я решил снять именно такой фильм. Вот это моя «Белая карточка, в которой я записан, как человек без гражданства», — говорит Майкл Дроб.
Майкл говорит, что и 20 лет спустя, уже в США, ему всё ещё было интересно — почему же тогда их так долго не пускали в Америку. И поскольку таких случаев было много, одна большая история начала собираться сама собой.
«Я выиграл грант, на деньги которого и смог снять фильм. Сумма небольшая, но денег хватило, потому что всё делал сам, помогали только друзья и жена», — рассказывает Майкл Дроб.
Ответа же на свой изначальный вопрос Майкл так и не получил. Говорит, во время третьей волны иммиграции желающих уехать из Советского Союза было в разы больше, чем в предыдущие периоды, потому миграционным офицерам и приходилось выдавать отказы. «Оказалось, что отказы тогда просто зависели от того, кто проводил интервью — понравились вы ему или нет», — говорит режиссёр.
Если работа Майкла Дроба — это десяток историй иммигрантов конца 80-х, то остальные фильмы в фестивальной программе были о конкретных персонажах. В первый день «Новой земли» показывали фильм Андрея Загданского «Вагрич и Чёрный квадрат» (о художнике Вагриче Бахчаняне) и картину «Демарш энтузиаста» Сергея Коковкина (о Сергее Довлатове и его газете «Новый американец»). Далее шли фильмы Эдварда Старосельского и работа Дэвида Грубина «Илья и Эмилия Кабаковы».
Обе картины посвящены актёрам. «Вот такие пироги» (о Михаиле Фишгойте) — разведчику, который после войны провёл восемь лет в лагере ГУЛАГа, а после реабилитации работал в школе-студии МХАТ и на студии имени Горького. А «Боба – сапер большого драматического» рассказывает про Бориса Лескина, советского сапёра, который после иммиграции в США сумел покорить Голливуд.
Эдвард Старосельский говорит, что оба актёра сейчас живут в Нью-Йорке, как и он сам, поэтому фильмы снимались в Америке.
«Новую землю» проводят в Нью-Йорке уже четвёртый год подряд, в рамках фестиваля «Русское наследие». Фильмы выбирают в соответствии с общей тематикой всего фестиваля.
Заходите на страницу ForumDaily в «Фейсбуке», чтобы быть в курсе последних новостей и комментировать материалы.
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News