Герои боев и сражений К 70-й годовщине Победы
В советской и российской военной историографии заведомо мало сведений о боевых делах и подвигах воинов-евреев. Поэтому так трудно восстановить подлинные события войны, в которых они принимали участие.
Имеются, впрочем, официальные данные Главного управления кадров Министерства обороны СССР, что за отвагу и боевое мастерство, проявленные в боях с нацистами до 9 мая 1945 года, около 124 тысяч евреев были награждены орденами и медалями. Сюда не входят юбилейные и памятные медали. Такое число награжденных евреев составляет почти два процента к общему числу получивших награды.
По первой послевоенной переписи населения СССР в 1959 году евреев было 2,3 миллиона. Если сравнить число награжденных с общей численностью данного народа, то на каждые 100 тысяч человек русские солдаты и офицеры получили 5415 боевых наград, украинцы — 4624, белорусы — 3936, евреи — 3500 боевых орденов и медалей. Я не уверен, что такие данные известны хотя бы одному проценту русскоговорящих людей во всем мире. Но если бы об этом знали граждане современной России — возможно, несколько поутихли бы вопли так называемых нацпатриотов, обвиняющих евреев в отсиживании на «Пятом Украинском фронте». Но, может быть, и нет!
Кроме того, опубликованы также вполне официальные данные, которые относятся к евреям — Героям Советского Союза. И поскольку эти сведения вполне объективны, то позволяют в определенной мере достоверно восстановить общую картину поведения советских евреев в боях Второй мировой войны.
Звание Героя Советского Союза было учреждено в апреле 1934 года, медаль «Золотая Звезда» — в августе 1939. По последним данным, это звание присвоено более чем 11 700 воинам и гражданским людям. Евреев среди них 147 человек: советских граждан 146 и один гражданин Польши — поручик Юлиус Хибнер. Многие интересуются местом, которое евреи занимают среди Героев народов бывшего СССР по количеству. Они на пятом месте после русских, украинцев, белорусов и татар. Но при определении процентного отношения к общей численности населения евреи будут на третьем месте.
10 евреев стали Героями до Великой Отечественной войны. Последнее звание Героя было присвоено в 1957 году за мужество при испытании самолетов летчику Марку Галлаю, в октябре 1990 года капитану Шику Кордонскому, а в 1991 году — Илье Кричевскому, погибшему во время августовского путча в Москве. После этого с распадом СССР звание Героя Советского Союза было аннулировано. Но в период с 1993 по 1999 год президент Ельцин присвоил звание Героя России пяти евреям — выдающимся разведчикам, а в 2007 году президент Путин посмертно наградил званием Героя России атомного шпиона Жоржа Коваля.
Я потому так подробно рассказал об этих людях, что многие всех Героев относят ко временам Великой Отечественной войны. А за подвиги в ходе ее Героями стали 135 советских евреев. В том числе всего одна женщина: старший штурман 46-го гвардейского полка ночных бомбардировщиков старший лейтенант Полина Гельман.
Кем же были остальные Герои? Рядовых и сержантов среди них насчитывалось 27, младших офицеров — 71, старших офицеров — 35, генералов — 9, гражданских людей — 1. Я еще потому привожу эту статистику, что, согласно ее данным, звание Героя было присвоено 98 евреям именно за личный героизм и самопожертвование, ведь ничем другим эти рядовые, сержанты и младшие офицеры и не могли такое звание заслужить, а это почти 2/3 от общего числа.
Звание Героя получили евреи, сражавшиеся во всех родах войск: 36 пехотинцев, 31 артиллерист, 21 летчик, 19 танкистов, 6 саперов, 5 моряков, 1 связист, 1 разведчик, 1 партизан, 1 подпольщик и еще 12 политработников. Причем эти политработники стали Героями, сражаясь как простые воины, а не за агитацию или пропаганду — евреям за это никогда такого звания не дали бы.
Символично, что звание Героя присвоено 45 евреям посмертно — каждому третьему, и на фронте погибли еще 8 уже после того, как это звание получили. Наконец, по данным прошлого года, живут в наше время — увы! — всего лишь 19 Героев еврейского происхождения.
Так уж повелось, что наибольшие славу и память в народе получают те воины, кто добровольно и сознательно идет на самопожертвование во имя выполнения воинского долга. Кто из советских людей не знал имен рядового Матросова, закрывшего своей грудью амбразуру вражеского дзота и летчика капитана Гастелло, обрушившего свой подбитый самолет на немецкую колонну! Но мало кто, даже среди евреев, ведал, что были и еврейские воины, совершившие не менее яркие и такие же значительные подвиги самопожертвования.
Лейтенанту Ефиму Семеновичу Белинскому, командиру взвода разведки, было всего 19 лет в декабре 1944 года, но он уже провоевал 6 месяцев и славился как умелый и храбрый разведчик, был награжден орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды. 18 декабря под Клайпедой его разведгруппа была остановлена пулеметным огнем из дзота. И тогда он, раненый, бросился на амбразуру. Погиб, но его разведчики смогли уйти и увести пленного.
Лейтенант Иосиф Романович Бумагин был командиром пулеметного взвода в конце войны, когда при штурме Бреслау пехоту остановил огонь двух пулеметов из подвала. Тогда Иосиф подполз к этому дому и гранатами уничтожил один пулемет. А больше гранат не было, и он лег на ствол второго пулемета. Было это 24 апреля 1945 года, за две недели до конца войны. Обоим офицерам присвоили звание Героя.
Морской летчик-торпедоносец капитан Илья Борисович Катунин в апреле 1944 года имел на своем боевом счету 7 вражеских кораблей, потопленных с пикирования. 23 апреля, при штурмовке немецкого каравана в Белом море, его самолет был подожжен. И в эфире услышали летчики голос Ильи: «Прощайте, братья, отомстите гадам, иду на таран!» И самолет Катунина врезался в самый большой транспорт конвоя. Всего лишь через месяц ему было присвоено звание Героя.
Но не один Катунин совершил такой подвиг, было и еще три летчика-еврея, которые пошли на смертельный таран. Первым из них следует назвать капитана Шика Абрамовича Кордонского, летчика 36-го гвардейского минно-торпедного авиаполка. 85 дальних боевых вылетов, три потопленных корабля было на его счету к 28 августа 1943 года, когда он потопил торпедой еще один немецкий транспорт, но его самолет был поврежден зенитным огнем. И Кордонский, простившись по радио с боевыми друзьями, направил машину на вражеский корабль, который от взрыва переломился. Представление к званию Героя командир полка выслал немедленно — в сентябре того же года. Но только через 47 лет, в октябре 1990 года, подписал Горбачев указ. И награда нашла Героя в могиле.
Процитирую несколько строк из представления к званию Героя:
«…В тяжелый момент боя, когда погиб командир, тов. Паперник принял командование на себя… Он героически вел бой с превосходящим во много раз противником. Оставшись один в живых, он не сдался в плен немцам, которые пытались во что бы то ни стало его схватить, а, подпустив их, взорвал себя последней гранатой…» Речь идет о снайпере 2-го мотострелкового полка рядовом Лазаре Хаимовиче Папернике. А подписали представление командующий войсками Западного фронта генерал армии Георгий Жуков и член Военного совета Булганин.
Подвиг самопожертвования совершил и командир взвода младший лейтенант Абрам Моисеевич Зиндельс. Окруженный во время уличных боев в Мелитополе, он был ранен, бойцы его взвода погибли и немцы бросились вперед, чтобы взять командира живым. Но в этот момент Абрам Зиндельс выдернул чеку противотанковой гранаты. Он погиб, но и 8 нацистов отправил в ад.
В Эльтингенском десанте с гранатной связкой бросился под танк наводчик противотанкового орудия Исаак Шаевич Двухбабный, до этого подбивший две машины. И так же поступил в самом конце войны солдат Михаил Осипович Очерет, когда немецкий танк прорвался к командному пункту его полка.
Соломон Аронович Горелик, когда его танк был подожжен, ворвался в расположение немцев и до последнего дыхания, в огне, бил и давил их. Так же действовал и командир танкового батальона подполковник Леонид Афроимович Бердичевский, на горящем танке расстреливавший и давивший гусеницами немцев, пока не погиб в огне. Вот за что получили эти евреи геройские звания.
И этим не исчерпан подвиг самопожертвования, совершенный еврейскими воинами. Назову Григория Гардемана, который в марте 1942 года, командуя ротой, подпустил немецкий танк вплотную и только тогда метнул в него противотанковую гранату. Назову младшего лейтенанта Владимира Борисовича Прыгова. Он 17 сентября 1944 года под Тукумсом поджег из своей самоходки танк, два бронетранспортера, три автомашины с пехотой, был дважды ранен, но не покинул боя, дрался с немцами пока не погиб.
Насмерть стоял и капитан Борис Львович Хигрин. Его артиллерийский дивизион принял бой уже на рассвете 22 июня 1941 года. С позиций на реке Друть он встретил огнем вражеские танки. Под непрерывной бомбежкой сражались артиллеристы Хигрина. Но уже вскоре были подбиты почти все орудия, погибли наводчики. И командир сам стал за панораму последней пушки. Он подбил пять танков, когда был сражен. Но врага остановил. Кроме звания Героя этот доблестный еврей был удостоен самой высокой воинской почести — занесен навечно в списки своего полка.
Такой же подвиг совершил и другой еврей, младший лейтенант Михаил Львович Гурвич. В сентябре 1943 года на Смоленщине он со своими 45-мм орудиями отражал танковую атаку и остался один. Сам стал к пушке, сам заряжал ее, наводил и стрелял. Был четырежды ранен, но продолжал вести огонь. Когда же немцы подошли вплотную, он отбивался гранатами, пока был жив.
Окончание следует
Из книги «Еврейский щит СССР»