Как сын основателя ABBYY стал повелителем ботов в Сан-Франциско
В неполные тридцать Микаэл Ян, сын российского предприниматель армянского происхождения, основателя и член совета директоров группы компаний ABBYY Давида Яна, по стартаперским меркам, уже ветеран. Студентом придумал Pinterest для анекдотов – YouComedy (проект, кроме шуток, заинтересовал инвесторов и существует по сей день). Затем был gif-мессенджер Baanan, не доведенный, к сожалению, до ума. Зато Manybot — сервис по созданию ботов в Telegram — попал в калифорнийский инкубатор 500 Startups, который умеет продавать предприятия «Гуглу» за сотни миллионов долларов. И теперь Мика почти все время проводит на силиконовых просторах Калифорнии. На основе ManyChat уже создано более 250 000 ботов в мессенжерах Facebook и Telegram.
Этого, конечно, мало, чтобы всерьез сравнивать Мику с его отцом Давидом Яном — живой легендой, физтеховцем, придумавшим технологию распознавания текста. В чем суть? Скачайте на телефон приложение ABBYY FineScanner, покажите ему любую бумажку с текстом — раньше для компьютера это было всего лишь картинкой, но Ян научил машину, как ребенка, читать.
Мика рассказывает о детстве: «Папа руководил, мама помогала с дизайном упаковки (программы тогда продавали на CD в красивых коробочках). Какое-то время их офис был на втором этаже моего детского сада. У отца основным челленджем тогда было объяснить обычным людям, чем он занимается. Братки, например, не понимали вообще, но от расходов на «крышу» это не спасало».
После детского сада под крылом у родителей Мику отдали в лицей информационных технологий № 1533, он до сих пор дружит с одноклассниками. Затем была Высшая школа экономики, факультет МИЭФ, где дают сразу два диплома: собственный и Лондонской школы экономики.
Микин ManyChat делает сейчас ставку на FB Messenger, и Ян-младший не хочет даже слушать, что антимонопольный комитет США будет Цукерберга по-всякому мучить, а потом съест: «Все, что им нужно, — сохранять популяцию номинальных маленьких конкурентов. Как писал Питер Тиль: «Если ты один из тысячи ресторанов Сан-Франциско, твоя задача — внушить идею собственной уникальности, говорить, что ты единственный, кто подает акульи плавники по классическому рецепту. А когда ты монополия, твоя задача — делать вид, что ты на конкурентном рынке».
Давид Ян, насколько я понимаю, мыслит не как Мика. Он скорее ученый, чем бизнесмен. Никогда не заберет финансирование у собственного проекта, чтобы вложить, например, в Facebook, руководствуясь соображениями доходности. Поэтому его показатели в рейтингах выходцев из СССР в Кремниевой долине довольно скромны. То, что половина всех сканеров мира выходит с его программой распознавания текста, Давиду Яну всегда будет важнее рыночной капитализации ABBYY.
Папа Ян наверняка мечтал передать сыну заботы по корпоративному управлению. «Но я через год предупредил отца, что буду уходить из МИЭФ. Он спросил, что же я думаю делать. Я ответил — стану фокусником. Он попытался меня предостеречь: рассказал, что по делам своих ресторанов часто общается с артистами, в том числе и с фокусниками, и это очень тяжелый рынок. Но я искренне верил, что буду зарабатывать тысячу или полторы долларов в месяц, и этого хватит».
Мика сейчас очень остроумно об этом рассказывает, но мне страшно представить себя на месте папы. В конце 2008-го в Штатах вовсю шло судебное разбирательство по иску Nuance Communications к Abbyy. Проигрывавшие Яну конкуренты решили убрать русскую компанию со своего рынка. Размер компенсации, которую они требовали, — четверть миллиарда долларов — автоматически означал разорение ABBYY. Давиду Яну в этой ситуации не хватало, конечно, только сына-фокусника. Но китайская рассудительность взяла верх над армянской эмоциональностью, и Давид Ян ничего не сказал.
Где учат на фокусников, никто не знал, поэтому Мика перевелся на факультет психологии с потерей года, что означало новые вступительные экзамены и изучение биологии с нуля за четыре месяца. Возможно именно психология помогла Микаэлю в бизнесе, который состоит из человеческих отношений: это отношения бизнеса с клиентом, менеджмента со своей командой, отношения между основателями компании, но самое главное — отношения основателя с самим собой.
Фокусы Мика теперь показывает только друзьям, и то когда выпьет. Но главный вывод после школы фокусов — заранее оценивать потенциальный рынок проекта. Сейчас это звучит банально, но тогда это не было очевидным.
Давид Ян с шоу-бизнесом сына поступил так же, как с иском Nuance — досидел на берегу реки до того момента, когда мимо него проплыл труп врага.
И вообще, неожиданные решения — часть ДНК Янов. Вряд ли китайские родители деда Микаэла Яна Ши были в восторге от его идеи в шестнадцать лет поехать в Москву учиться теоретической физике. Он ведь даже русского не знал! Но это не помешало ему стать здесь профессором. На физфаке МГУ Ши Ян стал Евгением Андреевичем и познакомился с армянской бабушкой Мики, Сильвой. У нее в семье все актеры — возможно, корни фокусов Микаэла надо искать на той стороне.
На психфаке в жизни ребенка произошло важное событие — он нашел себе жену. Дедушка с бабушкой познакомились в МГУ шестидесятых, папа с мамой — в МФТИ конца восьмидесятых, Микаэл с Александрой — в Вышке.
«Я устраивал большую вечеринку, человек на сто — был то ли мой день рождения, то ли Новый год. Один из друзей сначала хотел ее позвать, но в последний момент включил заднюю: «Не, не надо, не приезжай. Там будет жесткое веселье, ты слишком нежная для этого».
Эффект, как легко угадать, получился обратный. Девушка заинтересовалась. Кто этот парень, к которому меня не пускают? Интрига! «Она нашла меня во «ВКонтакте», переслушала всю мою музыку. Не помню, что у меня тогда было, но ей понравилось, и она мне написала сообщение. Что-то вроде: «Хороший у тебя плей-лист!» Я подумал: «О, какая-то девушка первая написала!». Залез в ее плей-лист, посмотрел фотографии — пошел ресерч в другую сторону. Слово за слово, несколько свиданий — и стало ясно, что человек меня понимает».
Летом 2015-го они поженились.
Мике явно нравится психологическим языком рассуждать про свой новый статус: «Семейная жизнь постоянно дает ощущение, что ты выходишь из зоны комфорта. Наверное, это и есть стресс. Но наличие такой тревоги — главный признак, что именно в этом направлении нужно копать».
С детьми молодая жена не спешит, а Мика не настаивает — помнит, что мама из-за него рано бросила учебу. «Александра сейчас активно занимается графическим дизайном, у нее очень интересный вкус и хорошие перспективы, — хвалит он супругу. — Но если завтра выяснится, что у нас будет ребенок, не думаю, что может быть какая-то другая реакция, кроме как экстаз и радость».
Кроме того в январе 2016 года стал резидентом калифорнийского акселератора стартапов 500 Startups с проектом ManyBot. О том, как попаил в бизнес-акселератор 500 Stаrtups помнит все до мелочей, вплоть до пробитой покрышке на шоссе в Сан-Франциско.
Как-то раз Микаэль со своей командой познакомилсяс Дианой Молдавской (партнер 500 Startups — прим.) и рассказали ей про ManyChat. После встречи прислали статистику проекта, но тогда еще не было понятно по цифрам, так что решили подождать.
Когда стало ясно, что цифры выросли на 50%, Микаэль решил написать Диане еще раз и тогда 500 Stаrtups пригласили на официальное интервью. Можно было пройти его удаленно по Skype, но Ян решил прилететь в Калифорнию.
«Помню, как всю ночь готовил презентацию, спал часа 3-4, выехал заранее, оставив себе 2 часа на дорогу, хотя путь из Пало-Альто в Сан-Франциско обычно занимает не больше 40 минут, и тут в внезапно лопнула шина. Вот это была картина: я на обочине трассы в Америке, на чужой машине со спущенным колесом, опаздываю на интервью, которое нельзя перенести (опоздал = отказ) — адреналин сразу ударил в кровь! Убер, эвакуатор, звонок знакомым — чудом приехал за пять минут до интервью, но зато заряженный энергией и это очень помогло. В тот день мы отлично поговорили с партнерами 500 Startups, а уже на следующий нам прислали подтверждение», — вспомнил Микаэл в интервью «Вышке«.
По его мнению секрет успеха простой: делай то, что нужно людям. При поиске идей лучше всего начать с самого себя и своих собственных проблем. Есть ли что-то, что «болит» настолько остро, что ты готов тратить свое время и силы на решение этого? Если да, то возможно, ты такой не один, и, может быть, нашел идею для проекта. Когда ты сам являешься целевой аудиторией, то это самая лучшая ситуация, ведь самое главное в стартапе — это понимание своего клиента. Если же ты берешься за решение чужого запроса, то нужно буквально поселиться у клиента, говорить с ним каждый день, переехать к нему в офис/дом, чтобы понять его настоящие проблемы и решить их самым лучшим образом.
Полностью материал опубликован на сайте «Tatler«.
Читайте также на ForumDaily:
Каково это — быть русским в современной Америке
Гавайи просят суд приостановить новый иммиграционный указ Трампа
Истории людей, которые пережили несколько эмиграций
Как Америка помешалась на поднятии самооценки
Как видят Америку русские: 50 фактов о США
Почему я люблю Америку: три признания наших иммигрантов
Подписывайтесь на ForumDaily в Google NewsХотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» — и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе.