Игорь Уманский: во главе махинаций в оборонном секторе стоял ближайший бизнес-партнер Порошенко
В финансовых кругах Игоря Уманского называли звездным мальчиком. Он был самым молодым (26 лет) заместителем госсекретаря Министерства экономики и евроинтеграции в 2001–2003 г.; в 2009–2010 гг. – исполняющим обязанности министра финансов Украины; в 2014–2015 гг. – первым заместителем министра финансов Украины; до марта 2018 года – внештатным советником Президента Украины. Журнал «Публичные Люди» поговорил с Уманским.
Комментируя свой добровольный уход, вы сказали: «Политика, которая сейчас проводится правительством, в этой области не сходится с моим видением». А в чем конкретно были ваши с президентом разногласия?
Формально разногласий не было. У меня были предложения по финансовому сектору. Как пример: в кредитном портфеле банков ~53% проблемных активов, которые не работают, но генерируют убыток, и его нельзя просто так списать. Но если частный банк как-то может их продать, то госбанки от Министерства финансов несколько раз в год получали докапитализацию – ничем другим пока перекрыть эти убытки госбанки в большинстве своем не способны. У меня были предложения, как на законодательном уровне разрулить эту ситуацию.
И второе – по Фонду гарантирования вкладов. Он оказался функционально неспособным к работе с таким количеством банков в ликвидации – ведь «положили» почти сотню банков, скинули их в распоряжение Фонда. А это колоссальная работа. Сегодня Фонд продает не активы, а билет на войну, то есть вы покупаете не здание, а покупаете право требования на это здание. Это совершенно другой предмет продажи. У меня были предложения, как упростить работу кредиторам и защитить их права. Но это были предложения в пустоту.
Чем это обернулось для страны?
Неурегулирование подобных вопросов – «проблемы индейцев вождей не волнуют». После «банкопада» фонд пытался выстроить какую-то модель работы. В конечном итоге они вышли на понятную публичную модель, назвали ProZorro продажи, хотя к ProZorro – это не имеет никакого отношения. Но нужно понимать, что была открытая война между Нацбанком и Фондом гарантирования. Нацбанк в данном случае поступал крайне цинично.
Война за влияние или за средства?
Это одно и то же. Нацбанк навязывал фонду две а-ля американские биржи, через которые должны вестись продажи, контролированное перераспределение активов «у правильний спосіб». Но подходы их работы шокируют даже искушенных циников. Их система акцептирования – непонятная и непрозрачная. Их условия – 10 % комиссии – такого на рынке нет нигде и никогда.
А почему «а-ля»?
Были журналистские расследования, публичные скандалы – реальным бенефициаром этих бирж якобы является один из функционеров Администрации Президента. В Фонд гарантирования попало примерно 510 млрд грн. Это означает, что бизнес лишился 510 млрд грн активов. И это уже после аннексии Крыма и потери Донбасса.
То есть не включая эти территории?
Включая залоговое имущество и там, но не только. 510 млрд у бизнеса просто отобрали. Нам рассказывают про коррупцию, но зачем она вообще нужна при таких «легальных схемах»? Если ты ставишь 10% с продаж – это твоя комиссия, а ты всего лишь площадка и не имеешь реальных расходов на продажи, но имеешь 10 % от стоимости актива. Нам рассказывали о международном опыте, что к нам придут иностранные инвесторы, этим площадкам они поверят, а другим не поверят. Так вот ни один иностранный инвестор не пришел на эти площадки. НИ-О-ДИН! Мы потеряли два года, а нормальные продажи начались только полгода назад. Сегодня иностранный инвестор смотрит на Украину как на обезьяну с гранатой. Внутреннего инвестора нет. Политика Национального банка сводится к тому, чтобы минимизировать кредитование, так как, по их мнению, активное кредитование является толчком для инфляционных процессов. А у нас самое главное – не допустить инфляцию. Но то, что это делается путем отсуживания экономики, – Национальный банк этого даже не скрывает. Внутренний рынок пуст, ресурсов брать негде. Что само по себе катастрофа в госполитике. А тут – имеем замкнутую ситуацию: ресурсов нет, а количество активов продается огромное.
Кому продаются активы?
Я думаю, время покажет. Вряд ли я должен озвучивать эти фамилии. Для этого есть специально обученные органы. Хотя на рынке – это секрет полишинеля – все прекрасно знают, кто и в чьих интересах работает. Но это частность, хотя и важная. Ключевое – это катастрофические последствия неправильно определенных целей и задач на макроуровне.
На сегодня Национальный банк является главной причиной низкой бизнес-активности. Он делает все возможное и невозможное, чтобы гривна не работала, кредитование не происходило, якобы это влияет на инфляцию. Парадокс.
Как я поняла, обо всем этом вы информировали президента. И?
Поначалу все это поддерживалось, одобрялось и… все.
Поговорили и забыли?
Как-то так.
Вы меня озадачили информацией о Национальном банке. Там нет толковых экономистов?
Наверное, там задачи другие. Национальный банк и люди, которые там работают, до сих пор не осознали одной простой вещи: он хоть и называется Национальным банком, но основная его деятельность не хозяйственная, не коммерческая. Он – регулятор. Как на банковском рынке, так и на монетарном. Однако в большинстве своей деятельности Нацбанк отталкивается от коммерческих интересов. Например, он полностью вытеснил Министерство финансов и другие финансовые структуры с долгового сегмента. Нацбанк действует как обычный коммерсант, нанося таким образом вред экономике. В том числе и государственному бюджету, поскольку Министерство финансов в условиях достаточно большого дефицита не может выйти на рынок заимствования. Импотентность Министерства финансов поражает. Сегодня Нацбанк ведет себя как отдельное государство.
У нас есть законодательная процедура привлечения к ответственности за финансовые махинации?
Мы активно обсуждали эти вопросы, в том числе с прокуратурой. Они видят в этом нарушения. Но основная проблема в том, что невозможно доказать умысел и наличие интереса. Без этого в чем можно обвинить? В том, что экономика пошла крахом? В том, что люди потеряли активы? Ну, это…
В окружении президента есть грамотные люди, к которым он прислушивается?
Он слушает, но решения принимает сам. Наверное, самая его большая проблема – он лезет в самые мелкие детали, которые точно не его уровня.
По последнему скандалу с оборонкой расследование велось два года. Неужели президент ничего не знал?
Знал и достаточно детально. Он занимается оборонкой лично. Во главе махинаций стоял его ближайший бизнес-партнер, поэтому нет сомнений, что он был в теме. В условиях войны, когда ежедневно гибнут наши ребята, работать с коэффициентами на закупках – это мародерство. Если все это докажут – это катастрофа.
Меня шокировал один из представленных материалов – скрин экрана монитора. То есть эту информацию слил не просто кто-то из близкого круга дельцов, но буквально кто-то из них же. Как вы думаете, кто за этим стоит?
Ой, да это все знают.
То, что знают все, не факт, что является правдой. Серый кардинал потому и серый, что его не видно. Такое ощущение, что информацию специально придержали до момента выборов.
Очень на то похоже. И, я думаю, это не последний скандал. Так что занимаем места согласно купленным билетам, покупаем попкорн и смотрим это шоу дальше.
Как скандал отразится на выборах?
Мне сложно сказать, я не политолог. Но точно не укрепит позицию Порошенко, так как вопрос касается его близких соратников. Политика и финансы всегда были циничны. Первое, что мне взорвало мозг, – это монетизация субсидий и выдача их кэшем. Такого экономического бреда и такой глубины популизма еще не было никогда. Один мой знакомый сказал: «Даже Тимошенко в свое время до такого популизма не додумалась». Выдача субсидий будет происходить весной, перед первым туром, и вторая часть перед вторым туром. То же с пенсиями, март – апрель, двумя траншами у нас будет выплата анонсированных 2 400 грн. Это называется подкуп избирателей за счет бюджетных денег. Более того, если бы Пенсионный фонд у нас был профицитным, чтобы можно было направить эти выплаты, я понимаю – вот он ресурс есть, мы его выплачиваем. Но ресурса нет, с существующими балансами он не справляется и поступлений не хватает. Более того, мало кто знает, что за прошлый год Пенсионный фонд выплатил пенсии не за 12 месяцев, а только за 11.
В смысле?
Январские 2018 года были выплачены из средств 2017 года. Но даже при этих условиях Пенсионный фонд умудрился увеличить свою задолженность перед казначейством на 20 млрд грн. Наши Минсоц и Минфин банально просчитались. И за это ни Андрей Рева, ни Оксана Макарова не ответили.
А из каких средств финансируют предвыборные сетки?
Раньше кандидаты на это тратили свой черный кэш. Сегодня в бюджете предусмотрен целый ряд инструментов ручного распределения. Это социально-экономическое развитие, деньги на дороги, инвестиционные проекты. То есть на подкуп избирателей по вполне легальным схемам тратится бюджетный ресурс.
Россия, Европа и Америка – на ваш взгляд, кто из них стратегически заинтересован в нас?
Я часто езжу в Америку, встречаюсь с политиками на достаточно высоком уровне и могу сказать одно: Америке все равно, кто будет президентом. Украина им не интересна, более того, они говорят об этом открыто. Кто бы у нас ни стал президентом, он все равно придет к ним и будет просить денег. Никому финансового ресурса, как поддержку на выборы, они не дают. Да, могут быть инвесторы в того или иного политика, но это частная история. То же самое с Европой. А по поводу России – у меня нет сомнения, что большинство денег, которые тратятся у нас на выборы, имеет российское происхождение.
У всех?
У всех. По крайней мере у тех, кто имеет рейтинги и значительные расходы. Потому что есть же и фейковые проекты выдвиженцев.
А Китаю наша страна интересна?
Мы очень интересны Китаю. У них весьма важен фактор личных отношений и личного доверия. Полтора года назад благодаря моей работе мы вышли на ряд договоренностей. Китай был готов инвестировать в технопарки. Мы выбрали несколько депрессивных регионов, где в чистом поле планировалось построить индустриальный парк. Космос, приборостроение, авиастроение. Они обязались привлечь порядка 80 % инвесторов. Средняя стоимость каждого такого проекта была в среднем 20 млрд долларов. Я ходил тогда к Яценюку, потом к Порошенко, но… На словах «да, давай, занимайся», а на деле… Ведь, понятно, что война на Донбассе рано или поздно закончится и этот регион нужно будет восстанавливать. Этот проект можно было бы успешно там развить.
Это была ваша стратегическая ошибка.
Почему?
В свете последнего скандала с оборонкой заканчивать войну на Донбассе было невыгодно.
Ну ок. Но китайцы были готовы вложить 20 млрд в Одесскую или Херсонскую область. Я хотел бы посмотреть на планы Путина пройтись по региону, в который вложены 20 млрд китайских денег. Вы верите, что он решился бы? Я – не очень. Это определенная гарантия защиты, плюс мы получаем надежного партнера. Так что Китай в нас заинтересован, но они не альтруисты. Они готовы вкладывать, чтобы зарабатывать.
Что вы думаете о лидере президентских выборов – Зеленском?
Трудно сказать. Я до сих пор не услышал от него ни одного серьезного месседжа по ключевым вопросам. Пока это разглагольствования на уровне обывателя, но не на уровне политика и уж тем более не на уровне профессионального управленца или экономиста. Они якобы работают над какой-то программой, которую будут писать якобы с людьми, – это такой популистский ход «давайте вместе напишем», устаревший уже лет 15 назад. Слишком много за это время Украина прошла и наступила на слишком большое количество граблей.
Это расчет на не очень умных людей?
Да. Для людей думающих очевидна простая вещь: ни у самого Зеленского, ни у его команды нет понимания, что нужно делать. Когда есть видение, что ты собираешься делать, тебе не нужно апеллировать к обществу, которое вместо политика должно что-то придумать. Народ уже дал депутату, президенту полномочия принимать решения и создавать. У них должна быть программа действий и решений. Появится ли она у команды Зеленского ближе к выборам, будет ли это озвучено – жизнь покажет. Пока он выглядит как кот в мешке.
Как думаете, есть вероятность того, что Зеленский сольет свои голоса Тимошенко? Как минимум идея взять ее премьером у него уже прозвучала.
Насколько я знаю, он амбициозный человек, и не стоит забывать простую вещь: формировать правительство, назначать премьеров в конечном итоге будет коалиция, то есть большинство ВР. Тут нужно смотреть социологию выборов, понятно, она еще изменится, тем не менее какую-то конфигурацию будущей коалиции уже можно составить. И, скорее всего, с достаточно неплохим результатом туда попадет «Батьківщина» и «Слуга народа». Поодиночке они большинство не составят, так что теоретически возможность объединения я бы не исключал.
Правильно ли я предполагаю, что после выборов, если будет новый президент, начнется новый передел?
Это самое страшное, что может быть для Украины. Все истории падения экономики были связаны с переделом. Невозможно развивать экономику и вкладывать в бизнес при таких условиях. Сегодня переписать бизнес или отжать актив – в порядке вещей. У нас один из главных рейдеров если не прямо, то как исполнитель – это система юстиции.
Вам легко было принять решение уйти из власти?
Да. У нас многие рвутся получить власть, но мало кто может самостоятельно уйти из власти. Большинство, попав в коридоры власти, теряет ориентир, людей заносит. Мое влияние в финансовой сфере было достаточно сильным. Но когда пошел конфликт интересов, профессиональных интересов – я ушел. Это уже в третий раз.
Читайте также на ForumDaily:
Компромат на Байдена: бывший вице-президент США шантажировал Украину миллиардом долларов
Дело об отмывании денег Курченко: никому из фигурантов не предъявлено подозрений
Профиль: Владимир Зеленский — актер, шоумен, кандидат в президенты Украины
Коломойский: Порошенко стремится к абсолютной власти, несмотря на Конституцию
Подписывайтесь на ForumDaily в Google NewsХотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» — и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе.