Эксперимент: американец неделю смотрел российское ТВ
Журналист и писатель Гарри Штейнгарт согласился стать частью эксперимента, в котором ему пришлось семь дней подряд смотреть кремлевские пропагандистские каналы с возможностью отвлечься на два часа физических упражнений.
«В холодный, солнечный канун новогодней ночи в 2014 году, я сижу на краю моей кровати размера кинг-сайз в отеле Four Seasons в Нью-Йорке, жуя ломтики говядины и уничтожая бутылку пино нуар, наблюдаю, как женщина играет мужчину, играющего бородатую женщину на российском государственном телевидении…. Еще семь дней этого, думаю я, пробираясь к мини-бару», — начинает свой рассказ Штейнгарт в The New York Times.
Автор пишет, что стал объектом эксперимента по просмотру кремлевского ТВ. «В течение следующей недели я буду существовать почти исключительно на диете из контролируемых государством российских телеканалов, транслируемых с трех ноутбуков Apple на три 55-дюймовых Samsung монитора в комнате в Four Seasons Hotel на Манхэттене. …Установка выглядит как небольшой хедж-фонд или офис управления полетами космической программы бедной страны. Но я не буду мониторить космонавтов. В некотором смысле, это я покидаю планету», — говорится в статье.
Подобно Владимиру Путину, который плавает два часа каждое утро, чтобы прояснить мысли, журналисту тоже можно прерваться на два часа и заняться спортом. «Без мыслей об аннексии Коннектикута или попыток защитить упавшую валюту, я буду таким же, как он, только без известного топлесс верхом на лошади», — пишет Штейнгарт.
Каждому из трех главных каналов, из которых, по данным Левада-центр, 90% россиян получают информацию, автор дает характеристику. Первый канал — наследник советского ТВ, показывающий киноклассику. Россия 1 известен кремлевским пропагандистом Дмитрием Киселевым, который угрожал уничтожить США бомбой до «радиоактивного пепла». НТВ имеет более развлекательный характер, снимает плагиаты на американские шоу и в то же время активно критикует Запад.
«Вот вопрос, на который я пытаюсь ответить: Что случится со мной, — русскоязычным американцем, который эмигрировал из Советского Союза в детстве — если я позволю себе плыть в телевизионном пространстве моих бывших соотечественников? Смогу ли я научиться любить Путина, как делают 85% россиян? Побегу ли я в российское консульство на Восточной 91-й улице, чтобы вернуть гражданство? Брошу ли я Нью-Йорк и перееду в Крым, который в этом году оккупировали войска Путина, утверждая, что он принадлежал России практически со времен Ветхого Завета? Или я просто сойду с ума?», — написал Штейнгарт и начал свой эксперимент, результаты которого вносил в дневник.
День 1
«На новогодней феерии НТВ разговоры ведущих переходят к политике. В конце года приходит время для итогов и инвентаризации, будь то за кухонном столом или в бане после ночной попойки, это является национальной традицией. Россия благословенная страна, но проклята пережить годы гражданской войны, глобального переворота и ликвидации империи…. В 2014 году Россия вновь изменилась, вернее, Путин принял поворот в его более агрессивной антизападной политике. Он стал завоевателем, как и русские цари он иногда вызывает псевдомистическое благоговение своими выступлениями. В 2014 году он сосредоточил свои нео-имперские амбиции на Крыме».
День 2
«Я скучаю по Путину. Он находится в ТВ-отпуске на этой неделе, наслаждаясь 11-дневными новогодними праздниками, вызывая цунами в президентском бассейне, я уверен. Лицо Путина показали на всех трех моих мониторах около полуночи по московскому времени, когда он произносил новогоднее обращение. «Любовь к родине является одним из самых мощных, возвышающих чувств», заявил Путин, со своей запатентованной безразлично-серьезностью. Возвращение Крыма станет «одним из самых важных событий в истории отечества.»
День 3
«Я просыпаюсь опухшим. Мне сложно двигаться. Наверное, просто подагра. Мониторы ночью выключены, но ноутбуки по-прежнему работают, спутники по-прежнему передают. … В сегодняшнем дне есть одно маленькое утешение: …я опускаюсь в бассейн с морской водой в фитнес-клубе. Я стараюсь очистить свой мозг от российского телевидения, но высокие децибелы поп-саундтреков и голоса ведущих новостей ныряют со мной под воду».
День 4
«Я ползу по снегу в Киеве в поисках моего мобильного телефона, который был украден нео-нацистскими фашистами. Я нахожу его у стены испорченным гигантской свастикой, его экран разрушен украинцами с факелами. «Алло», говорю я по-русски. «Кто-то пожалуйста, помогите мне. Здесь холодно». Перед глазами появляется ведущий новостей с Россия 1. «Факельные парады связаны с нацистской Германией», — заявляет он. Я просыпаюсь, качусь в ванную, пью снотворное и ползу назад в постель. Я проспал, может быть, три часа».
День 5
«Мой психиатр соглашается приехать на дом. Мы стараемся воссоздать привычный механизм: диван и кресло доктора, только в отеле. Мониторы по-прежнему работают. На одном, украинского торговца наркотиками поймали в Москве, и показывают крупные планы его подлого красного украинского паспорта. На другом, двое мужчин идут по траве с выпитой бутылкой водки. «Это там», — говорю я врачу. — «Россия».
День 6
«Я просто начинаю пить сразу после завтрака. И больше не бреюсь, и не меняю одежду. Халата от Four Seasons достаточно…. Я больше не могу смотреть новости без, по крайней мере, двух мини-бутылок Абсолюта, который я запиваю пивом. На одном экране, мужчина с ружьем негуманен к другим, на другом — женщина в блестящем наряде поет ерунду. … Как мощно оружие телевидения Путина. Как умело оно сочетает в себе ностальгию, злобу, паранойю и ленивый юмор; как быстро оно и притупляет чувства и повышает ваш гнев. Я прячу лицо в гипоаллергенную подушку. Мне нужно еще выпить».
День 7
«Ко мне пришел Кит Гессен, уроженец Москвы, писатель и журналист. «Ты, как русский человек, который живет в роскоши, но должен усваивать этот мусор,» — говорит Кит после изучения трех мониторов. … «Ты смотришь новости, но новость состоит в новости. Не из информации, которую тебе дают, а из представления информации. Ты чувствуешь, как будто это сообщение из Кремля лично тебе». Он спрашивает меня, слышал ли я об убийстве Бэтмена, командира повстанцев в Донбассе. Я открываю ноутбук и смотрю на русскоязычных сайтах. Убийство Бэтмена является главной новостью. Единственные места, где оно не упомянуто, являются Россия 1, НТВ и Первый канал».
«Когда вы смотрите на шоу Путина, вы живете в сверхдержаве. Вы повстанец в Украине, который смело сражается в Донецком аэропорту с поставляемым Россией оружием. Вы русскоязычная бабушка, которая стоит у разрушенного дома в Луганске и ругает фашистов, так же как ее мать, вероятно, делала более 70 лет назад, когда немцы вторглись. Вы священник, разбрызгивающий благословения на фотогеничную колонну российской гуманитарной помощи для передовой. Страдать и выживать: это, наверное, значит быть русским. Это было в прошлом, и будет всегда. Это фантазия, которую подают каждый вечер на Первом канале, на Россия 1, НТВ», — заключает Штейнгарт по окончанию эксперимента.
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News