Другая сторона медали: когда сильные качества иммигрантов могут обернуться им во вред
В том, что иммигранты в среднем сильнее и выносливее, чем местные жители, уверены не только психологи, но и обычные наблюдатели. Найти в себе силы оторваться от родного дома, знакомых мест, привычной культуры и налаженного быта, рискнуть благополучием и социальным статусом, пробиться в чужой среде – все это требует немалой смелости, предприимчивости, силы воли и открытости миру. Не каждый человек решается на иммиграцию, и потому отъезд в другую страну часто становится невольным критерием отбора людей определенного типа, в большинстве своем более готовых к трудностям, чем простые обыватели.
Люди, добившиеся успеха в иммиграции, как правило, умеют достигать поставленных целей, способны на самообучение и самодисциплину, инициативны и трудолюбивы. Они умеют справляться с эмоциями, переступать через собственные желания и слабости, а также быть сильными вопреки всему. Однако именно эти достоинства, незаменимые для того, чтобы полностью встроиться в новое общество, порой могут помешать и успешной адаптации, и просто достижению счастья. Перечислим как минимум три случая, когда сила и стойкость могут навредить иммигранту.
«Непозволительная» наивность
Первым этапом иммиграции, как правило, является идеализация новой страны. Она объясняется вовсе не наивностью или молодостью приезжающих – почувствовать очарование «новой родины» возможно и в 40, и в 50 лет. На самом деле, идеализация, как и другие стадии переживания иммиграции, обусловлена чисто физиологическими процессами – именно так наш организм реагирует на стресс, в данном случае – на положительный стресс, вызванный обилием нового. Эффект новизны сопровождается выбросом адреналина и эйфорией, из-за чего все вокруг кажется особенно красивым и необычным.
Тем не менее, некоторые «начинающие» иммигранты, зная о подобной слабости человеческой психики, стараются подстраховаться от «ненужных» эмоций. Такие люди руководствуются в общем-то довольно разумным с житейской точки зрения принципом – «чтобы не разочаровываться, не нужно очаровываться». Они понимают, что ощущения обманчивы, и стараются почаще напоминать себе, что «не стоит путать туризм с иммиграцией», а настоящие трудности наверняка ждут их впереди.
Однако радость первого этапа, пусть даже обусловленная больше особенностями человеческого организма, чем объективной ситуацией, дается нам не просто так. Она позволяет полюбить новую страну просто так, «авансом», не прикладывая к этому значительных усилий. Эта влюбленность, в свою очередь, рождает искренний интерес к жителям этой страны, ее культуре, традициям, деловым привычкам, помогает усовершенствовать язык и легче впитать местные обычаи, способствует открытости и пониманию.
По теме: Почему иммигранты набирают вес после переезда в США: мнение американца
Помимо этого стадия идеализация дарит ни с чем не сравнимые эмоции, яркие впечатления и опыт радости, который, трансформируясь в приятные воспоминания, потом очень сильно помогает на других стадиях. Это время для поиска новых любимых мест и формирования радостных ассоциаций, на которые можно будет опереться в дальнейшем. Возможности для радости выпадают в жизни не так часто, и их важно уметь ценить. В этой связи можно вспомнить знаменитое заклинание «Патронус» из «Гарри Поттера», смысл которого вполне верен не только для сказочного, но и для реального мира: в самые страшные минуты жизни важно поддерживать себя светлыми воспоминаниями.
Стоическое упорство
Добиваться цели, несмотря на трудности и усталость, – это важнейший элемент выживания, особенно выживания в экстремальных условиях. Иммиграция – это, конечно, достаточно экстремальный опыт, и люди, привыкшие сдаваться при виде препятствий, вряд ли добьются в ней успеха. Однако не всегда полезно подгонять себя и требовать результата через силу. Согласно все тем же особенностям реакции организма на стресс, следующей стадией после идеализации новой страны обычно оказывается разочарование и раздражение. Оно связано не только с объективными сложностями, возникшими при адаптации, но и с тем, что организм банально истощается под воздействием стресса. Беспричинное раздражение – это явный признак того, что у вашего организма закончились силы. Соответственно, этап разочарования служит именно для того, чтобы снизить обороты и дать организму спокойно восстановить свои ресурсы.
В этот период не стоит «насиловать» уставшую психику и важно дать себе отдохнуть. Понятно, что зачастую полный отдых может оказаться невозможным в силу объективных обстоятельств – к примеру, в первые пару лет многие вынуждены работать без отпусков или совмещать учебу с работой, чтобы устроиться затем на квалифицированную должность. Но в таких случаях важно хотя бы не ставить перед собой новые масштабные цели и стараться работать «по минимуму» давая своему организму возможность пережить стадию истощения и восстановиться.
Запрет на ностальгию
Ностальгия является, пожалуй, самым острым вопросом для многих русскоязычных иммигрантов. Для некоторых тоска по родине превращается в пытку, тогда как другие абсолютно искренне уверяют, что за несколько десятков жизни в новой стране никогда не испытывали подобного. Однако «дьявол» в данном случае оказывается в деталях. Дело в том, что организм человека физиологически предрасположен к стадии ностальгии так же, как к любым другим стадиям, однако далеко не все люди позволяют себе не только выразить, но даже ощутить подобное чувство.
Секрет состоит в том, что иммигранты, которые не хотят или боятся почувствовать ностальгию, действительно на сознательном уровне не ощущают ее. Отчасти этот страх базируется на опыте прошлых поколений, неоднократно показанном в литературе. Знаменитая «русская хандра», болезнь тоски по родине, пронизывающая воспоминания многих русских иммигрантов, особенно покинувших страну после революции, часто способна вселить в нас тревогу, что, если «дать волю» ностальгии, она способна будет разрушить нашу только что начавшуюся счастливую жизнь в иммиграции.
Вам может быть интересно: главные новости Нью-Йорка, истории наших иммигрантов и полезные советы о жизни в Большом Яблоке – читайте все это на ForumDaily New York
Еще больше ностальгии боятся люди, драматически разорвавшие связи с прежней страной и не имеющие возможности, а часто и желания, вернуться туда. Например, политические беженцы. Зачастую неосознанный психологический барьер против ностальгии, выстроенный в сознании таких людей, приводит к тому, что даже зачатки этого чувства вытесняются в бессознательное, и иммигранты могут искренне не отрефлексировать их.
Однако это не значит, что стадия ностальгии проходит бесследно. Дело в том, что в психологическом смысле ностальгия – это не тоска по родине, а тоска по прошлому, по навсегда ушедшим вещам, которые уже невозможно вернуть. С течением времени всегда появляются вещи, которые мы теряем безвозвратно, независимо от того, живем мы на родине или за рубежом. А самое главное – у нас нет и не будет шанса вернуться в свою молодость.
Точно так же не бывает ни одного продолжительного периода времени, в течение которого с нами не происходило бы чего-то хорошего. Именно поэтому самой нашей природой предусмотрен механизм оплакивания невосполнимых потерь. Именно функцию такого оплакивания и выполняет для иммигранта ностальгия. Она вовсе не означает постоянной мучительной тоски, напротив, это способ проститься с прошлым и отпустить его. Подобный «ритуал прощания» выполняет очень важную функцию: он дает силы примириться с утратой и с собственным прошлым и начать новую жизнь. И напротив, если мы не позволяем себе принять свою печаль и проститься с прошлым или даже не позволяем себе ощутить собственной тоски, нам придется нести с собой по жизни весь багаж невыплаканных слез. Этот груз способен не только ухудшать настроение, но и психологическое состояние вплоть до появления клинических депрессий.
Практика показывает, что именно сильным людям труднее всего позволить себе «слабость» печали и «роскошь» воспоминаний. Однако зажатая в душе потребность в такой слабости способна «фонить» в подсознании на протяжении десятков лет. Чрезмерный интерес к событиям в России, не связанный с профессиональной деятельностью, активное смакование новостей и слишком эмоциональные реакции на них, постоянная потребность в сравнении того, как было «там», и как стало «здесь» – все это может быть признаками вытесненной ностальгии, зачастую усиленной неправильно пережитой психотравмой. Стоит ли говорить, что подобные реакции способны сильно испортить ощущение счастья на новом месте.
Это только три примера того, как иногда чрезмерная требовательность к себе и желание всегда быть сильным может помешать процессу гармоничной адаптации. Все же не стоит забывать, что цель иммиграции – это поиск счастливой жизни, а счастье невозможно без бережного отношения к себе и своим чувствам.
Читайте также на ForumDaily:
Как обновить грин-карту после смены имени или фамилии: пошаговая инструкция
Что нужно есть, чтобы укрепить иммунитет: советы специалистов
Потеря или кража грин-карты: что делать в такой ситуации
Что делать, если вы попали в ДТП в Америке: пошаговая инструкция для иммигрантов и не только
Грин-карта для родственника: сколько денег должно быть у спонсора
Подписывайтесь на ForumDaily в Google NewsХотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» — и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе.