Фрекинг — друг человека
Одноклассник, в чьей семикомнатной квартире в Москве, на Горького, мы в юности размножали Синявского и Даниэля и «В круге первом», на старости лет сделался «крымнашем» и пишет мне из Москвы, что цены на нефть рухнули из-за происков американской верхушки, рвущейся поставить Россию обратно на колени.
Боюсь, он сильно преувеличивает возможности и способности нашей верхушки. В ответ я послал ему статьи, в которых доказывают, что нефть дешевеет из-за падения спроса, прежде всего в Китае, где замедлился экономический рост, и из-за увеличения ее производства, прежде всего в США.
Как писал на днях в «Уолл-стрит джорнэл» мой старинный знакомый Дэниел Йоргин, «в начале 1930-х годов приток нефти из Восточного Техаса уронил цены на нее до 10 центов за баррель, и хозяева бензоколонок в отчаянии привлекали покупателей, даря им кур». Во была жизнь!
В первой половине 1980-х нефть хлынула на рынок из Северного моря, с Аляски и из Мексики, опустив цену барреля до 10 долларов.
Сейчас нефть дешевеет благодаря внедрению техники горизонтального бурения (это когда бурят вниз, а потом — в сторону) и гидроразрыва, который также называют на английский манер фрекингом.
В прошлое воскресенье в «Нью-Йорк таймс» была статья, в которой утверждалось, что кампании против фрекинга в Восточной Европе тайно финансирует Москва. Я видел утверждения, что она также помогает этой публике на Западе.
Прямых доказательств пока что кот наплакал, но логика очевидна: фрекинг помог выпустить на свободу миллионы тонн нефти и газа, томившихся до сих пор в недрах земли, и это, конечно, резко опустило цены на углеводороды. Москве это надо?
Вот что такое гидроразрыв, или по-здешнему — фрекинг.
В земные глубины под большим давлением закачивают жидкую смесь, которая создает в пластах новые трещины или расширяет старые, и по ним к скважине начинает течь нефть или газ, до этого стиснутые породой.
Смесь на 98,5 процента состоит из воды, на один процент — из песка и на полпроцента — из химикатов. Песок нужен для того, чтобы трещины не закрылись обратно. Точный состав химических добавок компании не разглашают, чтобы скрыть его от конкурентов, но закон обязывает их описать добавки в общих чертах.
Химикаты включают средства для борьбы с бактериями, которые вызывают коррозию труб, антикоррозийные средства и поверхностно-активные присадки, облегчающие течение углеводородов в трубу.
Борцы против фрекинга, которых я теперь постоянно вижу на левых мероприятиях, винят этот «змеиный супчик» во многих бедах и называют его «токсичным коктейлем». Я видел женщин из хороших семей с плакатиками, на которых было написано «Фрек твою мать!».
Пропаганда действует. Летом мне даром чинил крышу симпатичный американец, который решил выучиться на кровельщика. Он на голубом глазу жаловался, что из-за проклятого фрекинга у них в Пенсильвании из крана течет какая-то желтая пакость, а люди болеют. Я начал допытываться, видел ли он сам эту желтую воду и знает ли кого-то из заболевших. Оказалось, что сам он не видел и не знает, но «люди говорили».
Сторонники фрекинга говорят, что воду засоряет не он сам, а плохо облицованные газовые трубы.
В середине ноября я прочел в «Вашингтон пост» рассказ об исследовании этого «змеиного супчика», проведенном в университете Колорадо, в Боулдере. Ученые нашли, что роковая смесь содержит ингредиенты, которые граждане поглощают всю дорогу и которые входят в состав мороженого, слабительного и зубной пасты. Стрихнина и прочей отравы не нашли.
«В скважинах, которые мы изучили, действительно токсичные присадки не использовались», — писал руководитель исследования Майкл Турман, не родственник.
Враги фрекинга пугают, что разрыв глубоких пластов вызывает землетрясения. Штат Техас нанял сейсмолога Крейга Пирсона для изучения связи между фрекингом и подземными толчками. По словам тамошних газет, он этой связи не обнаружил.
И тем не менее не далее как в прошлый понедельник фрекинг запретили по этой причине в техасском городке Рено, в 50 милях к западу от Далласа. Я же говорю: спасибо фрекингу, хотя слово, прямо скажем, неблагозвучное.
Раньше заправить мой внедорожник стоило 60 долларов, а вчера я отдал 40. Фрекинг — друг человека.