Авигдор Либерман: «Необходимо создать глобальную сеть еврейского образования»
Страстная речь главы внешнеполитического ведомства Израиля Авигдора Либермана, его обращение к участникам Конференции президентов ведущих еврейских организаций Северной Америки, которая прошла в конце февраля в Иерусалиме, никого не оставили равнодушным.
Вопреки ожиданиям вице-премьер и министр иностранных дел не говорил ни об Иране, ни об израильско-палестинских переговорах, ни о Евросоюзе. Свое выступление Авигдор Либерман посвятил сионизму, еврейскому образованию и репатриации в Израиль.
– Уважаемый исполнительный вице-президент Малкольм Хонлайн! Дамы и господа! Дорогие друзья!
Я хочу посвятить свое сегодняшнее выступление перед вами нашей самой важной, на мой взгляд, и безотлагательной политической задаче. Я не буду говорить про Иран или палестинцев — я хочу поговорить здесь о преемственности поколений еврейского народа.
Я рад, что мне выпала честь говорить об этом здесь, в Иерусалиме, вечной столице еврейского народа, потому что одна из молитв, благодаря которым мы выжили и сохранились как народ в течение многовекового изгнания, заканчивается словами «В будущем году в Иерусалиме!».
Прежде всего, мне хотелось бы разъяснить, что, говоря о проблемах еврейского народа, я имею в виду задачи, стоящие перед всеми евреями планеты — в Израиле и в диаспоре, ашкеназами и сефардами, религиозными и светскими, реформистами, консерваторами и ортодоксами. Ни один сегмент глобального еврейства не может быть объявлен «нелегитимным», никому нельзя закрыть вход в наш общий шатер, и все мы связаны обязательством противостоять вызовам нового времени как один народ в самом полном смысле этого слова.
Вместе с тем я хочу выразить свое твердое убеждение в том, что самая большая угроза для нас как евреев, в Израиле и в диаспоре, вне зависимости от происхождения, это угроза демографическая. Сегодня, по оценке Центрального статистического бюро Израиля, в нашей стране проживает около 6,1 млн евреев. Точную цифру еврейского населения США оценить сложнее, однако, по данным 2012 года и оценкам ведущего израильского демографа Серджио Делла Пергола, в США проживает около 5,4 млн евреев. Исследовательский центр Pew в ходе своего недавнего опроса назвал чуть меньшую цифру в 5,3 млн.
Увы, данные этого исследования о состоянии американского еврейства могут вогнать в депрессию. Они свидетельствуют о росте числа тех, в чьей жизни нет никакого или почти никакого еврейского содержания, кто вступает в браки с неевреями и не прилагает усилий для воспитания своих детей в еврейском духе. Все эти негативные показатели выросли по сравнению с подобным исследованием десятилетней давности.
Доля смешанных браков среди всех евреев выросла до 58%, а за исключением ортодоксальной общины — до 71%, в то время как до 1970 года только 17% евреев США вступали в браки с неевреями.
Когда речь заходит об отношении к Израилю, и здесь мы наблюдаем большой разрыв между поколениями. В то время как 30% опрошенных сообщили, что чувствуют «тесную связь» с Израилем, и еще 39% — что чувствуют «определенную связь», 31% участников опроса заявил, что не чувствует либо почти не чувствует никакой связи с Еврейским государством. Отвечая на вопрос, является ли забота об Израиле ключевым элементом еврейского бытия, только 43% участников ответили утвердительно — всего на 1% больше тех, кто считает, что ключевым элементом еврейского самосознания является «хорошее чувство юмора»!
По данным исследователей, евреи старшего поколения более склонны считать заботу об Израиле ключевым элементом своего еврейского самосознания, нежели еврейская молодежь. Более половины участников опроса в возрасте старше 65 лет придерживались этой позиции по сравнению всего с 32% участников опроса моложе 30 лет.
Дамы и господа, эта статистика свидетельствует о том, что евреи Америки стоят перед лицом настоящей демографической катастрофы.
В течение многих лет израильские официальные лица призывали наших братьев и сестер в диаспоре — таких, как вы, — жертвовать свое время, энергию и деньги на благо Израиля. Однако сегодня я обращаюсь к вам, чтобы сказать: хотя мы всегда и вечно будем благодарны вам за помощь, мы верим, что пришло время сосредоточиться на проблемах ваших собственных еврейских общин, особенно тех, которые вытекают из опасных тенденций, продемонстрированных недавним исследованием.
Я всеми силами верю в то, что лучшее «противоядие» растущей ассимиляции, смешанным бракам и потере интереса ко всему еврейскому и к Израилю — это образование. В еврейских источниках говорится, что Иерусалим был разрушен только потому, что школьникам не дали продолжать занятия. К сожалению, сегодня еврейские дети не могут получить еврейское образование потому, что в Соединенных Штатах оно стоит крайне дорого. Не может быть — не должно быть так, чтобы еврейский ребенок не мог получить хорошее еврейское образование по материальным причинам. Те из нас, кого беспокоит будущее еврейского народа, не вправе с этим смириться.
В ходе моего последнего визита в Нью-Йорк я встретился с русскоязычной еврейской семьей в Бруклине. Они рассказали мне, что учеба их троих детей в хороших еврейских школах обойдется им около ста тысяч долларов. Они просто не могли себе позволить подобное, и они не одни — это типичная ситуация не только для США, но и для всего еврейского мира, будь то Россия, Франция, Аргентина и так далее. Если такое положение будет продолжаться, то в течение одного-двух ближайших поколений мы можем потерять еще 6 миллионов евреев.
Чтобы избежать подобной трагедии, все еврейские дети должны получить возможность посещать учебное заведение, где им расскажут о еврейской истории, ценностях, традициях, где им помогут укрепить их еврейское самосознание и усилить их связь с Израилем и сионизмом. Мы должны сделать так, чтобы еврейские школы вошли в число лучших в мире.
В качестве министра иностранных дел Израиля я побывал с визитами во многих столицах мира и, разумеется, общался с нашими послами и генеральными консулами. Я задавал им один и тот же вопрос: где учатся их дети? Для меня было шоком узнать, что в девяти случаях из десяти дети официальных представителей Израиля учатся в американских или международных школах, даже там, где действуют местные еврейские школы. На мой вопрос, почему израильские дипломаты не посылают детей в еврейские школы, я получаю простой ответ: американские или международные школы обеспечивают более высокое качество обучения. Такое положение просто неприемлемо.
К сожалению, такая ситуация характерна и для еврейского населения в таких странах, как США, где только 12 процентов детей посещают еврейские школы, и, если мы вычтем из этого числа детей ортодоксальной общины, доля еврейских детей, получающих хоть какое-то еврейское образование, упадет до считанных процентов.
Мы должны создать глобальную сеть еврейских школ, стандарт преподавания в которых будет выше, чем у существующих сетей американских и международных школ. Только таким путем мы сможем гарантировать наше выживание как народа.
Иерусалимский Талмуд сравнивает единство еврейского народа с человеческим телом. Как любое живое тело, так и еврейский народ не может нормально функционировать, если какая-то его часть страдает.
Правительство Государства Израиль хотело бы помочь в создании программы, которая гарантировала бы каждому еврейскому ребенку высококачественное еврейское и сионистское образование. Вы делаете очень важное дело на благо Государства Израиль. Ваше сотрудничество с нами укрепляет связи Израиля и диаспоры. Мы особенно благодарны вам за поддержку таких проектов, как Taglit-Birthright и МАСА, благодаря которым так много молодых евреев приблизилось к Израилю и сионизму.
И тем не менее прежде всех дискуссий по таким проблемам, как Иран или палестинцы, ваш диалог с израильским правительством и Еврейским агентством «Сохнут» должен быть посвящен спасению будущих поколений еврейского народа.
Годовой бюджет Израиля составляет сегодня более ста миллиардов долларов США. Я верю, что наше правительство может и должно пожертвовать по миллиону долларов ежедневно — 365 миллионов в год, и мы надеемся, что еврейские общины диаспоры могут со своей стороны собрать равную сумму, чтобы финансировать этот глобальный образовательный проект. Он не может быть реализован в меньшем масштабе. Он должен занять центральное место в нашем партнерстве.
Мы можем найти эти средства в наших бюджетах, если примем принципиальное решение — поставить вопрос еврейского образования во главу угла. Вопрос еврейского образования должен стать самым главным в глобальной повестке дня. С моей точки зрения, речь идет о куда более важной проблеме, чем даже переговоры с палестинцами или иранская ядерная угроза.
Смысл партнерства между израильским правительством и еврейскими лидерами диаспоры должен состоять в том, чтобы гарантировать ежедневный совместный двухмиллионный вклад в дело спасения еврейского народа. Я надеюсь, что, когда мы приступим к работе над новым бюджетом, одним из его принципов станет выделение требуемого финансирования для этого проекта, и партия «Исраэль бейтену» («Наш дом Израиль»), которую я возглавляю, будет занимать в борьбе за это самую активную позицию.
Нам нужно дать самый решительный ответ надвигающейся на нас демографической катастрофе. Мы нуждаемся в прямых инвестициях в еврейскую молодежь, чтобы она осталась еврейской и получила знания и навыки, необходимые для продолжения активной общинной жизни. Я хотел бы, чтобы высказанная мной здесь концепция стала реальностью, а не мечтой и не очередным заголовком.
Вместе с тем создание такой международной сети еврейских школ — лишь первая часть этой концепции. В дополнение к этому моя цель состоит в том, чтобы в ближайшие 10 лет в Израиль приехали еще 3,5 млн евреев из диаспоры и чтобы еврейское население Израиля превысило 10 млн человек.
Я знаю, кому-то эта цель покажется нереальной, другие скажут, что это всего лишь лозунг. Я отвечу им словами Герцля: «Если вы захотите — это не будет сказкой. Им тирцу — эйн зо агада. If you will it, it is no dream». Таким был девиз, с которым мы достигали таких же нереальных целей в течение последних ста лет. Раз за разом мы совершали невозможное — в особенности тогда, когда от этого зависело наше будущее.
Две эти критические задачи — образование и репатриация — должны стать максимально важными для Государства Израиль и для всего еврейского народа. Я надеюсь, что общими усилиями мы сможем добиться прогресса в реализации этих проектов. Спасибо вам!
Элинор Гинзбург,
Израиль