Евреи-партизаны Европы
К 75-й годовщине начала Второй мировой войны
Продолжение. Начало в № 525
Наибольший накал приобрела партизанская борьба на Балканах. Сама природа Балканского полуострова идеальна для развертывания партизанских действий: высокие и труднодоступные горы, покрытые густыми лесами, составляют значительную часть территории. Действия партизан на Балканах начались в июле 1941 года в Сербии, зимой того же года — в Хорватии, а через год — в Греции.
В Сербии партизанские действия велись формированиями двух группировок — коммунистической и националистической. Первую возглавлял Иосип Броз Тито, направленный сюда из Москвы. Сербскими националистами руководил генерал Драже Михайлович, они называли себя четниками. Обе группировки вели борьбу, нападая на немецкие и итальянские гарнизоны и на их коммуникации в горах. Немцы приняли весьма решительные меры, привлекли к борьбе с партизанами 15-й казачий корпус, которым командовал генерал Гельмут фон Паннвиц. Корпус этот состоял из русских добровольцев. Со стороны немцев действовала также Калмыкская кавалерийская дивизия. Соединенными усилиями эти войска разгромили основные силы партизан и вытеснили их из базовых районов.
После этого четники, в сущности, вообще прекратили организованное сопротивление и ушли в подполье. Но Тито сумел увести остатки своих отрядов в Боснию и там развернул формирование партизанской армии, которая в лучшие свои времена насчитывала до 300 тысяч бойцов и командиров.
До войны в Югославии проживало около 76 тысяч евреев, многие из них эмигрировали, еще больше было депортировано немцами или уничтожено их хорватскими прислужниками — усташами. Однако в отрядах югославских партизан сражалось более 5000 евреев, и все — в армии Тито. Они не образовывали отдельных отрядов или национальных подразделений, но большая часть евреев воевала в составе 11-й Македонской бригады, входила в 7-ю, 13-ю и 25-ю бригады.
Евреи в этих соединениях были в основном рядовыми бойцами, выполняли боевые задания наравне со своими сербскими и хорватскими товарищами и ни в чем от них не отличались. Среди евреев особенно много было подрывников-минеров, готовивших самодельные подрывные устройства и устанавливавших их в виде фугасов во время диверсионных акций. В 13-й бригаде почти всю войну действовало прославившееся отделение снайперов во главе с бывшим чемпионом Югославии по спортивной стрельбе Авраамом Халифом, где многие бойцы были евреями. Эти евреи не прятались в тылу, а были всегда на линии огня, об этом говорит хотя бы то, что больше половины их погибло или попало в руки врага, а это тоже было равносильно гибели.
Из числа евреев-партизан уже вскоре выделилось несколько способных командиров. Среди них в первую очередь надо отметить Моше Пьяде. Выходец из древней аристократической и очень богатой семьи, талантливый художник-портретист и журналист, он в годы Первой мировой войны был офицером в сербской армии, за храбрость и умелое командование подразделением награжден тремя боевыми орденами. Перед Второй мировой войной за антиправительственные выступления Моше был арестован и осужден. Надо же так случиться, чтобы во время знаменитого террористического налета немецкой авиации на Белград в 1941 году бомбы разрушили тюрьму, где содержался Моше Пьяде, и ему удалось бежать. Он скрывался до лета 1941 года и, когда Тито начал сколачивать свои первые отряды, присоединился к нему.
С первых же дней Моше Пьяде руководил планированием и организацией боевых действий бригад. Позднее, с момента создания партизанской армии, он возглавил всю оперативную работу ее штаба и до самого конца войны был первым помощником командующего — Иосипа Броз Тито. Впоследствии Моше Пьяде стал одним из виднейших руководителей Югославии, ее вице-президентом.
В числе известных партизанских командиров был также Мордехай Нехемия, формировавший 11-ю Македонскую бригаду и командовавший ею до 1942 года, когда в тяжелых боях бригада была почти полностью уничтожена, погибло больше половины бойцов, среди которых было немало евреев. Затем Мордехай Нехемия был назначен заместителем командира 7-й бригады. Он погиб 25 августа 1944 года в бою за освобождение города Битолы. Посмертно Мордехаю Нехемии присвоено звание Народного героя Югославии.
В том же году погибла еврейка Эстер Овадия (партизанское имя Мара), которой также посмертно присвоено звание Народной героини. Она была комиссаром 7-й Македонской бригады, отличалась беззаветной отвагой, в каждой атаке первой вставала во весь рост, запевала партизанскую песню и шла, не сгибаясь, впереди цепи. Бойцы очень любили Мару и шли за ней в самый сильный огонь.
В этой же бригаде воевал командир батальона еврей Яник Фауст, опытный и доблестный воин. Его находчивость, знание местности не раз во время немецкого окружения позволяли батальону вырваться из самого, казалось бы, безнадежного кольца.
В мае 1943 года в расположении армии Тито приземлился парашютист из Палестины по имени Перец Розенберг. Он был инструктором радиодела палестинской еврейской военной организации «Хагана». Розенберг десантировался в Югославии вместе с членами первой британской военной миссии и полгода был главным радистом в штабе Тито, обеспечивая радиосвязь со ставкой британских войск в Италии. Он организовал курсы партизан-радистов и обучил этому делу более 30 человек. Через год с подобным же заданием в Югославию был заброшен Рехавам Заблудовский (партизанская кличка Амир).
Оба эти парашютиста входили в специальную группу «Хаганы», выполнявшую программу «Хет», что на иврите означает «проникновение». В ней было задействовано 170 человек, но забросить удалось всего 32: в Румынию — 9, в Венгрию — 3, в Словакию — 5, в Югославию — 10. 12 еврейских парашютистов попали в руки врага и были казнены.
Программа «Хет» включала оказание помощи партизанскому движению посылкой высококвалифицированных специалистов, в основном радистов и подрывников, связь с партизанами-евреями, организацию спасения евреев во время их депортации из гетто.
19 марта 1944 года в Югославии приземлились Ханна Сенеш и еще пятеро бойцов «Хаганы». Они имели задание создать у югославских партизан базу для заброски палестинской агентуры в Венгрию и Румынию. Кроме того, они должны были принять участие в действиях специальной группы по спасению британских летчиков, совершивших вынужденную посадку в Югославии. Но вместе с тем и Ханна, и ее товарищи сражались наравне с партизанами, как рядовые бойцы.
После того как немцы оккупировали Венгрию, началась депортация евреев в лагеря уничтожения. Возглавлял ее сам руководитель еврейского отдела гестапо Адольф Эйхман. Уроженка Будапешта Ханна Сенеш немедленно убыла в Венгрию, надеясь организовать спасение депортируемых. Ее сопровождали парашютисты Нусбахер и Голдштейн. Однако вскоре все трое были арестованы гестапо. Спутники Ханны сумели бежать во время пересылки в тюрьму.
Ханна Сенеш была подвергнута жесточайшим пыткам. Ее палачи знали, что она как командир группы владела радиокодом и во что бы то ни стало хотели вырвать у нее его ключи. Ханна не проронила ни слова и была казнена 7 ноября 1944 года. В Израиле память этой партизанки окружена всенародным почитанием, ее имя стало символом героизма.
Короткой и кровавой была также история борьбы другой группы палестинских парашютистов, заброшенных в Словакию, где в то время вспыхнуло восстание. С самого начала к восставшим присоединились евреи, уцелевшие от депортации, их было около трех тысяч. Восстание, не поддержанное своевременным приходом Красной Армии, было обречено на разгром, и пятеро парашютистов пытались организовать спасение евреев из повстанческой армии, когда стало ясно, что провал неминуем. Однако организованный парашютистами лагерь в Татрах, куда они собрали некоторое количество евреев из разгромленных подразделений, был окружен немцами и почти все они вместе с парашютистами были уничтожены. Немногие уцелевшие сумели подняться в Высокие Татры, и там с декабря 1944 года начали действовать два партизанских отряда, бойцами которых были почти сплошь евреи.
В то время как действия партизан в Югославии были в полном накале, партизанское движение в Греции только разворачивалось. Оно было организовано английскими спецслужбами, но с самого начала разделилось на два течения: коммунистическое (ЭЛАС) и националистическое (ЭДЕС), и в обоих участвовали евреи. До войны в Греции проживало около 80 тысяч евреев, но к моменту развертывания партизанской борьбы из них уцелела едва ли треть. Многие из евреев скрывались как раз в тех местах, где формировались партизанские отряды: в Фессалии, в Эпире, на Пелопоннесе, и многие вступили в них.
По имеющимся данным, евреев было более трех тысяч, почти тысяча — в так называемой Еврейской бригаде. Командование бригады ориентировалось на англичан и поэтому взаимодействовало с националистами ЭДЕС. Когда немцы стали эвакуироваться из Греции, Еврейская бригада вместе с другими партизанскими формированиями вступила в открытые бои с нацистами, стремясь воспрепятствовать их благополучному уходу, и понесла тяжелые потери. Почти половина ее личного состава погибла или получила тяжелые ранения.
Вскоре после того, как Италия 8 сентября 1943 года вышла из состава стран «оси», ее тогдашний лидер Бадольо призвал народ к борьбе с немцами, и во многих районах страны развернулось партизанское движение. Уже летом 1944 года численность итальянских партизан превысила 100 тысяч, а к концу войны партизанские соединения и отряды насчитывали в своих рядах около четверти миллиона бойцов, в том числе немало евреев.
Их количество не превышало пяти тысяч — около двух процентов от общего числа партизан, вроде бы совсем немного. Но и осталось евреев в Италии к тому моменту очень мало. До войны их проживало там немногим более 50 тысяч, шесть тысяч сумели эмигрировать, свыше десяти тысяч были депортированы немцами в лагеря уничтожения, остальные скрывались, уйдя из городов. Таким образом, уцелело около 35 тысяч евреев, следовательно, каждый седьмой был партизаном. Евреи в основном вступали в отряды, созданные подпольными организациями «Справедливость и свобода» и «Гарибальди», которые действовали на севере Италии, в Риме и его округе.
Из числа евреев — участников партизанской борьбы выдвинулось несколько командиров, возглавлявших отдельные группы, отряды и целые соединения. В первую очередь надо отметить вождя тосканских партизан Алесандро Синегаглию. Известными командирами отрядов были Эудженио Колорни и Леон Гинцберг. Последний — талантливый писатель, в вооруженной борьбе показал себя неплохим тактиком, способным организатором диверсий, засад и нападений на немецкие гарнизоны, стоявшие в небольших населенных пунктах. Его именем названа одна из улиц в Риме.
Известным партизанским лидером был Марио Яаччиа, член Комитета национального освобождения, посмертно награжденный серебряной медалью «За храбрость». Этой же медали и тоже посмертно удостоен и другой герой-партизан Серджио Диена.
Самым, пожалуй, трагическим разделом истории борьбы евреев-партизан и подпольщиков с германскими нацистами и их местными холуями является еврейское сопротивление в Польше. По невероятной сложности и трудности организации и развертывания вооруженной борьбы, по количеству жертв среди ее участников оно не имеет себе равных в других странах оккупированной Европы.
Окончание следует