Как теракт 11 сентября в Нью-Йорке убил пенсионера в Подмосковье
Пенсионер Виктор Барков стал единственным россиянином, который погиб из-за трагедии 11 сентября у себя в квартире в Коломенском районе. Теракт в Нью-Йорке довел мужчину до сердечного приступа — Виктор Кузьмич умер за просмотром новостей, в ту самую секунду, когда увидел по телевизору, как падают башни-близнецы Всемирного торгового центра. Он был уверен, что в одной из башен в данную минуту находится его старший сын Михаил. Михаил на ту встречу опоздал, но дозвониться до родителей, чтобы предупредить об этом, не смог.
В 2003 году я случайно познакомилась с вдовой Виктора Кузьмича — Риммой Николаевной Барковой. Друзья рассказали мне подробности смерти ее мужа, я некоторое время пыталась с ней созвониться, а потом мы с фотографом просто нагрянули к ней в гости в подмосковный поселок Проводник, неподалеку от Коломны. Римма Николаевна не рассердилась за неожиданный визит, не отказала во встрече, а наоборот — быстро налила нам горячего чая и угостила вкусным вареньем, которое только что закончила разливать по банкам.
Ну что же мне не пускать вас, раз у нас вечно с телефоном проблемы. Ведь и Миша мой не смог тогда дозвониться до нас и предупредить, что с ним все в порядке…
Жили Барковы не просто скромно, а очень скромно. О том, что старший сын Риммы и Виктора занимает весьма почтенную должность в правительстве России, напоминали лишь фотографии, которые были расставлены то тут, то там — вот на одной Михаил с Грефом, на другой с Михаилом Касьяновым в его бытность премьер-министром, вот Япония, вот Йемен, Австрия… А в целом — скромная маленькая квартира российских пенсионеров, ничем не лучше других. Римма Николаевна — учительница на пенсии. Виктор Кузьмич тоже в прошлом был преподавателем. За пару месяцев до смерти он перенес сразу два инфаркта и врачи строго-настрого велели — никаких стрессов, даже самых минимальных! Михаил знал об этом и звонил родителям при любой возможности. Не смог дозвониться до них он всего один раз — 11 сентября 2001 года. Тогда со связью в Нью-Йорке было не очень.
Помню, как я сама долго не могла дозвониться из далекого Новосибирска в небольшой городок в Нью-Джерси, когда тогда жила моя сестра Виктория. Она первой из нашей семьи переехала на ПМЖ в США летом 2001 года. У Вики в архиве до сих пор есть фотография, которую она сделала, как только прилетела в Нью-Йорк — она и ее одногруппница Оля стоят на фоне башен-близнецов. Сразу после прилета Виктория уехала жить в ближайшее Нью-Джерси, а Ольга устроилась работать продавцом газет и журналов в киоск, расположенный совсем рядом с местом теракта, и осталась в Нью-Йорке.
Когда случился теракт, мне позвонила мама Ольги, милая женщина по имени Джульетта, которая сказала, что дочь пропала во время теракта — телефон отключен, сама не звонит. Вскоре имя Ольги появилось и в списках россиян, пропавших без вести, который был опубликован на сайте посольства РФ в США. Моя сестра была в полном порядке, если исключить шок — в ближайшие дни она как раз собиралась посетить это место.
Погиб к счастью…
Перед тем как получить работу в США, Михаил Барков руководил департаментом правового обеспечения внешнеэкономической политики Министерства экономического развития и торговли РФ. Считался одним из самых толковых специалистов, а потому в мае 2001 года был назначен на должность торгового представителя РФ в Нью-Йорке.
Родителям Михаил звонил почти каждый день, в плотном графике выкраивал время так, чтобы не разбудить. Накануне теракта, десятого сентября, он набрал их как обычно и сказал, что вот-вот вылетает из Вашингтона в Нью-Йорк, чтобы провести встречу с американскими бизнесменами в здании Всемирного торгового центра, которая была назначена на девять утра 11 сентября 2001 года. Пообещал удивить фотографиями — Римма Николаевна и Виктор Кузьмич очень любили рассматривать снимки сына, сделанные за границей. И сами с удовольствием путешествовали — в этом сыновья им не отказывали. Младший сын Барковых — Николай — известный адвокат.
Весь день мы и не включали телевизор и даже не слушали радио! — рассказывала нам Римма Николаевна. — Вот что удивительно… Хотя обычно день наш всегда начинался с новостей. Но тут как-то иначе все пошло: Витя читал книгу, я варила варенье.
В восемь вечера пенсионеры решили, наконец, узнать последние новости. Включили телевизор и потеряли дар речи — на экране рушились башни-близнецы.
— Витя просто глянул и сразу начал заваливаться назад… Я закричала, схватила его за руку, чувствую, а пульса нет. Потом мне уже врачи сказали, что он умер мгновенно – сердце остановилось сразу. А ведь до этого врачи мне все повторяли — никаких стрессов, никаких стрессов. И я все время думала — ну откуда им взяться? Мы же так тихо живем! Мы с ним поженились в 1951 году, то есть в 2001 как раз пятьдесят лет должны были отметить… Мы даже венчались с ним, правда, никому это не говорили — зачем?
Тело 72-летнего Виктора Кузьмича увезли в морг. Римма Николаевна тогда чудом не сошла с ума — муж умер, а старший сын, который мог находиться в одной из башен, не звонил… Михаил дозвонился до родителей ночью, решился разбудить. Тогда и выяснилось, что встречу перенесли — необходимые для нее документы не успели подготовить.
Узнав о смерти отца, Михаил сразу позвонил своему начальству в Москву. Он очень хотел успеть на похороны.
На следующий же день мне позвонил сам Михаил Касьянов, — вспоминала Римма Николаевна. — Он тогда был главой российского правительства. За ним Герман Греф, который тогда был министром экономического развития и торговли, потому что сын подчинялся непосредственно, все российские торгпредства за рубежом находятся в ведении этого министерства. Они выразили самые искренние соболезнования и предложили мне помощь. Сказали, что сделают все возможное, чтобы Михаил успел прилететь на похороны. Но я и младший сын Николай почему-то сразу подумали, что у него не получится это сделать…
Помощь даже очень высокопоставленных персон Михаилу Баркову не помогла — хотя о прилете его в Россию хлопотал даже Путин, попасть на могилу отца он смог только через год.
Нам привезли много подарков потом и от Грефа, и от Касьянова, и памятник на годовщину помогли установить очень хороший, но это все уже не о жизни, это все уже о смерти…, — закончила тогда свой рассказ Римма Николаевна.
Я занимаюсь журналистикой с 1999 года. Я помню почти всех своих героев, обстоятельства съемок и атмосферу событий. История Баркова — единственная, в которой я помню еще и фразу из материала о них. На дворе стоял 2003 год, я училась на режиссерском факультете и после приезда из Коломны пулей написала текст для газеты, в которой тогда работала, и побежала в университет.
Материал произвел на руководство газеты прекрасное впечатление — какая фактура! Фотографии от Анатолия были выше всяких похвал. Я подметила и описала мелочи — оранжевого оттенка шторы, из-за которых вся комната была залита очень теплым светом, так и не перевернутый с 2002 года календарь, диссонанс, который создавали дорогой телевизор и скромная обстановка квартиры… Статью было решено поставить на первую страницу, она должна была привлечь внимание потенциальных читателей — еще бы! Но перед тем как сделать это, редактор внесла всего одну правку — она дописала две фразы, которые, как ей показалось, лучше отразили то, что случилось тогда:
“Страшная трагедия 11 сентября 2001 года не прошла и мимо россиян. К счастью, погиб лишь один человек.”
Я так и не решилась потом позвонить Римме Николаевне и спросить — прочитала ли она то, что я написала о ней и Викторе Кузьмиче, понравились ли ей фотографии. Просто не смогла набрать номер женщины, которая, оказывается, потеряла мужа “к счастью”…
P.S. Одногруппница сестры нашлась среди выживших. В тот день она не ходила на работу.
Читайте также на ForumDaily:
Американский суд обязал Иран выплатить компенсации родственникам жертв теракта 9/11
Ради наследства в $1 млн проведут ДНК-анализ останков жертвы теракта 9/11
Подписывайтесь на ForumDaily в Google NewsХотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» — и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе.