Израиль и Саудовская Аравия – полезные друзья-враги?
В отличие от многих арабских республик, ни одна арабская монархия не упала вследствие «арабской весны», и только одна, Бахрейн, пережила что-то наподобие политического кризиса, способного всколыхнуть режим. Тем не менее, эти монархии получают удары от геополитических сил, которые сейчас очень неблагосклонны к их стабильности, и больше всех – Саудовская Аравия.
Три независимых фактора, взятые вместе, привели к тому, что может оказаться одной из самых больших проблем для стабильности Саудовской Аравии за всю историю королевства. Во-первых, ядерное соглашение по Ирану, усилившее шиитскую ось в регионе и обеспокоенность Саудовской Аравии относительно планов Ирана на гегемонию в регионе; во-вторых, энергетическая независимость США, подорвавшая значение Эр-Рияда в Вашингтоне; и в-третьих, резкое падение цен на нефть (и газ), которое оказало разрушительное воздействие на доходы страны. Однако стоит отметить, что Саудовская Аравия частично ответственна за нефтяное недомогание из-за своей настойчивости поддерживать высокую добычу нефти, частично с целью навредить своему врагу и конкуренту по нефтяному рынку – Ирану.
Эти тенденции и события вынудили саудитов – правящую королевскую семью Саудовской Аравии – пересмотреть свою традиционную политику внутри страны и за рубежом, как показали несколько последних недель.
На внутреннем фронте низкие цены на нефть вызвали бюджетный дефицит в 100 миллиардов долларов. Эта огромная сумма дефицита уже заставила королевство сократить субсидии и получить первую внешнюю ссуду за десятилетие. По мере того как граждане Саудовской Аравии, ранее наслаждавшиеся хорошей работой, начинают сталкиваться с неизвестностью, народные настроения резко меняются.
По этой причине Саудовская Аравия представила экспансивную программу экономических реформ под названием Vision-2030, нацеленную на изменение экономики страны таким образом, чтобы она могла выжить во времена дешевой нефти. На данный момент почти 75% бюджета Саудовская Аравия получает от продажи нефти, но новая реформа нацелена на прекращение саудовской зависимости от нефтяных доходов в течение четырех лет. План также предусматривает развитие частного сектора Саудовской Аравии, с ростом от 40 до 60% ВВП в 2030 году, а также снижение уровня безработицы и увеличение количества работающих женщин.
Большая часть плана зависит от приватизации государственных активов – что самое главное, национальной нефтяной компании Saudi Aramco. Согласно плану, Aramco превратится в холдинговую компанию, 5% которой будут котироваться на биржах Эр-Рияда и одного из зарубежных городов. Aramco стоит от 2 до 3 триллионов долларов, а это означает, что от первичного размещения акций Эр-Рияд может получить до 150 миллиардов. Несмотря на то, что план Vision-2030, в основном, одобрен финансовыми аналитиками, многие сомневаются, что предложенные планом часовые рамки реалистичны.
Несомненно, королевская семья понимает, что успех экономических реформ в стране будет зависеть, по крайней мере, частично, от изменений общественных и политических настроений по всему королевству. В этом направлении есть некоторые признаки прогресса, хоть и очень постепенного. К примеру, в недавнее время улучшилась ситуация с правами женщин, после того как власти разрешили женщинам голосовать и принимать участие в местных выборах в конце прошлого года, впервые за всю историю Саудовской Аравии.
Власти страны также сократили некоторые правовые полномочия саудовских мужчин в отношении своих родственниц, и только в прошлом месяце кабинет лишил свою часто критикуемую религиозную полицию права арестовывать, призывая их действовать «мягко и по-доброму» для обеспечения соблюдения исламских правил. Согласно изменениям, принятым кабинетом, религиозные офицеры больше не могут задерживать людей. Вместо этого они должны передавать информацию о нарушителях полиции или отряду по борьбе с наркотиками.
Какие бы проблемы ни стояли перед королевством внутри страны, его внешние вызовы не менее сложны. И хотя визит президента Обамы в Эр-Рияд в прошлом месяце был призван засвидетельствовать, что две страны вернулись к «своим обычным делам», саудовцы решили не играть в мяч.
Все началось не очень хорошо, когда король Салман решил не встречать американского президента в аэропорту, а освещение визита Обамы в саудовских СМИ, которые нещадно его критиковали и набросились на него за то, что забыл, кто его настоящие союзники в регионе, казалось, довело до сознания недовольство саудовцев. На самом деле, американо-саудовские отношения находятся в нижней точке за многие годы. Поскольку США больше не зависят от саудовской нефти, может быть, Обама считает, будто Иран является более привлекательным партнером для решения вопросов по Ближнему Востоку, особенно в том, что касается будущего Сирии, Ирака и Йемена, а также борьбы с ИГИЛ.
Этим можно объяснить критику Обамой саудовцев в его недавнем интервью для The Atlantic, в котором он раскритиковал королевство за то, что они «халявщики», и обвинил в разжигании неприязни между суннитами и шиитами на Ближнем Востоке, тем самым предполагая, что Эр-Рияд каким-то образом несет ответственность за волнения, сотрясающие регион от Ирака до Сирии.
Тем временем, пока Обама был в Саудовской Аравии, американские законодатели продолжили двигать вперед расследование, направленное на выяснение, были ли причастны саудовские чиновники к атакам 11 сентября. Саудовцы, со своей стороны, пригрозили, что если Конгресс – и потенциально, вся система правосудия США – продолжат расследовать данный вопрос или нацелятся на саудовские активы в качестве реституции для семей жертв, Эр-Рияд нанесет ответный удар, забрав свои значительные запасы из США – потенциально сильный удар по американской экономике.
Учитывая все большее расстояние между США и Саудовской Аравией, а также надвигающуюся угрозу от Ирана, у королевства не осталось выбора, кроме как усилить существующие альянсы в регионе и начать формировать новые отношения. В этом срезе визит короля Салмана в Каир в прошлом месяце должен рассматриваться как начало возобновленного партнерства между Саудовской Аравией и Египтом, в котором также содержится интересный поворот в сторону Израиля.
Пребывание короля Салмана в Каире увенчалось объявлением, что Египет перенесет свои морские границы, в результате чего суверенность двух островов в стратегическом проливе Эт-Тиран перейдет к Саудовской Аравии. Однако, для того чтобы финализировать эту договоренность, двум странам нужно одобрение Израиля, поскольку передача суверенности повлияет на мирный договор Израиля с Египтом 1979 года. На счастье для Саудовской Аравии и Египта, Иерусалим разделяет их чувства по поводу того, что Вашингтон пренебрежительно обходится с ними под администрацией Обамы и что они должны сотрудничать, чтобы вместе преодолеть потерю американской поддержки и бороться с восстающей шиитской осью в регионе. Таким образом, Иерусалим с большим удовольствием удовлетворил просьбу, а это включает в себя прямые и непрямые контакты между Израилем и Саудовской Аравией.
Непрямое вхождение Саудовской Аравии в рамки мирного договора между Израилем и Египтом обозначает значительное достижение в развитии отношений между Израилем и суннитским табором под руководством Саудовской Аравии. Путем передачи Египтом суверенности двух островов Саудовской Аравии и благодаря заверениям последней Израиля, что его права, согласно с мирным договором с Египтом, в результате не пострадают, саудовцы успешно стали молчаливыми партнерами израильско-египетского договора. Что интересно, Турция, которая стоит перед собственными политическими и экономическими вызовами под железным правлением авторитарного президента Эрдогана, была вынуждена также улучшить отношения с Израилем.
Конечно, любое публичное признание дипломатических связей между Саудовской Аравией и Израилем – прямых или других – скорее всего, лишь усугубит беды королевства, в котором теперешний набор экономической слабости, регионального хаоса и напряженных отношений с Вашингтоном и без того является самой большой угрозой для саудовской монархии с момента ее создания. Однако, если королевство проведет необходимые экономические и социальные реформы и будет придерживаться осторожной внешней политики, есть неплохие шансы, что оно успешно переживет текущие невзгоды.
Один из способов, с помощью которого Саудовская Аравия может попытаться преодолеть свои экономические потрясения и модернизировать экономику, является принятие предложений от реформатора-заместителя наследного принца ибн Салмана аль Сауда, известного своим жестким активным мировоззрением. Большая часть ответственности за модернизацию королевства легла на его плечи, поскольку скоро он будет управлять своим народом. Вполне возможно, что некоторые самые прогрессивные элементы реформ – такие, как право женщин голосовать и баллотироваться на выборах – вышли из табора ибн Салмана аль Сауда. Также возможно – и это только гипотеза – что типично консервативная и осторожная традиция Саудовской Аравии сейчас вытесняется амбициозным и прогрессивным молодым монархом. Только время покажет, какую роль сыграет ибн Салман в своем королевстве.
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News