Кандидаты Американского Форума на выборы во Всемирный Сионистский Конгресс Эдвард Мермельштейн: «Мой путь — это наверстывание упущенного»
Юрист, президент COJECO, член совета директоров UJA Federation, член попечительского совета Еврейского агентства для Израиля
Блуждания
Я родился в 1967 году в Могилеве-Подольском, на границе Украины и Молдавии. В 1974 году мы репатриировались в Израиль, через год переехали в Германию, а еще через полгода — в Америку, в Нью-Йорк. Эти наши скитания не запомнились, себя я вижу уже только в Америке. Но три года назад, когда началось мое сотрудничество с Еврейским агентством для Израиля («Сохнут»), я принял израильское гражданство. Правда, первыми в нашей семье обладателями израильских паспортов стали мои родители — совершенно неожиданно для самих себя. Уезжая из Израиля в Германию в 1975 году, они не понимали, что стали гражданами Израиля. Зато когда в 2002 году они поехали туда повидаться с родными, им запретили выехать из страны по американским паспортам. В компьютере на паспортном контроле в аэропорту Бен-Гуриона они числились израильскими гражданами и пересекать израильскую границу должны были по соответствующим документам. Их им и вручили прямо в аэропорту по дороге в Америку…
Благотворительность
Все это случилось сравнительно недавно. А тогда, в 1976 году, когда мы сложным путем добрались наконец до Америки, поселились в Квинсе, где я и жил до поступления в университет в 1989 году. Степень бакалавра я получил в Нью-Йоркском университете (NYU), после чего отправился в юридическую школу в Мичиган, которую благополучно окончил.
Я — юрист, занимаюсь инвестициями в Америку: работаю с иностранцами, вкладывающими деньги в американские предприятия и в американскую недвижимость. Знание русского языка до недавнего времени очень помогало в этой работе. Теперь, правда, поток инвестиций из России и других стран бывшего Советского Союза, как нетрудно предположить, несколько снизился.
Работа дала мне возможность войти в благотворительные фонды, в частности в еврейские благотворительные фонды. И сегодня я президент COJECO (Council of Jewish Emigre Community Organizations) — главной координирующей структуры русскоязычной еврейской общины Нью-Йорка, член совета директоров Американских еврейских федераций (UJA), участвую в деятельности «Сохнута».
Это мое вхождение в жизнь, в проблемы еврейской общины происходило постепенно. Отчасти контакты в еврейской общине были полезны в моей работе, и это был поиск себя.
В детстве я был очень далек от еврейской жизни. Но, когда у тебя появляется своя семья, свои дети, возникает потребность узнать, кто ты и откуда, найти свои корни — то, чего никогда не видел, не знал, не чувствовал. И чем больше я узнавал о своем происхождении, о нашем наследии, тем больше мне хотелось погрузиться в этот мир. Мне нравилось, что, помогая себе, открывая для себя много нового, я могу помочь другим. Так мой кругозор расширялся с каждым днем.
Открытия
Я люблю учиться. С огромным интересом я узнавал историю еврейства тех мест, где родился, а также историю евреев, живших и живущих в самых разных уголках мира.
В прошлом году я окончил программу Wexner Heritage Program — двухгодичный курс, включающий занятия по культуре и религии еврейского народа. Было очень интересно. Цель этого курса — воспитание качеств лидера еврейской общины Северной Америки. Но мне он был важен и интересен именно своей содержательностью.
Я часто езжу в Израиль. Раз-два в году. Вижусь с родными, езжу по стране, стараюсь ее лучше узнать. В прошлом году я впервые взял с собой своих детей, а потом и жену. Это были волнующие, незабываемые поездки.
Дети у меня пока маленькие — 7 и 11 лет. Но они не смогут сказать, что ничего не знают о своем происхождении: им я стараюсь рассказывать про еврейство, про Израиль, про те места, откуда я приехал, историю нашей семьи, судьбу русскоговорящей общины, рассказываю про наш исход из России, Украины.
Возвращение
Русский язык я начал вспоминать лет пятнадцать-двадцать назад. А до того я жил в американском мире, вдали от русских районов.
На русскую улицу меня привела работа. Этим все и ограничивалось. Но шесть-семь лет назад положение начало меняться. И практически все благотворительны фонды, в которых я участвую сегодня, касаются русскоговорящих евреев.
Мне представляется невероятно важным знакомить русскоговорящих евреев с их культурой и религией. Я вырос среди людей, чье знание о своем происхождении ограничивалось тем, что они евреи, рожденные либо на Украине, либо в России. Они никогда не бывали в синагоге, не отмечали еврейских праздников, им не всегда доводилось общаться с евреями. И в какой-то момент у меня возникло ощущение, что между их настоящим и прошлым — глубокая пропасть. Тогда же появилось намерение эту пропасть заполнить.
Я сам шел этим путем: наверстывал упущенное, изучал то, чего не знаю. И чем больше я читал, узнавал, тем притягательнее становились для меня эти сюжеты. А осознав, как обогащают меня знания о моем народе, захотел поделиться ими с другими, соединить их с нашим общим наследием.
Мое участие в работе Всемирного Сионистского Конгресса мало чем отличается от всего того, что я делаю здесь, в Нью-Йорке, в Соединенных Штатах. Думаю, что смогу разделить свой скромный опыт не только с Израилем, но и со всеми, кто сегодня старается «приблизиться» к Израилю. Мы все болеем одними проблемами, тем, что происходит на Украине, во Франции, в Бельгии, мы сопереживаем людям, которые до сих пор полагали, что смогут жить лишь своими собственными заботами. Но оказались лицом к лицу с войной, экстремизмом, насилием. Сегодня мы как никогда понимаем, что нас, евреев, объединяет не только религия, но и страна, которая нас всегда примет, которая всегда готова нам помочь.
И если я могу дать этой маленькой стране что-то взамен — свое время, заботу, средства, а также опыт, накопленный в американской еврейской общине за последние десять лет, я готов это сделать. Я готов помогать Израилю всем, чем могу.
Беседовала Наоми ЗУБКОВА
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News