Как сказка может воспитать ребенка
Откуда сегодня берутся сказки? Их сочиняют папы и мамы, бабушки и дедушки, братья и сёстры. Ёжик Андрюша «появился на свет» уже очень давно, в то далёкое время, когда мне самой было около пяти лет. Вместо «Золушки» и «Красной Шапочки» я мучила маму просьбой рассказать что-нибудь про ёжика. И мама напрягала фантазию, стараясь придумать очередную историю о приключениях колючего малыша. Прошло почти полвека, и родился новый ёжик, очень похожий на обычного мальчика из обычной семьи. Назвала я его Ежик Андрюша, наделила его всем, что положено герою из классической сказкотерапии, и он зажил своей жизнью.
Семья у Андрюши получилась замечательная. Здесь мама и папа стараются прислушиваться к мнению детей, ищут нестандартные подходы в решении семейных вопросов и не отмахиваются от ребячьих проблем, как от несущественных. Здесь тепло и бережно относятся друг к другу и всегда спешат на выручку. И неважно, кто к кому – дети к родителям или родители к детям. Понятно, что в такой семье просто не может жить плохой «мальчик». И пусть Андрюша периодически попадает в сложные ситуации, выходит он из них с честью и достоинством.
Именно такими мне было хотелось видеть своих внуков – честными, открытыми, добрыми, не ставящими во главу угла исключительно собственные интересы. В общем, живущими полной, насыщенной и красивой во всех отношениях жизнью. Но, оказалось, что в рамках одной моей семьи Андрюше тесно, и сказка начала путешествовать. Сначала по друзьям и знакомым, потом главы стали публиковать в газете: в Латвии, а потом и в Калифорнии, в Сакраменто, в газете «Диаспора». А когда Андрюша твердо встал на ноги, у него даже появился свой сайт, на котором родители и бабушки с дедушками могут скачивать и читать своим малышам лечебные и воспитательные сказки. Ведь гораздо проще на примере ежика рассказывать, что такое жадность и лень, чем говорить: мол, опять ты, Маша, с сестрой не делишься.
Сказкотерапия, на самом деле, хоть и модная, но совсем не новорожденная наука. Как метод психотерапии он извествен уже не одну тысячу лет. Сказкотерапия — это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру. Того отношения, которое принято у социума, в котором растет ребенок. Сказкотерапия — один из самых простых и надежных способов передачи малышу необходимых моральных норм и правил. Но эта миссия заложена не во все фольклорные сказки. Лечебные или воспритательные сказки пишут по определенному сценарию, чтобы превратить сказку в инструмент развития ребенка. В процессе слушания сказки должны не только развиваться фантазия и творчество, но и быть усвоены основные механизмы поиска и принятия решения жизненных задач.
Поэтому сказку можно подбирать, как лекарство. Есть сказки для детей, которые боятся темноты и врачей, сказки для гиперактивных или агрессивных малышей, сказки для тех, кто мало ест или не может ночью проснуться, чтобы сходить в туалет.
Почему для нас с раннего возраста так притягательны сказки, объяснял еще Зигмунд Фрейд в «Тотем и Табу»: «Магическое мышление — убеждение о возможности влияния на действительность посредством символических психических или физических действий и/или мыслей. У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности, всё, что он творит магическим путем, должно произойти только потому, что он этого хочет».
Если вы сами хотите научиться писать лечебные сказки, помните, что их главная задача — предлагать ребенку новый опыт и новое решение проблемы. Не стоит говорить в лоб «Ешь витамины, это полезно», «Выключай свет перед сном, это не страшно». Можно рассказать сказку, в которой чахлое дерево поливали волшебной водой, и оно стало крепким, или мальчику подарили волшебную свечу, которая не могла гореть, но все равно отгоняла все страхи, словно пылала ярким пламенем.
В лечебных сказках важно, чтобы герой нравился ребенку. Тогда вскоре вы убедитесь, что он берет положительный пример с героя сказки. А на прощание — сказка для тех, кто хочет привить своему ребенку такую черту, как опрятность.
Как Андрюша учился правильно одеваться
– Оставь в покое эту куртку! – заявила мама Андрюше, когда он начал собираться в магазин. – Она мало того, что вся перепачкана, так ещё и карман висит на ниточке.
– Ерунда! – не согласился Андрюша. – Подумаешь, пара пятен. Я же не девчонка, чтобы о нарядах думать. Это они всё привередничают: ах, это платье я не надену, оно мятое; ах, на юбке шов разошёлся; ах, мне этот бантик не идёт! А я будущий ёж, мне о пустяках беспокоиться не стоит.
– Значит, по-твоему, чистая и опрятная одежда – это пустяки? – спросила мама.
– Конечно! Нет, мама, я понимаю, что ты – ежиха, и тебе приходится думать о нарядах, а мне зачем?
– Незачем, значит? – как-то очень уж ехидно улыбнулась мама. – Тогда ладно, надевай свою куртку, но потом не жалуйся.
Андрюша радостно натянул на себя пусть потрёпанную и, прямо скажем, грязноватую, но такую любимую куртку, взял сумку и отправился в магазин. По дороге он решал, чем займётся после, но размышления прервал чей-то смех. Андрюша обернулся и увидел двух ёжек чуть старше него самого, которые что-то тихо обсуждали и хихикали. Увидев, что на них смотрят, они тут же замолчали, но стоило Андрюше отвернуться, как смех возобновился.
«И что такого смешного они увидели?», – подумал он и вдруг услышал, как одна из ёжек шепнула другой: «Ты на его карман посмотри – болтается, как старая тряпка». Андрюша начал крутить головой в надежде увидеть этот смешной карман, как внезапно до него дошло, что ёжки говорят именно о нём. Ёжик сильно покраснел и прибавил ход, надеясь оторваться от вредных девчонок.
«Подумаешь, посмеялись, – успокаивал он себя. – Они же ёжки, что с них взять?! Смеются по поводу и без. Вот ежи бы на мою одежду и внимания не обратили». Но успокоиться никак не получалось. Как назло, на улице было много ежей и ежих, которые разговаривали, а некоторые и смеялись. И Андрюше казалось, что все они смеются над его оторванным карманом.
Наконец, он добежал до магазина, надеясь, что там его неприятности закончатся. Но они только начинались. Во-первых, охранник на входе как-то очень уж пристально его разглядывал, а потом пошёл следом, присматривая, как будто Андрюша был каким-то воришкой. Во-вторых, одна ежиха забрала у него из-под носа последнюю пачку любимого печенья, сказав при этом: «Такому грязнуле нужно не сладкое покупать, а мыло с порошком!». И, наконец, когда Андрюша с покупками отстоял очередь в кассу, продавщица не спешила его обслуживать. Она с жалостью посмотрела на ёжика и спросила:
– Что, бедняга, один живешь, без мамы?
– Почему без мамы? – удивился Андрюша. – И с мамой, и с папой, а ещё с братом и сестрой.
– Да какая мама отпустит своего сына на улицу в такой одежде? Только самая бесхозяйственная!
– Неправда! Моя мама очень хозяйственная! – обиделся Андрюша. – Это я сам виноват, думал, что ежам всё равно, в чём ходить, вот и надел любимую куртку.
– Да…, – вздохнула кассирша. – Мало того, что все на тебя смотрят, как на замарашку, так ещё и думают, что у тебя и мама такая. Получается, что ты не только себя подвёл, но и всю семью.
Андрюша заплатил за покупки, сложил их в сумку и, низко наклонив голову, вышел из магазина. Ему было так стыдно, что домой он пошёл по другой дороге – она хоть и была более длинной, зато там почти не встречались прохожие. Он тихо проскользнул в коридор, разулся, снял куртку и бросил её в ящик у стиральной машины. А потом отнёс продукты маме.
– Мамочка! – торжественно начал он. – Извини меня, пожалуйста. Ты была совершенно права. Настоящие ежи, конечно, не должны часами вертеться перед зеркалом, но ходить грязными и неряшливыми тоже плохо. Я обещаю тебе следить за своей одеждой и постараюсь всегда выглядеть аккуратно.
– У маленьких ежей это далеко не всегда получается, – засмеялась мама. – Но будем надеяться, что ты – исключение.
Больше сказок про Ежика Андрюшу можно прочитать на его персональном сайте.
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News