Барак Обама в шлеме Перикла, или Нет добра без худа - ForumDaily
The article has been automatically translated into English by Google Translate from Russian and has not been edited.
Переклад цього матеріалу українською мовою з російської було автоматично здійснено сервісом Google Translate, без подальшого редагування тексту.
Bu məqalə Google Translate servisi vasitəsi ilə avtomatik olaraq rus dilindən azərbaycan dilinə tərcümə olunmuşdur. Bundan sonra mətn redaktə edilməmişdir.

Барак Обама в шлеме Перикла, или Нет добра без худа

Наша цивилизация знает рассветы и закаты, взлеты и падения, и один из самых светлых периодов ее молодости называют «веком Перикла» — V век до нашей эры, когда в уже демократических Афинах, которыми руководил стратег Перикл, были воздвигнуты Парфенон и Пропилеи, Одеон и Акрополь, когда эллины прикоснулись к мудростям Аристотеля и Платона, когда они смотрели пьесы Эсхила, Софокла и Еврипида, а короче, когда Эллада дала будущему ростки нашей хваленой культуры и демократии.

«Век Перикла», если так называть годы его власти, был недолог, всего 21 год. Наш нынешний президент Барак Хусейн Обама правит Соединенными Штатами шестой год, но обозреватель-экономист Питер Мориси назвал свою последнюю статью в газете Washington Times «Второй “век Перикла” при Обаме» (Obama’s second Age of Pericles).
На сравнение первого американского президента-афроамериканца с Периклом, что по-древнегречески значит «овеянный славой», профессора университета штата Мэриленд Питера Мориси навело январское послание Обамы «О положении страны» и его февральский проект бюджета США на 2016 финансовый год.
Согласно обоим выступлениям Обамы, наша экономика на подъеме, а с помощью новых налогов на богатых и всеобщего бесплатного обучения в колледжах страну ждет беспечальное процветание. При этом, сокрушается Мориси, немного удручает то, что, кроме падения цен на нефть, радоваться особо нечему. Бензин дешевеет, но продукты питания дорожают, местные налоги растут, обязательная медицинская страховка повышается, а зарплаты в лучшем случае стоят на месте. На рынке труда за январь появилось 230 тысяч новых рабочих мест, но за три последних месяца прошлого года их появлялось в среднем по 289 тысяч.
«Экономика, — пишет Питер Мориси, — сталкивается с встречными ветрами падения цен на нефть, проблемами в Европе и Азии, а также барьерами монополий на инвестиции и технологии, которые могли бы стимулировать рост».
Сообщения об очередном рекорде предпраздничного шопинга и росте покупок дорогой недвижимости могут тешить американского обывателя, но тот же обыватель, сэкономив на заправке своей машины, тратит эти деньги на подорожавшие товары и услуги. Я дважды в неделю езжу из Квинса в Нью-Джерси и обратно, но если нью-джерсийский бензин сейчас восхитительно дешев, то проезд по мосту Джорджа Вашингтона подорожал и обещает дорожать, а не дешеветь. Пластмассовые расчески, которые делают из отходов нефти, подешевели, но электричество компании Con Edison стало дороже, и мой парикмахер берет за стрижку на 5 долларов больше, хотя стричь на мне особо нечего. Это мелочи, а по крупному счету производители нефти сокращают объем бурений, чем наносят удар по смежным областям нефтедобывающей индустрии, от заводов бурильной техники до инженеров и консультантов, которые подсказывают, где и как лучше искать и добывать нефть. По мнению Питера Мориси, в 2015 году добыча нефти в США на уже разработанных залежах продолжит расти, а цены падать, но затем дадут о себе знать увольнения в нефтегазовой промышленности и в окружающих ее инфраструктурах.
Обама прав в том, что по сравнению с Европой наша страна выглядит очень даже симпатично, поскольку китайским машинам не хватает горючего, а Япония с ее минимальным ростом населения и практически отсутствием иммиграции стоит на месте. Опасаясь наихудшего, европейские и азиатские инвесторы отправляют деньги в Америку, давая толчок уже упомянутому скачку цен на дорогую недвижимость в Манхэттене, поднимая стоимость федеральных ценных бумаг и доллара по отношению к евро и другим валютам. В ответ на это центробанки стран Старого Света путают эстафетную палочку с волшебной. Они печатают деньги, поскольку их правительства уже не в состоянии пойти на такие меры, как избавиться от бессмысленного гнета единой европейской валюты, прекратить безрассудное кредитование огромных предприятий в Китае и убедить японок больше рожать.
Овеяв себя славой Перикла, президент Барак Обама говорит о новом американском рае, который держится на сильном долларе, но этот же доллар душит экономику, поднимая цены на наш экспорт, который как-никак конкурирует с немецким, японским и корейским. На нашем рынке искусственно дешевеют импортные товары, но нет худа без добра, и в результате торгового дефицита экономика США в четвертом квартале 2014 года выросла на 3,75%. Обама и его министр финансов Джейкоб Лью, который недавно символически возглавил нашу правительственную делегацию в Освенциме, отказываются изолировать экономику своей страны от меркантилизма Европы и Азии, хотя экономисты всех политических ориентаций предлагают различные решения.
Политика нынешней администрации поощряет монопольный рост услуг банков, авиакомпаний, широковещательных и кабельных СМИ, профессиональных спортклубов, университетов, больниц и компаний медицинских страховок. Монополии отвечают спросу, но сдерживают предложение, они ограничивают инвестиции в новые технологии ради того, чтобы облегчить жизнь своим работникам и держателям их акций. И все это Обама делает в интересах среднего класса. Питер Мориси поясняет, что, если вы, например, даже не играете, а просто работаете в футбольном клубе New England Patriots, который только что стал чемпионом, вы наверняка выиграете от выгодного контракта этого клуба с кабельной телекомпанией. Вы выиграете, а все остальные проиграют, потому что кабельная компания повысит им стоимость подписки. Если вы простой болельщик этого клуба, у вас точно не хватит денег на билет на матч Суперкубка.
«Если вы часть избранной экономики монополий или вашингтонской клики политиков, лоббистов и аналитиков, к которым я, каюсь, отношу и себя, — пишет Питер Мориси в газете Washington Times, — то рост цен, политические пожертвования и плата за консультации и пиар делают наше время вторым “веком Перикла”».
Но для большинства американцев наступает не золотой век античного благоденствия, а суровое средневековье, когда они, как рабы, прикованы к работам, которые им не по душе, или живут на государственную помощь. Но ведь и в вожди они выбрали не элитиста Перикла, а популиста Обаму. Нет худа без добра, но нет и добра без худа.

В США На родине
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News


 
1177 запросов за 1,195 секунд.