Цивилизация и коронавирус: как современный мир порождает эпидемии - ForumDaily
The article has been automatically translated into English by Google Translate from Russian and has not been edited.
Переклад цього матеріалу українською мовою з російської було автоматично здійснено сервісом Google Translate, без подальшого редагування тексту.
Bu məqalə Google Translate servisi vasitəsi ilə avtomatik olaraq rus dilindən azərbaycan dilinə tərcümə olunmuşdur. Bundan sonra mətn redaktə edilməmişdir.

Цивилизация и коронавирус: как современный мир порождает эпидемии

В мире бушует пандемия коронавируса. По сравнению с 2002-2003 годами, когда случилась вспышка SARS, наука шагнула далеко вперед, но эпидемии происходят все чаще, а остановить их все труднее. Почему? Историк медицины и автор книги «The Pandemic Century: One Hundred Years of Panic, Hysteria, and Hubris» Марк Хонигсбаум считает, что современный мир сам порождает эпидемии, подобные коронавирусу. Nash.live переводит его колонку для издания Time.

Фото: Shutterstock

«Стихийное бедствие на самом деле вещь довольно обычная, – пишет Альбер Камю в своем романе «Чума». – Но верится в него с трудом, даже когда оно обрушится на вашу голову. В мире всегда была чума, всегда была война. И однако ж, и чума и война, как правило, заставали людей врасплох».

Камю писал о вымышленной вспышке чумы 1948 года в портовом городе Оран на северо-западе Алжира. Но во времена, когда мир содрогается от весьма реальной чрезвычайной ситуации из-за нового коронавируса в китайском городе Ухань, его наблюдения как никогда уместны.

Как и чрезвычайная ситуация международного масштаба из-за вируса Зика в 2015 году, из-за ужасающей вспышки Эболы в Западной Африке годом ранее, или всеобщая паника из-за еще одного коронавируса SARS в 2002-2003 годах, пандемия коронавируса в очередной раз застала врасплох медиков и весь мир.

Но если век борьбы с пандемиями и научил нас чему-то, так это тому, что мы, возможно, и способны лучше отслеживать угрозы пандемий на прежних «белых пятнах» карты, но также склонны забывать уроки истории медицины.

Первый урок – эпидемии новых инфекционных заболеваний, похоже, распространяются быстрее. В 19-м веке холере и чуме понадобилось несколько лет, чтобы распространиться из эпицентров вспышки, – Индии и Китая, – в Европу и Северную Америку по торговым путям с караванами, лошадьми и кораблями.

Все изменилось с появлением пароходов и расширением сети железных дорог в Европе. Скорее всего, именно пароход, плывший из Японии в Гонолулу, в 1900-м завез в Сан-Франциско чумных крыс. Десятилетием ранее так называемый «русский грипп» распространился по Европе именно благодаря паровозам. В итоге через четыре месяца после первого случая в Санкт-Петербурге, в декабре 1889-го, «русский грипп» зафиксировали в Берлине и Гамбурге, откуда он на океанских лайнерах достиг Ливерпуля, Бостона и Буэнос-Айреса.

«Русский грипп» вызвал еще две глобальных вспышки в 1892-м и 1893-м, от которых погибли около 1 млн человек – хотя истинные потери наверняка были выше. Для сравнения, три волны вспышки «испанки» произошли за короткий период между летом 1918 года и весной 1919-го. Пандемии, которая совпала по времени с Первой мировой войной, почти наверняка способствовала быстрая переброска американских солдат к линии фронта в Северной Европе на десантных самолетах.

По теме: Холера, оспа, ‘испанка’: самые жуткие пандемии в истории человечества

Но по-настоящему ход игры переломило международное воздушное сообщение. Ухань расположен в центре китайской сети авиалиний и является одновременно внутренним и международным хабом – с более 100 прямых рейсов в 22 страны по всему миру. В результате, тогда как во время вспышки SARS в 2002-м коронавирус распространился по всему миру за пять месяцев, сейчас мир подхватил китайскую заразу всего за четыре недели.

Другой важный урок из последних эпидемий – слишком зацикливаясь на причине заболевания, мы рискуем упустить более обширную экологическую картину.

70% новых инфекционных заболеваний происходят от животных. Начиная с пандемии СПИД в 1980-х, SARS, вируса Эбола и паники из-за птичьего гриппа в начале 2000-х, в большинстве вспышек можно проследить момент передачи от животных к людям. Некоторые реально предупредить соблюдением гигиены и регулярными проверками рынков диких животных. Но другие происходят из нарушения экологического баланса или вмешательства в среду, где обычно находятся патогены. Это особенно касается таких вирусов, как ВИЧ и Эбола, природными резервуарами которых считаются животные.

В частности, эпидемия Эбола в западноафриканских странах, скорее всего, началась с того, что гвинейские дети пообедали местным видом летучих мышей «лолибело», которые устроили себе гнездо в гнилом пне посреди деревни. Обычно летучие мыши селятся в сухих саваннах у кромки лесов, но, похоже, вынуждены покидать свою привычную среду обитания из-за изменения климата и вырубки лесов.

Летучих мышей считают первичным резервуаром коронавируса. Однако вирус также обнаружили у змей и пальмовых цивет (дичь, напоминающая кошек, которую очень ценят китайцы). Эпидемию SARS, скорее всего, вызвали именно циветы, которых продавали на рынке в Шэньчжэне на юго-востоке Китая. Вспышка в Ухане, скорее всего, так же началась с рынка морепродуктов. Несмотря на название, там продавали еще и диких животных, в том числе крокодилов, змей и летучих мышей.

Третий урок – китайские мегаполисы, как и большие городские агломерации в Азии, Африке и Южной Америке, создают благодатную почву для распространения новых патогенов за счет большого скопления людей в условиях антисанитарии. Иногда технологии и изменения нашей инфраструктуры способны снизить риски, которые представляет такое перенаселение для передачи патогенов людям. Так, после вспышек чумы в Сан-Франциско в 1901-м и Лос-Анджелесе в 1924-м, из жилищ и с предприятий успешно прогнали крыс и белок, которые переносили чумных блох.

Многоэтажные здания и системы кондиционирования воздуха тоже весьма эффективно защищают людей от москитов, которые переносят вирус Зика и другие заболевания. Но, как стало очевидно во время вспышки SARS, когда в Гонконге зафиксировали большое число зараженных в многоквартирном комплексе города-крепости Коулун, наша инфраструктура может нести в себе новые риски заболеваемости.

Мы, бесспорно, помогаем микробам занимать новые экологические ниши и распространяться в новые места такими способами, которые обычно становятся очевидны постфактум. Поэтому стоит всегда помнить выражение Бернарда Шоу из «Врача перед дилеммой»:

«Характерный микроб какой-нибудь болезни может быть не причиной, а симптомом».

Но, возможно, самым большим уроком из последних эпидемий стало то, что хотя научное знание постоянно прогрессирует, оно может быть губительным, ослепляя нас перед лицом надвигающейся эпидемии – так называемой «болезни Икс».

В случае с SARS мы поздно поняли, что имеем дело с новым опасным респираторным патогеном, в большой степени из-за убежденности ВОЗ в том, что мир стоит на пороге эпидемии птичьего гриппа H5N1 – опасения, которые казались разумными после того, как в двух парках Гонконга внезапно начали умирать утки, гуси и лебеди.

Практически так же ВОЗ изначально пропустила вспышку Эболы в 2014 году – не в последнюю очередь из-за подозрений некоторых экспертов, что вирус, который изначально соотносили со вспышками в отдаленных лесах центральной Африки, может представлять угрозу для Восточной Африки, – не говоря о больших городах Монровии, Фритауне, Нью-Йорке и Далласе.

По теме: Как возникают вирусы и почему их массовые вспышки неслучайны: мнение эпидемиолога

В каждом из случаев до трагедии было «известно», что Эбола не достигнет больших городов, не говоря уже о городе в Северной Америке, и что коронавирус не вызывает атипичных пневмоний. Это было ошибкой, из-за чего эксперты оказались в дурацком положении.

В этот раз хорошая новость в том, что китайские ученые быстро обнаружили новый коронавирус. И, несмотря на изначальные попытки правительства Китая скрыть предостережения, которые медики публиковали в соцсетях в начале вспышки, они быстро расшифровали его геном. Это внушает надежду, что мы сможем создать вакцину – чего не удалось во время SARS.

Тем не менее, этим усилиям точно не способствуют заблуждения об эффективности медицинских масок по сравнению с разумными мерами – такими, как частое мытье рук. Точно так же не помогают сообщения об «экзотических» кулинарных пристрастиях китайцев к диким животным или, как одна французская газета, публикации пугающих новостей о «*желтой тревоге».

Последний урок истории медицины – во время эпидемий нам следует внимательно подбирать слова, чтобы наши высказывания не породили ксенофобию, заклеймление и предрассудки, – как это произошло в начале 1980-х, когда СПИД окрестили «чумой геев». Особенно это касается нашего времени – эпохи мгновенных цифровых коммуникаций, где дезинформация и фейки распространяются быстрее и шире любого вируса.

Читайте также на ForumDaily:

Мнение: почему мировая истерия по поводу коронавируса намного опаснее самой инфекции

Город-призрак: как борьба с коронавирусом повлияла на жизнь ньюйоркцев

‘Даже врачи не знали, чего ожидать’: американка описала личный опыт борьбы с COVID-19

8 шагов, которые нужно предпринять, если у вас финансовые проблемы из-за коронавируса

Разное вспышка болезни Мир коронавирус Спецпроекты COVID-19
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News

Хотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» —  и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram  и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе. 



 
1078 запросов за 1,078 секунд.