Личный опыт: как иностранцу поступить в престижную бизнес-школу в США - ForumDaily
The article has been automatically translated into English by Google Translate from Russian and has not been edited.
Переклад цього матеріалу українською мовою з російської було автоматично здійснено сервісом Google Translate, без подальшого редагування тексту.
Bu məqalə Google Translate servisi vasitəsi ilə avtomatik olaraq rus dilindən azərbaycan dilinə tərcümə olunmuşdur. Bundan sonra mətn redaktə edilməmişdir.

Личный опыт: как иностранцу поступить в престижную бизнес-школу в США

У Виктора Рогуленко и Александра Пустова похожий карьерный путь: оба выпустились из престижных российских университетов, работали в консалтинговой компании McKinsey и подавались на MBA, чтобы заняться собственным бизнесом.

Но поступив в бизнес-школы, они приняли разные решения. Виктор Рогуленко отказался от места в Стэнфорде и оcтался в Москве, чтобы заниматься образовательным проектом Fless. А Александр Пустов отучился на MBA в Массачусетском технологическом институте и стал сооснователем проекта Synaps Labs, занимающегося таргетированной наружной рекламой. Своим опытом поступления в американские бизнес-школы предприниматели поделились с изданием vc.ru. В частности они рассказали:

>почему не стоит писать рекомендательные письма самому и привлекать для них «звёздных» предпринимателей;
>как написать мотивационное письмо так, чтобы привлечь внимание приёмной комиссии;
>сколько времени заложить на подготовку;
>о преимуществах и недостатках обучения на MBA;>во сколько обойдутся подготовка и обучение на MBA;>как пригодится MBA для основания и работы над стартапом.

«Из Бутово в Стэнфорд»: история Виктора Рогуленко

Карьерный путь до поступления

Я отучился на бакалавриате МГИМО и в Университете Боккони в Италии. Потом три года работал в McKinsey и занимался сделками в сфере прямых инвестиций. Это стандартная история для ребят из России, которые поступают на MBA: бакалавриат в престижном университете, возможно, магистратура, потом консалтинг — а потом уже хочется сделать что-то своё.

Почему Стэнфорд

В 2016 году мы с друзьями занимались образовательным стартапом и отчаянно нуждались в маркетинге. Чтобы привлечь студентов, я предложил вести блог о том, как я пошагово готовлюсь к поступлению в бизнес-школу: «Из Бутово в Стэнфорд». Поначалу я к этому не слишком серьёзно относился, но когда углубился в подготовку и пообщался с выпускниками, решил, что MBA в Стэнфорде — классная возможность.

От MBA я хотел получить три вещи: найти менторов и инвесторов для своего проекта, познакомиться с ребятами, которые могли бы присоединиться к работе над ним, и поучиться у предпринимателей из Кремниевой долины.

Подготовка

Что необходимо для поступления на MBA:

    >результаты GMAT — теста на владение базовыми аналитическими навыками;>результаты экзамена на знание английского (TOEFL);>мотивационные письма;>рекомендательные письма;>прохождение интервью с приёмной комиссией.

GMAT и TOEFL

На GMAT не то чтобы сложные вопросы — но когда решаешь на время и нервничаешь, легко ошибиться. Многие заваливаются, потому что неправильно распределили время, а не потому что плохо подготовились к конкретным заданиям. Поэтому пробные тесты обязательно решать на время — так привыкаешь делать это в стрессовых условиях.

У GMAT есть хитрая особенность: чем лучше человек отвечает на вопросы, тем более сложные ему подбрасываются в тесте. И наоборот: если сдающий плохо справляется, то задания упрощаются. Поэтому если вам кажется, что всё идёт хорошо и легко даётся, вы, скорее всего, проваливаетесь.

TOEFL я сдавал ещё до поступления на MBA и готовился к нему в Американском образовательном центре — там были бесплатные материалы для подготовки и пробные тесты. В сентябре 2015 года проект закрыли, а о других подобных проектах я не знаю. Видимо, теперь на книги придётся раскошелиться самому: лучше покупать официальные сборники, потому что их составляют те же люди, что и сами экзамены.

Время на подготовку: 150-200 часов.

Эссе

В Стэнфорд нужно написать эссе по двум темам: «Что для вас важно и почему?» и «Почему Стэнфорд?».

Скриншот эссе Рогуленко «Почему Стэнфорд» из личного архива героя

Скриншот эссе Рогуленко «Что для вас важно и почему?» из личного архива героя

В первом эссе я писал о том, что для меня важно: общаться с людьми, которым интересно жить, — получаю от них энергию и драйв и сам стремлюсь стать для кого-то таким человеком. Я рассказывал о людях, c которыми работал и учился, которые больше всего на меня повлияли.

Второе эссе было о том, как я вижу свой образовательный стартап в 2023 году — после выпуска из Стэнфорда. Приёмной комиссии важно показать, что вы принесёте ценность университету. Например, я писал о том, что буду вести в университете гостевые лекции, и приводил примеры студенческих организаций, в которых хотел бы участвовать.

У меня было где-то по 15 итераций обоих эссе — я показывал их друзьям и знакомым, дополнял и переписывал по их советам.

За неделю до подачи документов я показал текст «Что для вас важно и почему?» своему очередному знакомому. Он не был никак связан с бизнес-школами и в принципе не разбирался в этом — зато был честным человеком. Он сказал, что двенадцать итераций не улучшили моё эссе, и объяснил это так: «После прочтения у меня не сложилось впечатление, что я узнал тебя как человека».

Эссе было стилистически неплохим, но сухим и топорным по содержанию. В тексте не хватало конкретных историй из жизни, а многие фрагменты были неискренними. Например, часть об опыте в McKinsey звучала как текст из рекламной брошюры: «It was so rewarding to use my quantitative skills to solve complex real-world problems and improve the lives of thousands of people».

Я сел переписывать эссе и написал его с нуля за одну ночь — выкинул все пафосные выражения и пресные клише. Новая версия мне понравилась больше всех предыдущих — и я включил её в заявку в бизнес-школу.

Для написания эссе мне пригодилось несколько книг. Во-первых, «Как писать хорошо» Уильяма Зинсера. Во-вторых, книги Ричарда Брэнсона «К чёрту всё! Берись и делай!» и «Теряя невинность» — по-моему, он написал идеальные истории о том, что для него важно и почему. Я перечитывал главы из обеих книг по диагонали, когда писал эссе в последнюю ночь.

Самое важное в эссе — это искренность, приёмная комиссия быстро замечает её отсутствие. Мы думаем: «Сейчас я сочиню себе эффектную историю, и всё будет круто — не попадусь». Но это не так.

Приёмная комиссия Стэнфорда читает по 5000 таких писем каждый год уже много лет — и в состоянии отличить правду от выдумок. Даже я начал понимать, просмотрев сотню эссе, — а что говорить о людях, которые занимаются этим годами.

Нет какой-то кодовой фразы вроде «Я был программистом» — или есть, я не знаю. Я не могу залезть в головы людям, которые проверяют эссе и отбирают студентов — это только догадки.

Может быть, они выбирают эссе по критерию «Если тринадцатое слово в эссе — “that”, то мы зовём этого аппликанта на интервью».

Время на подготовку: 200 часов.

Рекомендательные письма

Я выбирал рекомендателей, с которыми у меня были добрые дружеские отношения. Ещё мне казалось важным, чтобы рекомендатели сами заканчивали бизнес-школу и в принципе понимали, чего от них ждут.

Люди, которые подаются на MBA, зачастую совершают такую ошибку: выбирают самого именитого человека, который согласится написать им письмо.

Можно попросить рекомендацию даже у Владимира Владимировича Путина — есть небольшой шанс, что он не откажет. Только письмо при этом напишет какой-нибудь его тысячный помощник.

Приёмная комиссия понимает, что Владимир Владимирович рекомендацию сам не писал — и такой рекомендации грош цена. То же самое работает и с именитыми предпринимателями — когда люди пишут рекомендации сами и отдают на подпись.

Главное — найти рекомендателя, который будет писать сам и при этом стараться. Это не значит, что не нужно при этом обсудить с рекомендателем, что писать: нужно, чтобы из заявки сложился какой-то цельный образ.

Ещё стоит поделиться с рекомендателем всей релевантной информацией из заявки, чтобы ему было максимально просто писать, — вплоть до идей о том, что можно упомянуть в письме. Ну и конечно, важно обращаться заранее — за несколько месяцев до дедлайна.

Если попросить человека написать письмо за две недели, то он, скорее всего, опоздает — и это будет не его вина.

Интервью

Я готовился к интервью, выписав все вопросы с собеседований, которые смог найти в интернете, и составил список из них. Написал краткие ответы на каждый и сел тренироваться с женой — а она давала фидбэк и советовала, как лучше выглядеть.

Неожиданных вопросов на интервью не было — вопросы не совпадали дословно, но было заранее понятно, что говорить. Был один вопрос, ответа на который я не знал заранее и который вогнал меня в ступор: «Что для вас значит креативное мышление?».

Я сказал, что мне важно черпать мысли и вдохновение у других людей, — интервьюеру не понравился мой ответ. Он возмутился и сказал, что это не креатив, а плагиат.

Время на подготовку: 50 часов.

Затраты на поступление

Для поступления я потратился на массу разных вещей: от занятий с коучем для MBA до покупки принтера, чтобы печатать версии эссе и раздавать их знакомым. Ещё после поступления я отдал около $1000, чтобы закрепить за собой место в университете.

Схема vc.ru

Чего не стоит ждать от бизнес-школы

Самое частое заблуждение у людей, которые поступают в бизнес-школы, — это то, что по их окончании гарантированно станешь предпринимателем. Это скорее не так — только у одного моего знакомого сложился бизнес после MBA. Обычно у людей возникают сложности с визами или с возвратом кредита.

Решение не ехать в Стэнфорд

Это был отличный выбор. Второе по важности профессиональное решение в моей жизни — после решения жениться.

Чтобы поехать в Стэнфорд, мне нужно было взять огромный кредит: обучение обошлось бы мне в $280 тысяч — больше 20 млн рублей. При этом получить заём не проблема — а вот выплатить его обратно уже тяжело.

Схема vc.ru

Все эти траты складываются в $120 тысяч в год — то есть нужно зарабатывать $160 тысяч до уплаты налогов.

Я мог бы работать в Amazon, получать приличную зарплату и жить в Калифорнии. Но это было не то, ради чего я хотел поступать в бизнес-школу — я хотел заниматься образованием, а не ждать семь лет, пока не выплачу кредит и не расплачусь за ипотеку на домик в Калифорнии. А потом ещё нужно копить на образование детей.

Пытаться выплатить кредит с прибыли стартапа — это слабоумие и отвага, если честно. Редкие проекты выходят в плюс в первый год. Я не мог так рисковать: в Калифорнию я собирался переехать с женой и дочерью — и нёс бы за них ответственность.

Я доволен своим решением не ехать в Стэнфорд. Я остался в Москве и занимаюсь образовательным проектом Fless — мы готовим ребят к работе в консалтинге, ведём курсы по бизнес-аналитике и так далее.

Свой бизнес — образовательный стартап Fless

Теперь я получаю немного другие знания, чем рассчитывал получить в Стэнфорде, — например, по анализу данных и программированию в Школе анализа данных (ШАДе) «Яндекса».

Ещё учусь, решая полевые задачи в стартапе. Когда работаешь консультантом, устройство бизнес-процессов кажется далёким и абстрактным. А когда сам пытаешься справиться, потому что если не удастся, то тебе нечем будет платить зарплаты, — начинаешь серьёзнее относиться к вещам, которые раньше казались неважными.

В ШАД я пошёл учиться ради Fless — теперь отлаживаю код по восемь часов в субботу. Во-первых, мы во Fless учим взрослых, но чтобы понять, как это лучше делать, нужно самому оказаться в этой шкуре.

Я оказываюсь в ситуации, где у меня есть работа и семья, а ещё масса дедлайнов и каких-то непонятных заданий — всё как у людей, которые решили сменить карьеру.

Во-вторых, мне хотелось бы научиться делать качественную аналитику по студентам, которой мы могли бы потом пользоваться. Здесь интересны две вещи: насколько человек прогрессирует на курсах с течением времени и как его лучше мотивировать — например, в какой момент напомнить про домашнюю работу.

В-третьих, когда Fless будет расширяться, нам понадобится автоматизировать многие вещи — а для этого нужны крутые инженеры. Сам я не буду крутым инженером, но чтобы найти хорошего инженера и понять, что он хороший, тоже нужно разбираться самому.

Курсы по машинному обучению пока точно открывать не собираемся: таких образовательных программ сейчас очень много: и платных, и бесплатных — на любой вкус и уровень.

Мы планируем расширяться за счёт других вещей. Во-первых, тех же курсов, что у нас есть, но автоматизированных, с большим количеством контента и дешевле. Во-вторых, за счёт корпоративного направления. На нём мы ведём курсы не по отбору в консалтинг, а по полезным приёмам из бизнес-аналитики.

Полный рабочий день проектом сейчас занимаются пять человек, и есть ещё несколько преподавателей, дизайнер и разработчик на парт-тайме. Fless сразу вышла в плюс. Конкретные показатели по обороту я называть не могу, но он небольшой — за время существования проекта с него выпустилось 300 человек.

Планы проекта Fless на 2023 год — из вступительного эссе в Стэнфорд

Мои амбиции насчёт Fless не изменились с того времени, как я поступал в Стэнфорд. Но не помню, чтобы я писал в эссе про 800 курсов на 36 языках — здесь я, пожалуй, перегнул.

Александр Пустов: «Заниматься MBA или делать стартап? Для меня ответ — делать стартап, пока учишься в бизнес-школе»

Фото из личного архива

Карьера до поступления

В 2016 году я уже работал в McKinsey на позиции, которую получают после MBA, — с точки зрения карьеры бизнес-школа мне бы ничего не дала. Я сразу задумывал создать собственный проект.

От MBA я хотел получить опциональность. Когда работаешь в консалтинге, у тебя всё предсказуемо — а мне хотелось разнообразия и каких-то новых задач.

Почему Массачусетский технологический институт

Во-первых, у Массачусетского технологического института сильный университетский бренд — не менее сильный, чем у Гарварда или Стэнфорда.

Ещё Массачусетский технологический институт известен своей хакерской, бунтарской культурой — которая, по-моему, близка духу предпринимательства. Студенты университета в разные годы затаскивали полицейские и пожарные машины на крышу корпуса, размещали над зданием «чёрную метку», чтобы отметить выход книги «Гарри Поттер и Дары Смерти».

Во-вторых, у бизнес-школы Массачусетского технологического института сильная связь с другими факультетами и школами на кампусе — например, MIT Media Lab. В MIT Media Lab, так называемой «антидисциплинарной» лаборатории, исследования строятся не на конкретных академических дисциплинах, а сочетают в себе технологии, медиа, науку, искусство и дизайн.

За счёт такого подхода студенты погружаются сразу во всю экосистему университета — все двери открыты.

В-третьих, у программы гибкий набор курсов. Только один семестр обязательный, а оставшиеся три семестра студенты сами выбирают, чем заниматься. Можно регистрироваться на курсы школ-партнёров — например, Гарвардской школы бизнесы (HBS), Гарвардской юридической школы (HLS) и Института исследований мозга (McGovern Institute for Brain Research at MIT). Можно сконцентрироваться на практике и заниматься собственным стартапом.

Помимо Массачусетского технологического института я подавался в Гарвард, Стэнфорд, Бёркли и Уортон. Некоторые люди выбирают одну школу и целенаправленно готовятся поступать в неё — но я для себя выбрал другой подход. Поступление — в том числе вопрос везения. Люди, которые подаются из России, очень похожие: это ребята, работающие в консалтинге и закончившие престижные университеты. Выделиться за счёт своего резюме сложно.

Чем отличается предпринимательство от работы консультанта? В стартапах ты, грубо говоря, семь раз режешь, один раз склеиваешь. Людям из корпоративного мира на такое сложно переключиться: в консалтинге ты семь раз или даже сто раз отмеряешь и только потом отрезаешь.

Подготовка

Написание эссе

Эссе для Гарварда, Бёркли и Уортона похожи по структуре и содержанию — в них нужно рассказать о своих достижениях, амбициях и о том, как бизнес-школа поможет их реализовать. Мои эссе в эти школы были похожи по содержанию с поправкой на разную направленность школ.

У Стэнфорда эссе более глубинные — для людей, которые уже разобрались в себе. В одном из них нужно писать о том, что для тебя важнее всего в жизни. Возможно, я не поступил, потому что плохо разобрался в своей личности и мотивации: все мои знакомые, которые поступили, копались в себе месяцами. Помимо этого, для поступления в Стэнфорд важен предпринимательский опыт — а у меня его не было.

Эссе для Массачусетского технологического института я писал последним и уже успел набить руку на письмах для других университетов. Одна из главных ценностей университета — hands-on management (или практичный менеджмент). Поэтому в эссе нужно писать конкретные истории из своего опыта. Например, я писал о том, как мы занимались развитием бизнеса в Азии, когда я работал в «Северстали», как моя работа привела к изменению процессов оценки привлекательности рынков в инвестиционных и M&A сделках.

В эссе важно подчеркнуть, что все выборы в твоей карьере были обдуманы и служили частью реализации большого карьерного и жизненного планов.

Также я делал акцент на том, в какой среде вырос и почему делал определённые карьерные шаги. Мой отец — профессор в области металловедения. Я решил сделать упор на преемственность поколений: в моей истории прослеживалось то, что я продолжаю дело отца. С детства я интересовался металловедением и часто бывал в его лаборатории, а затем получил первое высшее образование в Институте стали и сплавов. После него защитил кандидатскую по экономике в РАНХиГС.

Проработав около пяти лет в «Северстали» в трёх подразделениях (маркетинг, инвестиции и инновации в производстве) и в трёх регионах (России, Южной Азии и США), я перешёл в McKinsey. В McKinsey я фокусировался на работе с фондами прямых инвестиций и на сделках слияний и поглощений в Европе и США в промышленных индустриях. В эссе я писал о том, что долгосрочно хотел бы создать инвестиционный фонд с фокусом на новых технологиях в индустриальном секторе.

Время на подготовку: 100-120 часов.

Рекомендательные письма

В случае с рекомендательными письмами есть несколько стратегий. Можно выбрать для рекомендации какого-то известного человека. Но если он на очень высокой позиции, то вы, скорее всего, поверхностно взаимодействовали, и рекомендатель не сможет рассказать конкретные кейсы.

Я выбирал людей, которые меня хорошо знали и могли рассказать подробные и измеримые вещи. Обычно я созванивался с рекомендателями и обсуждал основные идеи того, что мы вместе делали и что человек обо мне думает. В первую очередь я узнавал, как ко мне относятся, а потом помогал набросать структуру — чтобы рекомендателю было проще написать письмо.

Важно не пытаться сделать так, чтобы человек рассказал о вас ровно те истории, которые вам хочется, — лучше, если он искренне расскажет то, что ему кажется важным.

Подготовка к интервью

Подготовка к интервью у меня зависела от школы. Например, в Уортоне интервью групповые — и к ним никак не подготовишься. Проблему нужно решать в команде, и сложность в том, что на следующий этап обычно зовут всю команду целиком.

Это такая рулетка — можно попасть в команду, где люди не готовы общаться и приходить к компромиссу. Даже если один человек начинает ругаться и доказывать, что он прав, вместо того чтобы слушать остальных, то возникают проблемы.

В других школах формат более или менее обычный: общаешься с выпускником или с членом приёмной комиссии. Для него важно, во-первых, хорошо знать свои истории и уметь их рассказывать по принципу контекст-действие-результат. Ещё фокусироваться на том, что сделал сам, а не приписывать себе достижения команды.

Во-вторых, нужно отчётливо понимать, почему хочешь на MBA и почему выбрал конкретно эту школу. В-третьих, соответствовать тому, что пишешь в своём эссе. Если пишешь о том, что фанатеешь от космических кораблей, то неплохо бы детально знать, как прошёл последний запуск Falcon 9 или чем занимается Blue Origin.

Каких-то неожиданных вопросов, к которым я не был подготовлен, не было — важно выспаться и просто говорить. Не стоит застревать в одном месте: когда задают вопрос, лучше быстро ответить на него чуть невпопад, чем тянуть время.

Если человеку нужно думать над вопросом про себя, то у приёмной комиссии складывается ощущение, что кандидат либо плохо себя знает, либо привирает.

Затраты на подготовку

Схема vc.ru

Обучение в бизнес-школе

Я попал в списки ожидания в Бёркли, Уортон и, получив ответ от Массачусетского Технологического Института, выбрал его — потому что он изначально был у меня в приоритете. Поначалу мне не нравилось в бизнес-школе — казалось, что мы занимаемся бесполезными вещами. Нас всех собирали, и мы делали групповые спортивные упражнения для тимбилдинга. Парням от 26 до 34 лет, а нас заставляют заниматься какими-то играми — мне это казалось странным.

Тимбилдинг в Массачусетском технологическом институте. Фото из архива героя

В первом семестре на занятиях рассказывают про основы экономики, бизнеса и менеджмента, преподают базовые дисциплины. Потом начинаешь сам выстраивать расписание, ближе общаться с людьми и ценить их знания, которыми они делятся в классе. Выстраиваешь отношения с профессорами и спикерами, которые приходят в класс, — на MBA важнее всего нетворкинг и атмосфера.

В Массачусетский технологический институт поступает много людей из разных культур, с разнообразным карьерным и жизненным опытом. На MBA заимствуешь чужой опыт и как будто проживаешь много разных жизней.

Затраты на обучение

На обучение в бизнес-школе требуется примерно $250-300 тысяч. Чтобы комфортно жить в Бостоне, нужно рассчитывать на $5000-7000 в месяц. Выгоднее жить с кем-то ещё, чем снимать одному, — так можно сэкономить и на аренде, и на каких-то бытовых вещах.

Обучение в Массачусетском технологическом институте стоит $150 тысяч. Ещё придётся потратиться на путешествия, когда вы ездите с остальными студентами в другие города: для работы над стартапом или чтобы отдохнуть. На поездки обычно уходит $2000-5000 за семестр.

Чтобы подзаработать, можно устроиться на летнюю стажировку — для этого достаточно иметь студенческую визу.

Я оплачивал учёбу как из своих накоплений, так и из заёмных средств. В Массачусетском технологическом институте с кредитами проще, чем в других школах — они сами выдают кредит через связанную организацию. Годовая ставка при этом 6-7% — по российским меркам она кажется низкой, но для американцев она ещё ниже. Граждане США платят 2-3% в год за пользование кредитом.

Поддержка студенческого предпринимательства в Массачусетском технологическом институте

Во-первых, Массачусетский технологический институт помогает студентам влиться в предпринимательскую среду: найти сооснователей, познакомиться с инвесторами и выстроить собственное сообщество. Год начинается с того, что студентам помогают узнать друг друга — через питч-соревнования и хакатоны, самый известный из которых, Hack MIT, собирает более 1000 студентов со всего института. Ещё проводятся круглые столы и лекции известных предпринимателей.

Помимо этого, есть финансовая поддержка — можно получить стипендию или финансирование для проекта. Например, фонд поддержки предпринимательства MIT Sandbox выдаёт до $25 тысяч в траншах на работу над стартапом. Это не соревнование: любая идея может получить финансирование, а его объём будет зависеть от проработанности идеи. Наш с сооснователями проект Synaps Labs получал в нём первые инвестиции — около $15 тысяч.

Третья важная составляющая — это менторство. В Массачусетском технологическом институте есть отдельная организация Martin Trust Center, в которой работают опытные предприниматели, которые выпустились из бизнес-школы и уже осуществили успешные многомиллионные выходы. Они занимаются поддержкой студенческих стартапов либо чтобы найти какие-то новые идеи, либо потому что хотят уделить время благотворительности и помочь альма-матер.

Массачусетский технологический институт также помогает с юридической составляющей работы над стартапом. Важно зарегистрировать компанию, разработать политику конфиденциальности и прочее — это большая головная боль, когда работаешь над проектом, особенно в первый раз. В бизнес-школе стартапы бесплатно консультируют студенты Бостонской юридической школы — когда они выпустятся, то будут брать за свои услуги уже по $1000 в час.

Приходишь, встречаешь людей, придумываешь идею и уже активно занимаешься проектом, а не учёбой.

Есть возможность поучаствовать в разных акселераторах, например, MIT Delta V. В Массачусетском технологическом институте очень практикоориентированная и постоянная поддержка — прогресс команд отслеживают раз в неделю, если не через день.

Опытные предприниматели делятся своими контактами инвесторов и бизнес-ангелов, советуют или помогают решить конкретные проблемы, возникающие у проекта, — а не пространно мотивируют, как бизнес-коучи.

Для отбора важно, чтобы у проекта была не только идея, но и трекшн — нужно запустить MVP или привлечь первых клиентов, чтобы показать, что идея рабочая.

Вероятность попасть в акселератор относительно высокая — принимают около 15-20% аппликантов или 20-25 команд. Хотя акселератор позиционируется в первую очередь как обучающий, большинство проектов из MIT Delta V после акселерации становятся действующими стартапами. Пожалуй, наиболее известный пример — компания PillPack, которую в 2018 году приобрела за $1 млрд Amazon.

Массачусетский технологический институт помогает с огромным количеством ресурсов — от денег до связей с венчурными капиталистами. Важно быть вовлечённым — не только брать курсы по предпринимательству, но и помогать этой системе, самому организовывать какие-то мероприятия.

Проектам дают финансирование, не требуя долю в стартапе. При этом нужно регулярно отчитываться о работе проекта: в зависимости от того, достигает ли стартап запланированные цели, ему выплачиваются дополнительные деньги. Всего за лето можно получить до $25 тысяч при достижении всех заданных целей. Кроме того, студенты Массачусетского технологического института получают стипендию в размере $2000 в месяц.

По окончании акселератора команды участвуют в демо-днях, чтобы презентовать свои идеи фондам и бизнес-ангелам в Бостоне, Нью-Йорке и Пало-Альто.

В Массачусетском технологическом институте работают и узкоспециализированные акселераторы, например, MIT Design X, который помогает проектам в области архитектуры, строительства и дизайна городской среды.

Есть извечный вопрос: получать MBA или делать стартап. Для меня ответ — стоит делать стартап, пока учишься в бизнес-школе.

Ценность обучения в Массачусетском технологическом институте

Есть четыре вещи, которые можно получить от обучения.

    >Взаимоотношения как со студентами, так и с преподавателями и более опытными предпринимателями.>Навыки, релевантные предпринимательству. Многие основатели переоценивают важность «крутого», технически сложного продукта. Главная ошибка — заниматься продуктом, а не продвижением и продажами.>Время на собственный стартап и его поддержка. В Массачусетском технологическом институте есть курсы со структурированными фреймворками, чтобы было проще основать проект: начиная с анализа и сегментирования рынка до продаж и создания прототипа.>Доменную экспертизу. Её можно выстроить в подразделениях внутри Массачусетского — например, посвящённых беспилотным автомобилям или исследованиям мозга.

Ещё обучение на MBA сильно повлияло на моё мировоззрение — в Штатах принято делиться. В России люди боятся или не хотят делиться информацией или опытом, а консультанты стартапов пытаются захватить долю в проекте.

В Америке опытные предприниматели помогают просто так: консультирование стартапов — это такая интересная благотворительность, как бороться с вырубкой амазонских лесов.

После выпуска я продолжаю общаться с теми, кто так или иначе был вовлечён в предпринимательскую тусовку. Мы помогаем друг другу, представляем нужным людям. Причём не только своим бывшим однокурсникам, но и более молодым ребятам из других частей университета. Например, сейчас я помогаю нескольким проектам с привлечением инвестиций и контактами с потенциальными клиентами, советами по продукту и стратегии.

Часто ты не получаешь ничего взамен напрямую, но чувствуешь себя частью этой среды и хочешь ей помогать.

Массачусетский технологический институт зачастую ассоциируется у людей исключительно с сильным техническим образованием — но это, конечно, неверно. Массачусетский технологический институт занимает первые места в рейтингах по экономике и финансам — порой опережая и Гарвард, и Стэнфорд.

Для меня в бизнес-школе самым полезным был курс по продажам. Пригодился курс по привлечению инвестиций — он был очень практикоориентированный, и на занятиях мы общались с венчурными капиталистами и юристами.

Это была такая симуляция привлечения инвестиций в стартапах, где в конце курса надо было закрыть раунд инвестиций с конкретной оценкой стоимости стартапа и подписанием соглашения. Был курс с фреймворками по созданию бизнеса — мы во многом следовали ему при основании своего проекта Synaps Labs.

В целом MBA дал мне умение учиться. Я учился всю жизнь, но MIT открыл мне глаза на то, что нужно постоянно бежать — даже если всего лишь хочешь остаться на месте.

Свой бизнес — стартап Synaps Labs

До того как прийти в нынешний проект, я потестировал разные гипотезы вместе со своими однокурсниками по бизнес-школе. Сперва я собрал команду, которая делала маркетплейс для морской перевозки грузов. Проблема морской перевозки грузов заключается в том, что сложно прозрачно найти поставщика, а затем отследить положение корабля в океане.

Однако когда мы только начали исследовать рынок, похожий сервис Flexport уже поднял во втором раунде инвестиций $60 млн — и мы поняли, что недостаточно увлечены этой темой, чтобы конкурировать с такими гигантами.

Второй идеей была подготовка людей к интервью, но мы поняли, что частота использования сервиса будет низкой — люди пользуются такими площадками единоразово, чтобы найти работу. При этом в открытом доступе есть много материалов для подготовки, а люди, выпустившиеся из университетов и попавшие в престижные компании, зачастую помогают нынешним студентам «по дружбе».

Тогда мой старый друг развивал в Москве идею проекта Synaps Labs, который занимался таргетированием наружной рекламы при помощи компьютерного зрения и машинного обучения.

Мне понравилась идея продукта, потому что рынок рекламы, в том числе наружной, растёт, но наружная реклама застряла в прошлом веке. Даже цифровые билборды — это всё те же плакаты, что и 50 лет назад , просто сменяющие картинку каждые 7-10 секунд.

Я пришёл в проект на стадии MVP и стал активно продавать технологию на американском рынке: писать инвесторам, агентствам и компаниям, которые могли бы запустить рекламные кампании на нашем движке. Также я занимался развитием и «упаковкой» продукта.

В США возникают трудности из-за регулирования сбора данных — законы прописаны недостаточно ясно, при этом их нужно соблюдать «по буквам».

Сейчас система Synaps Labs состоит из нескольких вещей. Во-первых, мы используем камеры на билбордах, чтобы записывать движение потока машин, и собираем данные. Затем применяем технологии компьютерного зрения и глубинного обучения, чтобы по видео распознать модели машин и загруженность потока. Ещё анализируем структуру аудитории, когда на дороге много автомобилей.

Мы оптимизируем, что показывается на билборде, в зависимости от марок машин в потоке. Например, у нас была кампания для Jaguar, когда реклама таргетировалась на владельцев премиальных машин. Логика такая: если в потоке едут только Hyundai Solaris, то показывать рекламу флагмана Jaguar бессмысленно.

Это работает, как биддинг в реальном времени, но для наружной рекламы. Также на билбордах показывалось преимущество нового Jaguar перед конкретными машинами в потоке — например, большая безопасность при вождении.

Потребителям, брендам и агентствам мы даём более качественную аудиторию и её прирост — потому что выбираем моменты, когда перед билбордом высокая концентрация машин. А операторам мы позволяем повысить выручку: таргетированный показ рекламы использует рекламный инвентарь более эффективно и повышает его загрузку.

Изначально мы финансировали проект из своих средств и привлекали гранты Массачусетского технологического института. Мы дважды отбирались в MIT Delta V. В 2017 году пошли на программу в Нью-Йорке — чтобы выстроить отношения с крупными медиакомпаниями, а на следующий год прошли основную программу в Бостоне.

В России мы работали с автомобильными брендами Jaguar, Nissan и BMW. Ещё сотрудничаем c ТЦ Vnukovo Outlet и другими компаниями. На этих кейсах прирост целевой аудитории составил от 20 до 50%. Ещё ценность продукта в том, что с его помощью можно понимать реальный охват аудитории — например, в зависимости от времени показа рекламы. Прибыль проекта мы пока что не раскрываем.

В целом мне кажется неправильным сидеть и высчитывать, окупается ли MBA в денежном выражении. Бизнес-школы дают как возможность найти сооснователей, поработать над разными проектами и привлечь финансирование, так и лучше понять свои ценности и чем ты хочешь заниматься по жизни. И то, что что-то сложно измерить в деньгах, не делает это менее ценным.

Читайте также на ForumDaily:

Почему наши уезжают из Америки домой

10 должностей с зарплатой от $100 тысяч, для которых не нужно высшее образование

‘Не думайте, что здесь все так безоблачно’: армяне о жизни в Америке

От полового воспитания до студенческих братств: как работает образование в США

Иммигранту на заметку: что в США можно получить бесплатно

Разное университет образование Наши люди Стэнфорд MBA Массачусетский технологический институт
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News

Хотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» —  и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram  и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе. 



 
1198 запросов за 1,321 секунд.