Самый одинокий медвежонок Америки: история чуда
В зоопарке Колумбуса в Огайо родился полярный медвежонок, которого назвали Норой, однако на шестой день ее жизни ее мать Аврора бросила малышку, которая на тот момент была не больше белки, слепая и глухая.
Поэтому сотрудникам зоопарка пришлось выхаживать очаровательного медвежонка, и задача эта оказалась весьма непростой, пишет издание Oregonlive.
Нора была первым новорожденным белым медведем, который прожил более нескольких дней в зоопарке Колумбуса с момента его открытия в 1927 году. Ее рождение вне дикой природы было чудом, и малышка была бесценной. Когда Аврора впервые покинула логово, ветеринар зоопарка Прия Баподра встревожилась — в дикой природе полярные медведи ни на минуту не покидают своих детенышей, но все же специалист надеялась на материнский инстинкт животного.
Нора была единственным выжившим медвежонком, родившимся в США, в 2015 году. Ее брат прожил менее двух дней и умер с пустым желудком — сотрудники зоопарка считают, что он ни разу не пробовал молоко матери.
Белые медведи олицетворяют собой независимость и силу, но их новорожденные детеныши очень хрупкие.
Медведи созревают поздно, имеют небольшое потомство и тратят много времени и энергии на выращивание детенышей.
По самым оптимистичным оценкам в мире проживает около 26 тысяч особей полярных медведей, поэтому каждая особь очень ценна.
Чтобы выжить, полярным медведям нужен лед, а он сейчас тает быстро. Исследователи NASA пришли к выводу, что летние льды в Арктике сокращаются в среднем на 13% за десятилетие, начиная с 1980-х годов.
Дикие родственники Норы используют лед для охоты. Когда лед тает раньше, медведи вынуждены плавать дальше, чтобы найти еду, и соответственно им приходится подолгу голодать на суше, что нарушает их способность к размножению. По некоторым прогнозам, две трети белых медведей могут исчезнуть к 2050 году. Одним из немногих мест в мире, где медведи размножаются, являются зоопарки.
Поэтому неприятности Норы с мамой были восприняты владельцами зоопарка Колумбуса очень серьезно.
Мать не обращала на ее плач никакого внимания, но при этом эти жалостливые звуки сильно заботили сотрудников зоопарка.
Через час отсутствия матери в логове владелица зоопарка Девон Сабо попыталась заманить медведицу назад к детенышу соломой, но Аврора не реагировала, поэтому сотрудники зоопарка пришли к выводу, что мать бросила Нора.
Большинство белых медведей, родившихся в неволе, живут меньше месяца. Только около трети из них доживают до взрослой жизни. У новорожденных медвежат, которых выхаживают люди, шансы выжить еще ниже.
Эти малыши уязвимы к болезням и инфекциям. Они страдают от недоедания и проблем с костями, потому что материнское молоко полярных медведей невозможно получить искусственным путем.
Через четыре часа после того, как Аврора покинула логово, плач Норы стал ослабевать, поэтому было принято решение забрать малышку из логова. Пока сотрудники зоопарка отвлекли мать рыбой, ветеринар Прия Баподра забрала из логова Нору.
Медвежонку идея не очень понравилась. Нора пыталась отбиться от прикосновения существа с незнакомым запахом. Животное весило всего полтора фунта (около 700 г) и было очень холодным, что заставило Прию волноваться за судьбу малышки.
Когда ветеринар измерила температуру медвежонка, термометр не показал цифры, на экране просто появилось слово “низкая” (“low”).
Это было то, чего врач боялась больше всего. Нора, которая провела без тепла своей матери более четырех часов, была настолько холодной, что термометр просто не мог определить температуру ее тела. Кроме того, малышка была дезориентирована и сердита. Прия Баподра знала, что если она не согреет и не стабилизирует состояние медвежонка, то вскоре детеныш погибнет.
Прия выбрал одну из самых маленьких игл, которые были в наличии в ветеринарном центре зоопарка, и взяла кровь для анализа из бедра медвежонка.
При этом была достаточно высокая вероятность того, что усилия ветеринара и сотрудников зоопарка все равно не спасут жизнь Норы. Несколько зоопарков пытались вырастить полярных медвежат без матери, и большинство из них потерпело неудачу.
Из примерно 70 белых медведей, рожденных в зоопарках и заповедниках в Северной Америке, только четверо новорожденных были успешно выращены без помощи их матерей.
Перед зоопарком Колумбуса стояла задача не просто спасти жизнь Норы, но и сохранить ее природную дикость. И хотя медвежонку придется общаться преимущественно с людьми, нужно было как-то научить ее быть медведем.
Еще до рождения медвежонка в зоопарке был подготовлен 23-страничный план с пошаговой инструкцией выкармливания малышки в разных ситуациях, был там также раздел о том, как действовать, если от новорожденного откажется мать.
У зоопарка также был инкубатор размером с два холодильника, который должен был поддерживать температуру тела Норы. Прия выставила на нем режим в 88 градусов по Фаренгейту (31 градус Цельсия) и выложила инкубатор чистыми детскими одеялами.
К группе “мам” Норы также присоединилась Дана Хэтчер, руководившая центром питания в зоопарке. Она должна была составить формулу питания малышки, и действовать нужно было очень быстро.
Задача была очень сложной, поскольку молоко полярных медведей — особенный продукт по своему составу. Дана могла быстро приготовить корм для лемуров или фламинго, но белый медвежонок находится в списке животных, которых очень трудно выкормить искусственным путем.
В дикой природе взрослые медведи употребляют в пищу тюленей, очень жирных животных, которые делают состав молока белого медведя богатым и неповторимым. При создании искусственной формулы в условиях зоопарка найти полноценную замену мясу тюленя было невозможно, а неправильная диета могла привести к проблем с костями у медвежонка.
Для создания формулы Дана воспользовалась исследованиями ветеринара из зоопарка Сан-Франциско, который сумел изучить молоко белых медведей в дикой природе всего за несколько лет до рождения Норы. Ученые в прямом смысле доили усыпленных диких белых медведей, чтобы потом исследовать формулу их молока. Благодаря данным этого исследования, Дана знала, какие питательные вещества и в каких пропорциях необходимы Норе.
За основу питания для Норы была взята молочная смесь для котят (белые медведи не переносят коровьего или козьего молока), однако в ней было слишком много лактозы, путем экспериментов она выяснила, что уровень лактозы можно снизить при нагревании.
Дана также знала, что белые медведи нуждаются в большом количестве таурина, который помогает в усвоении витаминов, поэтому она добавила в смесь измельченные таблетки таурина. Самой сложной задачей было придать молочной смеси достаточный уровень жирности, источник которого найти было непросто.
Человеческое и коровье молоко содержат около 3,5% жира. Молоко белых медведей — в 10 раз жирнее. Самым близким по жирности к этому продукту товаром в супермаркете являются взбитые сливки.
План искусственного вскармливания медвежонка рекомендовал добавлять в смесь масло сельди, но оно было доступно только в Канаде, и у Даны его не было. Она рассмотрела доступные ей варианты и решила использовать сафлоровое масло. Оно обладало мягким вкусом и с ним было легко работать.
После смешивания смеси она получилась слишком густой, и медвежонок не смог бы ее пить.
Дана поняла, что ей нужен миксер поменьше, за ним немедленно отправили в супермаркет сотрудника зоопарка. С новой машиной после нескольких попыток Дане удалось создать нужную смесь.
Первое кормление Норы поручили Синди Каппс, которая давно работала в зоопарке и имела опыт кормления многих малышей.
Женщина положила медвежонка на колени, держа ее голову вертикально, и подсунула бутылочку с соской к е рту. Малышка, которая не ела в течение почти 5 часов, начала очень активно сосать смесь.
Из всех “мам” Норы Прия волновалась больше всего. Нора провела всего шесть дней со своей матерью перед тем, как ее пришлось забрать из логова. Получила ли она достаточное количество антител от мамы, чтобы предотвратить пневмонию? Не слишком ли ей холодно, не слишком ли тепло? Каждый день возникали все новые и новые вопросы.
Нора оставляла свой уютный инкубатор только для кормления и медицинских осмотров. Если Прие нужно было выйти, она просила кого-то из других “мам” быть рядом с медвежонком и присматривать за ним. Но волновались все — медвежонка часто обнимали, чтобы он запоминал запах и ощущал тепло тела.
Всего через неделю искусственного вскармливания розовые подушечки на лапках Норы стали черными, также почернел ее нос. Вскоре тонкие полупрозрачные волосы на ее ушах и ногах уплотнились, и она стала белее и мягче. Она стабильно набирала в весе — чуть больше 30 граммов каждый день.
Постепенно “мамы” снизили температуру в инкубаторе, чтобы малышка училась самостоятельно регулировать температуру своего тела, они старались много не разговаривать и не шуметь, сохраняя в инкубаторе приглушенный свет, как в логове, давая медвежонку возможность спать и расти.
У каждой из мам была работа в зоопарке, помимо заботы о Норе. Смены некоторых из них иногда длились до 28 часов. Прия ела обед в честь Дня благодарения на полу отделения интенсивной терапии, рядом с инкубатором Норы.
Примерно через три недели медвежонок стал более энергичной. Его глаза все еще были закрыты, но он начал самостоятельно передвигаться по инкубатору. Его голова все еще была слишком большой, а живот слишком круглым, чтобы стоять.
“Мамы” дали Норе больше свободы, разрешая ей гулять на резиновых матах на полу, чтобы она могла научиться ходить.
После 30 дней вскармливания когда-то призрачные шансы Норы на выживание улучшились до вероятности 50 на 50.
Вскоре после этого медвежонок впервые открыл глаза, но не увидел снега и льда, он видел людей — своих кормилиц.
Пока “мамы” были заняты выращиванием Норы, Дана в центре питания искала варианты получения масла сельди. Рыбий жир имел лучший состав жирных кислот, чем сафлоровое масло, которое они использовали. Как только она нашла поставщика в Канаде, Дана начала постепенно добавлять новый жир к формуле питания Норы.
В конце декабря Прия заметила масло в испражнениях медвежонка. После того как Дана начала вводить в питание масло сельди, рост Норы замедлился.
Прия стал беспокоиться, но было так мало данных о вскармливаемых искусственным путем детенышах белых медведей, что ветеринар не была уверена, как решать эту проблему. Норе было 54 дня, и Прия решила провести полный осмотр медвежонка, и результаты были не лучшими.
Уровень витамина D и кальция были низкими, а именно они необходимы для полноценного развития и роста костей.
Прия также провела рентген костей медвежонка, и результаты ее очень расстроили. Одна из костей была сломана, некоторые кости, которые должны быть прямыми, были искривлены. Нора страдала от метаболической болезни костей.
Несмотря на все, что сделала Дана, Нора недополучила всех питательных веществ, в которых она нуждалась.
Проведя анализы и исследования, ветеринар выяснила, что сафлоровое масло больше подходило Норе, и проблемы с костями начались после перехода на масло сельди. Исследования показывали, что масло сельди лучше для белых медвежат, но случай Норы был исключением.
Поэтому было решено вернуть сафлоровое масло в ее еду, а также ввести в формулу дополнительный кальций, медвежонку также делали инъекции витамина D.
Нора не подавала признаков того, что ей было больно, но белые медведи не всегда проявляют это, поэтому Прия также дала медвежонку легкие болеутоляющие средства.
С ней также старались обращаться очень бережно, чтобы не повредить хрупкие кости.
Всего через несколько недель медвежонок выздоровел. Перелом зажил, кости выглядели на снимках гораздо мощнее.
Нора постепенно росла, и “мамам” вскоре понадобилась защита от ее когтей и зубов, ей также снизили температуру в инкубаторе, чтобы она сама регулировала температуру своего тела.
Медвежонок был здоровым, но все еще неуклюжим — он плохо ходил и больше качался.
На 78-й день Нора научилась ходить, а на 88-й попробовала плавать.
Вскоре ее перевели в вольер, где сотрудникам зоопарка пришлось на своем примере показывать медведю, что плавать в бассейне безопасно.
Когда Нора бродила по двору, Шеннон стоял у двери, где детеныш мог ее видеть. Некоторое время Нора смотрела на Шеннон каждый раз, когда новый шум или странный запах проносились через ограждение.
Со временем Нора стала звездой зоопарка. Достигнув веса 70 фунтов (32 кг) она уже выступала перед гостями зоопарка, резвилась и ловила рыбу в бассейне.
Посмотреть на ее дебют съехались гости почти из всех штатов США. Тысячи людей приходили в зоопарк только для того, чтобы увидеть ее.
Норе, которая, похоже, не знала, что она медведь, нравилось внимание людей. Она проводила большую часть своего времени перед стеклом, которое отделяло ее от поклонников.
Вскоре Нору перевели в другой зоопарк — в Орегоне, чтобы у нее была возможность общаться с другими полярными медведями, поскольку объединить их с Авророй было нельзя.
Читайте также на ForumDaily:
Тысячи ученых предупреждают человечество о глобальной экологической катастрофе
Ученые: Земля вступила в эру массового исчезновения видов
Подписывайтесь на ForumDaily в Google NewsХотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» — и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе.