Как Брайтон отметил последнюю любовь
Мчаться 14 февраля с Манхэттена на Брайтон может только сумасшедший или репортер с редакционным заданием. Анна Денисенко пожертвовала планами на вечер и пошла на «Последнюю любовь», чтобы поделиться своими антропологическими наблюдениями с читателями «Форума».
Публика в зале «Мастер-театра» собралась сплошь местная, по окончанию спектакля никто в сторону метро не двинулся. Судя по репертуару, угодить стараются заядлым консерваторам. Вот, к примеру, афиша на ближайший квартал: 6/14 — Юрий Антонов, 5/24 — Ян Левинзон и Игорь Губерман, 5/08 — Тина Кароль, 4/24 — Жасмин, 4/11 — Татьяна Васильева и Станислав Садальский «Голая правда», 3/08 — все звезды КВН.
В День всех влюбленных спектакль был, конечно же, о вечном. Cтавили легендарную «Последнюю любовь». Заядлых театралов Америки с этим произведением познакомил Канадский русский драматический театр в постановке Григория Зискина еще в 2002 году. Тринадцать лет спустя свое прочтение привез израильский театр «Гешер» с Кларой Новиковой, Леонидом Каневским и Даниилом Спиваковским в главных ролях.
Тема последней любви трогала многих небезразличных к творческому выражению людей, Тютчев в одноименном стихотворении писал:
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Автор «Последней любви» — нобелевский лауреат Исаак-Башевис Зингер, пьесу поставил журналист Валерий Мухарьямов. История о том, что самое желанное приходит к человеку тогда, когда он уже оставил всякую надежду и, как ему кажется, дошел до последней черты.
Вот так случилось и с героями пьесы. Чего еще ждать восьмидесятидвухлетнему старику, блестяще сыгранному Леонидом Каневским, пережившему трех жен и похоронившему детей? Перебирать старые фото, жевать овсянку да вспоминать свои дон-жуанские грешки…
Кстати, именно эти воспоминания вызывали самую бурную реакцию в зале. Реплика “Бросить такую женщину мне и в голову не могло прийти, поэтому я ей изменял” вызвала такую овацию, что спектакль чуть не оказался на грани срыва. Более бурной оказалась только реакция на “Хава-нагилу”, звучавшую в постановке. Зрители притопывали, пели и хлопали в ладоши. Казалось, что зрители давно между собой знакомы и уже отплясывали вместе вне зрительного зала.
Герои пьесы — чудом уцелевшие в аду Холокоста польские евреи – нашли спасение в Нью-Йорке, затем переехали в Майами. Старик-эмигрант, на закате жизни встречает Этель (Клару Новикову) — эмигрантку, заставившую его сердце биться учащенно. Возможно, подарок любви посылается только тогда, когда человек может его оценить по-настоящему.
Но зритель сделает выводы сам. Тем более, что тем к размышлению в спектакле достаточно. Достаточно в нем и юмора, и грусти воспоминаний, и горечи одиночества. Впрочем, «валентиновским» подарком для зрителей стала хрупкая надежда: пока мы дышим, все еще впереди…
Не хотелось бы омрачать столь светлые мысли о прекрасном, но, как известно театр начинается с вешалки. Из 1360 зрителей — а именно столько вмещает зал, который в День Святого Вадентина был полон, не нашлось ни одного человека, который бы снял верхнюю одежду, хотя в зале была нормальная температура.
Отдельные зрители не смущались громко комментировать происходящее на сцене, нередко звучали и звонки мобильных телефонов.
Организаторы гастролей заверили «Форум», что все не так печально, как могло показаться. Театральный зритель молодеет и становится более взыскательным к репертуару. А репертуар протестирован рублем и критикой требовательной публики в Питере и Москве. И хотя по афише этого, к сожалению, пока не заметно, организаторы заверили, что вскоре брайтонского зрителя порадуют спектаклями не только эмигрантской тематики. Обещали Дмитрия Харатьяна и Александра Балуева в инсценировке знаменитой повести Джона Стейнбека «О мышах и людях» режиссера Михаила Горева. Правда, в афише спектакль пока не значится.
«Последнюю любовь» уехала в Чикаго, где спектакль состоится 15 ферваля.
В Филадельфии зрители смогут насладиться прекрасной игрой актеров 17 февраля.
И хоть праздник плюшевых мишек и розовых сердечек уже прошел, мы желаем нашим читателем любви непременно только вечной, как у Шарля Азнавура, еще одного замечательного эмигранта. И больше приятных душевных переживаний, которые дарит нам его величество театр.
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News