Дети, не глотайте монеты и шарики!
Интервью со специалистом в области болезней уха, горла и носа, профессором New York Eye and Ear Infirmary
ИГОРЕМ БРАНОВАНОМ
Заголовок интервью с профессором Игорем Бранованом подчеркивает, что большинство тех, кто глотает разные инородные предметы – дети. Но не только. В жизни такое случается и со взрослыми. Разница заключается, главным образом, в том, что у взрослых это происходит случайно, а дети часто делают это преднамеренно, из любопытства. Но последствия оказываются одинаково неприятными и для тех и для других. По – видимому, если бы у моего собеседника было время и желание, он мог бы создать целый “музей” проглоченных и засунутых в уши и нос предметов. Величина их колеблется от маленьких монет до… ножей и вилок.
— Как быстрее выяснить, что произошло с пострадавшим? Какая помощь является наиболее эффективной и безопасной?
Обо всех этих и других вопросах, связанных с оказанием медицинской помощи при попадании инородных тел в уши, нос и носоглотку детей и взрослых рассказывает отоларинголог, профессор Института уха, горла и носа в Манхэттене Игорь Бранован.
ИГОРЬ БРАНОВАН: Трудно найти человека, которому не пришлось бы в своей жизни оказаться в подобной ситуации. А затем это повторяется с детьми, внуками, правнуками. Чаще это случается с детьми 3 – 7 лет, т. е. в возрасте, когда они начинают активнее интересоваться внешним миром. А внешний мир для них и заключается в окружающих их предметах, которые они почему – то стараются обязательно засунуть себе в рот, нос, уши, проглотить их и т. д. Что в их действиях более опасно, что менее опасно? Прежде всего нужно отметить, что в большинстве случаев родителям трудно установить момент, когда это “действие” произошло. Обычно это случается тогда, когда маленький ребенок оказался на какое – то время без присмотра.
По каким симптомам можно судить о появлении в организме инородного тела?
Если какой — либо маленький предмет попал ( был засунут ) в ухо, он вызывает травму слухового прохода, которая приводит к развитию наружного отита. Его признаки — покраснение ( гиперемия ), отечность уха, сопровождаемые сильной болью, появление инфекции с гнойными выделениями из уха. К счастью, обычно барабанная перепонка остается в целости, т. к. ребенку редко “удается” засунуть посторонний предмет столь глубоко. Печальным исключением являются булавки и карандаши. Поэтому очень важно взрослым не пользоваться ватными тампонами на палочках при регулярной очистке ушей ребенка, например, от ушной серы, т. к. ребенок может затем стараться подражать взрослым. В большинстве случаев родителям не удается заглянуть в ухо ребенка в связи с отсутствием соответствующих инструментов и опыта. Поэтому в подобных случаях требуется вмешательство отоларинголога и педиатра. Лишь в тех случаях, когда слуховой проход закрыт отеком, педиатру не удается это сделать. В таких случаях необходимо срочное вмешательство отоларинголога с целью удалить инородное тело.
Особенно опасны такие инородные предметы, как миниатюрные электрические батарейки. Их опасность заключается не только в возможности механической травмы, а главным образом в том, что уже через час после попадания в тело ребенка, находящаяся в них кислота начинает всасываться через поврежденные участки кожи в кровь, нанося большой вред организму. Возникает отравление, последствия которого могут быть очень серьезны. Отмечены даже случаи со смертельным исходом. Поэтому если у взрослых есть хоть малейшее подозрение, что ребенок засунул куда – то ( в ухо или в нос ) батарейку, нужно немедленно доставить его к специалисту – отоларингологу или в отделение неотложной помощи госпиталя ( emergency room ). Удалять такое инородное тело нужно немедленно, при этом иногда приходится использовать даже наркоз. К счастью, в большинстве случаев положение бывает не столь драматичным и нам удается аккуратно удалить инородный предмет, где бы он ни находился ( в ушном проходе, носу, в глотке ) с помощью специальных щипчиков под контролем микроскопа. Если речь идет об инородном предмете в ухе, мы рекомендуем в течение недели после удаления закапывать капли.
Несколько иное положение по отношению к инородным предметам, попавшим в нос. Нос – начало воздухоносных путей. Его продолжением являются верхние и нижние дыхательные пути, из которых воздух попадает непосредственно в легкие человека. Поэтому не исключено, что инородное тело, засунутое в нос, тем же путем попадет в трахею, а затем в крупные бронхи и в легкие. Это может в течение считанных минут перекрыть доступ воздуха к легким. Поэтому, если инородное тело в слуховом проходе требует вмешательства в условиях emergency room лишь в редких случаях, то инородное тело в носу диктует необходимость немедленного вмешательства.
— Что Вы можете сказать относительно инородных предметов у взрослых людей?
— Чаще это случается с людьми пожилого возраста и касается обычно проглоченных и застрявших в глотке или в верхней части пищевода крупных кусков пищи или рыбных костей. Это связано с тем, что в пожилом возрасте люди лишаются части зубов, а с помощью вставных челюстей не всегда удается достаточно хорошо пережевывать пищу. Из-за этого в пищевод могут попасть плохо пережеванные куски пищи, которые там застревают. Что касается косточек, мы наблюдаем определенную закономерность – куриные косточки обычно застревают в глотке и верхней части пищевода. Рыбные кости чаще застревают выше – в задней части языка, удалить их отоларингологам намного легче, т. к. они более доступны при осмотре. Однако, основная жалоба пострадавших в том и другом случае та же самая – боль в горле при глотании.
Если при попытке проглотить пищу она не проходит по пищеводу, это говорит о том, что пищевод полностью забит и требуется немедленное удаление инородного тела ( кусков пищи ). Нередко после того, как человек подавился или проглотил косточку, он продолжает ощущать боли при глотании, даже в тех случаях, когда он благополучно проглотил ее. Это связано с тем, что там появилась царапина на слизистой глотки, которая некоторое время ощущается как застрявшая кость. Аналогичные ощущения бывают у нас, когда в глаз попадает соринка.
Но для того, чтобы быть убежденным в том, что это лишь реакция на царапину, а не оставшаяся кость, мы должны увидеть поврежденное место, как говорится, “своими собственными глазами”, а это нелегко сделать даже отоларингологу или гастроэнтерологу, потому что в пищевод не так просто “заглянуть”. Здесь недостаточно местной анестезии, а давать наркоз во всех подобных случаях также нежелательно. Где же выход? На основании достаточного опыта я рекомендую в подобных случаях следующую тактику: если пострадавший в течении первых суток после происшествия продолжает нормально кушать и дышать, хотя и жалуется на царапанье в горле и если бои за этот срок постепенно утихают, то никакого вмешательства не требуется.
Но если человеку тяжело глотать, пища не проходит и, что особенно важно, если при этом повышается температура тела, требуется немедленный осмотр пищевода под наркозом. При обнаружении инородного предмета необходимо его удаление. Повышение температуры – особо тревожный признак, т. к. пищевод граничит со средостением, частью грудной клетки, расположенной между легкими. Здесь, в частности, расположено сердце, крупные нервные стволы. Повышение температуры может указывать на попадание в ткани средостения инфицированной слюны, пищи через перфорированную стенку пищевода. Без экстренного вмешательства специалистов это в короткие сроки может привести к сепсису и летальному исходу. В этих случаях больной должен быть немедленно доставлен в госпиталь. Здесь в операционном зале под наркозом проводится эндоскопический осмотр пищевода. Эта процедура может выполняться гастроэнтерологами, но предпочтительнее зондирование пищевода и последующую эндоскопию лучше выполнять опытным отоларингологам. Дело в том, что гастроэнтерологи обычно пользуются при эндоскопии пищевода мягкими зондами, которые в подобных случаях дают меньше информации. Кроме того, если после осмотра стенок пищевода установлено, что имеет место его прободение, потребуется немедленное хирургическое вмешательство. А оно должно быть проведено хирургом — отоларингологом. В США, в отличие от России и других стран СНГ, отоларинголог наряду с лекарственным лечением заболеваний уха, горла и носа проводит при наличии показаний и их хирургическое лечение. В сферу деятельности отоларингологов в США входит и хирургическое лечение заболеваний щитовидной железы.
К счастью, у детей инородные предметы в пищеводе застревают реже. Чаще всего это происходит с монетами, которые маленькие дети почему – то любят заглатывать. Для того, чтобы поставить в таких случаях точный диагноз, нужно провести рентгеновское обследование. Если установлено, что ребенок проглотил монету и она находится в пищеводе, требуется ее удаление хиругическим путем. Удаление проводится под общей анестезией. Обычно подобную манипуляцию нам удается провести быстро, без какой – либо опасности для пострадавшего. В заключение, я хочу еще раз вернуться к вопросу о многочисленных случаях, связанных с посторонними предметами, которые проглатываются и засовываются детьми в уши, нос, рот и т. д. В одних случаях подобные ситуации заканчиваются “легким испугом”. Однако, в целом ряде случаев возникают тяжелые осложнения, требующие экстренного хиругического вмешательства, которое не всегда реально можно провести, если ребенок оказался далеко от госпиталя, если не сразу окружающие поняли, что случилось. В таких случаях не исключены и печальные последствия происшедшего. Поэтому, как врачу, которому часто приходится сталкиваться с такими ситуациями, мне хочется напомнить родителям о том, как важно правильное воспитание детей. Это в равной степени касается как общих вопросов поведения, так и ряда частных вопросов, включая аккуратное обращение с различными интересующими их посторонними предметами.
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News