Феномен кампуса: в школе имени Иоанны Жаботинской — как дома, только чуть-чуть лучше
16-летний Миша Яцина репатриировался четыре недели назад из украинского городка Попасная, что в Луганской области.
— Когда в июне прошлого года началась война, родители вывезли меня в Харьков к тете. Ее семья тоже скоро приедет в Израиль.
Павел Яцина, отец Миши, — связист, мама Ирина – учительница украинского языка и литературы.
— В Попасном у нас собственный дом, — рассказывает Миша. – Сейчас в нашем доме живут друзья моих родителей. Отец сказал: «Оплачивайте коммунальные услуги – и живите».
В Харькове Мишины родители обратились в еврейскую организацию, которая связала их с израильским министерством абсорбции.
— Мы встретились с представителями израильских учреждений, оформили визу и поехали в Киев. Там мы пробыли всего неделю – узнали очень много нового, послушали лекции по еврейской традиции. В те дни, когда мы находились в Киеве, туда приехала министр абсорбции Софа Ландвер и тоже рассказала очень много интересного и полезного.
Из Киева семья вылетела в Израиль. В аэропорту имени Бен-Гуриона репатриантов тепло встретили.
— Летели мы специальным рейсом, — рассказывает Миша. – Встретили нас концертом: в аэропорту перед нами выступили солдаты, пели, танцевали. В зале для приема репатриантов, где мы дожидались оформления удостоверений личности, нас ждало вкусное угощение. Когда мы получили «теудат зеуты», нас усадили в такси и бесплатно доставили в те места, которые мы выбрали.
— И какое место выбрали твои родители?
— Кибуц Гвулот на юге страны – он участвует в проекте «Первый дом на родине». Родители уже учат в ульпане иврит.
— Но ведь школа имени Иоанны Жаботинской находится в Беэр-Яакове, а не в Негеве, на территории регионального совета Эшколь, где поселились твои родители. Как ты о ней узнал?
— Слышал много хорошего от своего друга. Он репатриировался намного раньше. Приезжая в каникулы в Попасное, он взахлеб с восторгом рассказывал, как это здорово — учиться и жить в школьном кампусе, сколько здесь кружков, какие спектакли играют старшеклассники, с какой любовью и пониманием относятся к ребятам учителя. Тогда мне все это казалось сказкой…
Когда Миша репатриировался, ему предложили записаться в школу в кибуце Гвулот и параллельно посещать ульпан.
— Я сказал, что много слышал о школе имени Иоанны Жаботинской: здесь многие учителя и ученики говорят по-русски, значит, помогут и мне «вписаться» и сразу приступить к учебе. Так и получилось.
— Учил ли ты иврит до репатриации?
— Практически нет. Незадолго до отъезда нам порекомендовали ульпан, но мы не успели даже основы языка освоить: ситуация накалилась – родителям нужно было как можно скорее покинуть зону вооруженного конфликта.
— Миша, нравится ли тебе в Израиле?
— Я хочу жить здесь всегда! Люди замечательные – очень искренние, открытые. Приняли меня тепло. Ощущение такое, будто я вернулся домой.
— Не трудно ли тебе на уроках? Ты ведь пока мало что понимаешь на иврите…
— Сейчас я регулярно посещаю ульпан, который действует при школе. Что же касается занятий, то я посещаю уроки химии, биологии и литературы. Химию преподает Ирена – репатриант-старожил. Объяснив классу материал на иврите, она обязательно подходит ко мне и потихоньку рассказывает по-русски. А на уроках биологии я ловлю каждое слово, пытаясь хоть что-то понять. Зато после уроков, уже в кампусе, новые друзья и инструкторы объясняют мне то, чего на иврите я пока не воспринимаю.
— Нравится ли тебе в кампусе?
— Очень! Живем мы вчетвером с другими старшеклассниками, кормят здесь очень-очень вкусно, атмосфера домашняя.
Павел и Ирина, родители Миши, поначалу сомневались, отдавать ли единственного сына на учебу в школу, расположенную почти в часе езды от кибуца Гвулот.
В Украине и России интернат ассоциируется с одиночеством, безотцовщиной или неразрешимыми семейными проблемами, хотя в последние годы и с благотворительностью тоже. Что же касается Израиля в целом и школы имени Иоанны Жаботинской в частности, то кампус со светлыми просторными комфортабельными жилыми помещениями и по-домашнему вкусной пищей никак не назовешь интернатом. Это дружная сплоченная семья, в которой, впрочем, намного интереснее, чем дома, в четырех стенах, особенно если родители с утра до вечера пропадают на работе.
Офицер-инструктор – выпускница школы
22-летняя Саша Плесная, выпускница школы имени Иоанны Жаботинской, старший лейтенант запаса, вернулась после демобилизации из армии в кампус, чтобы работать инструктором.
— Репатриировались мы с родителями в 1999 году, отец и мать живут в городе Модиин, работают, — рассказывает Саша. – Я шесть лет проучилась в школе имени Иоанны Жаботинской. Все эти годы жила в кампусе – школа естественным образом стала для меня вторым домом.
— Большинство выпускников вашей школы постоянно сюда возвращаются: если это солдаты, то на побывку они приезжают в кампус, если офицеры, то в День независимости спешат к своим учителям и друзьям в Беэр-Яков… Многие выпускники после поступления в вузы ведут здесь уроки… Что заставляет вас всегда, при любых обстоятельствах возвращаться?
— Домашняя семейная атмосфера! Мой младший брат Антон тоже окончил нашу школу, — говорит Саша, – а я стала кадровым военным, офицером. Рассказывать о службе не вправе: боевые части. Полгода назад после ухода в запас я поначалу не могла найти себе место на гражданке. Чем заниматься дальше? Ну не работать же офицеру боевых частей официанткой! И вдруг… «Иоанна» (так называем мы между собой нашу школу) – мой дом! Значит, возвращаюсь домой. Помогу педагогам и воспитателям, чем смогу, — армейский опыт и самодисциплина пригодятся.
Сейчас Саша живет в комплексе для преподавателей и работает инструктором в кампусе. Отвечает за семиклассников.
— Что это означает на практике?
— Инструктор – это мама и папа в одном лице, — объясняет Саша. – Утром ты должен не просто разбудить ребят, и непременно улыбнуться каждому из них и пожелать хорошего дня. Затем надо проверить, соответствует ли одежда ребят погоде, все ли из них сложили в рюкзаки учебники. Перед уходом на завтрак, а потом на занятия комнату ребята оставляют идеально чистой – это закон. Что касается питания, то с частью школьников работают врачи-диетологи, а мы, инструкторы, следим за тем, чтобы дети строго придерживались назначенной им диеты. Во время уроков я должна обойти практически всех учителей и спросить, какая помощь требуется тому или иному ученику при подготовке домашнего задания, какие у него оценки. Когда в кампус приезжают родители, я, конечно, встречаюсь и с ними.
— Чем вы занимаетесь с ребятами после уроков?
— Во-первых, помогаю приготовить домашнее задание, — говорит Саша. – Если ребенок не понял тему, объясняю заново или прошу кого-то из инструкторов ему помочь. Потом мы играем в игры, гуляем, занимаемся музыкой, рисованием… Для каждого из ребят инструктор – это мама и папа, работающие на полную ставку, в отличие от вечно занятых своими проблемами родителей.
— А как вы проводите выходные?
— Каждый выходной требует особой подготовки со стороны инструктора: ты заранее тщательно продумываешь, чем занять ребят, чтобы им было интересно, — говорит Саша.
Мое внимание привлекла висящая на стене фотография со словами любви и благодарности, обращенными к инструкторам. Подпись: «Коммуна».
— Что это?
— Выпускники нашей школы, активисты молодежного израильского движения «Цофим», — объясняет Саша. – Многие из них предпочитают отслужить первый год в рамках альтернативной службы («шерут леуми») в кампусе в качестве волонтеров, оказывающих помощь инструкторам и школьникам.
На иврите и по-русски
Гарику Гуревичу 12 лет. Живет в кампусе школы имени Иоанны Жаботинской в молодежной деревне «Атид» (Беэр-Яаков) полгода.
На вопрос: «Сколько лет ты в Израиле?» – Гарик ответил: «Я здесь родился».
— Ты говоришь по-русски без акцента – каким чудом?!
— Благодаря родителям.
— Откуда они приехали и когда?
— Мама и папа репатриировались из Украины четырнадцать или пятнадцать лет назад — еще до моего рождения.
Живут Гуревичи в Реховоте — городе, пользующемся в Израиле репутацией одного из ведущих центров интеллектуалов.
— Отчего ты решил поселиться в школьном кампусе?
— Мой двоюродный брат учится в нашей школе. Он сказал, что если меня примут в кампус, мне будут помогать готовиться к урокам, я буду получать больше полезной информации и обзаведусь преданными друзьями. Так и получилось.
— Ездишь ли ты на выходные домой?
— Не всегда. Иногда родители приезжают, чтобы забрать меня на выходные домой, но расстаться с лучшими друзьями даже на пару дней не так-то просто.
Всего в кампусе проживает 220 учеников, но это не предел.
Мила Спивак, директор школы имени Иоанны Жаботинской (кстати, первая в Израиле директор-репатриант!) с нескрываемым волнением рассказала: большинство выпускников, включая солдат и офицеров ЦАХАЛа, непременно приезжают в молодежную деревню в День Независимости.
— Взрослые люди, многие уже женаты и стали родителями, но именно в День Независимости их тянет сюда, — сказала Мила Спивак, а управляющий молодежной деревни «Атид» Томер Гольдфарб добавил:
— Для любого солдата и офицера День Независимости Израиля – это знаковый праздник, потому что наша страна борется за существование и сейчас. Каждый военнослужащий обычно стремится отметить День независимости в самом дорогом для него месте, с которым связаны светлые воспоминания. Когда выпускники нашей школы говорят: «Я был в «Иоанне», — у них в глазах появляется блеск.
— Сокровенное?
— Видимо. С таким чувством обычно относятся к самым родным, самым близким людям. Кампус для школьников – семья.
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News