Самые интересные моменты четвертых республиканских дебатов
Вчера в Милуоки прошли четвертые дебаты кандидатов на президентское кресло от Республиканской партии.
СМИ разделились в их оценке. Одни посчитали дебаты скучными (The Washington Post), другие — оживленными (Vox).
Восемь кандидатов выступали по очереди, соответствующей их позиции в рейтинге по мере убывания: сначала — миллиардер Дональд Трамп, затем — бывший нейрохирург Бен Карсон, сенатор от Флориды Марко Рубио, экс-губернатор Флориды Джеб Буш, сенатор от Техаса Тед Круз, экс-глава компании Hewlett-Packard Карли Фиорина, сенатор от Кентукки Рэнд Пол и губернатор Огайо Джон Кейсик.
“Форум” рассказывает о самых важных и интересных моментах этих теледебатов.
Кандидаты обсуждали, модераторы помалкивали
Главной темой четвертых дебатов были ключевые вопросы, волнующие американское общество: налоги, иммиграция, военные траты и минимальная заработная плата.
Стоит заметить, что во время предыдущих дебатов республиканцы в основном обсуждали друг друга и мало затрагивали важные для избирателей темы.
Резкий поворот в поведении модераторов прошел после третьих дебатов на CNBC.
Минусом шоу было то, что порой кандидаты уклонялись от ответа на вопрос, а модераторы не направляли их в нужное русло.
Путина назвали «гангстером»
По отношению к России и ее лидеру кандидаты продемонстрировали чуть ли не прямо противоположное отношение. Эта дискуссия показала разницу взглядов внутри республиканцев.
В речи сенатора Марко Рубио звучала яркая антипутинская риторика. Своего эмоционального пика она достигла, когда Рубио назвал президента России Владимира Путина «гангстером» и «деятелем из мира организованной преступности».
«Я никогда не встречался с Владимиром Путиным, но я знаю достаточно о нем, чтобы понимать, что он – гангстер, – сказал Рубио. – Фактически, он деятель из мира организованной преступности, который руководит страной, контролирует экономику объемом в два триллиона долларов. И ускоренно наращивает свой военный потенциал, несмотря на то, что его экономика находится в катастрофическом состоянии».
Джеб Буш, в свою очередь, призвал к созданию в Сирии бесполетной зоны и к более широкой поддержке прозападных сирийских повстанцев, известных как Сирийская свободная армия, а также созданию «зон безопасности» для них на земле. Кандидат также осудил растущее, по его мнению, влияние России на Ближнем Востоке.
«Трагично видеть, что Ирак и другие страны теперь разговаривают с Россией, – сказал Буш. – Не так давно Россия не имела никакого влияния в регионе. Поэтому Соединенным Штатам необходимо повсеместно утверждать свои лидерские позиции».
Схожую позицию высказала бывший руководитель компании Hewlett-Packard Карли Фиорина, которая поддержала идею создания бесполетной зоны в Сирии, поскольку, как она считает, «Россия не может указывать США, где и когда могут летать наши самолеты».
Дональд Трамп, которого прямо спросили о его отношении к Путину, наоборот, резких заявлений постарался избежать, и даже поддержал действия России в Сирии. «Если Путин хочет стереть «Исламское государство» в порошок, то я только за, это 100%. И я не понимаю, как кто-то может быть против этого», – сказал Трамп.
Трамп также предложил, чтобы ЕС играл более активную роль в урегулировании конфликта в Украине. «Что касается Украины, у нас есть группа людей и группа стран, включая Германию, которая является экономической громадиной, – так почему же мы всегда делаем эту работу?» – спросил он.
Также Трамп не преминул козырнуть встречей с Владимиром Путиным, которая, по его словам, произошла в комнате отдыха для гостей эфира в съемочной студии американского телеканала CBS, во время записи передачи «60 минут». «Мы вместе были на «60 минутах», и все прошло достаточно хорошо», — рассказал Трамп.
Как чуть позже выяснило издание Washington Examiner, этой встречи быть не могло, поскольку Трамп давал интервью в Америке, а часть программы, в которой участвовал российский президент, снималась в России.
Впрочем, эстафету упоминаний о личных встречах с Путиным во время дебатов также подхватила и Карли Фиорина. Она заявила, что также имела личную встречу с Путиным, но не во время записи телевизионного шоу. Где именно они встречались — Фиорина не уточнила. Впрочем, несмотря на полулирическое отступление, позиция бывшего руководителя HP осталась неизменной — она еще раз подтвердила, что не стала бы разговаривать с Путиным, поскольку сейчас США пришлось бы говорить с ним с позиции слабого.
«Я бы не разговаривала с ним какое-то время, но вот что бы я сделала. Я бы начала восстанавливать Шестой флот прямо у него под носом, восстанавливать военный потенциал, программу противоракетной обороны в Польше – прямо у него под носом, – подчеркнула Фиорина. – Я бы проводила очень агрессивные военные учения в странах Балтии, чтобы он понял, что мы будем защищать наших союзников по НАТО. Возможно, я бы отправила в Германию еще несколько тысяч военнослужащих – не для того чтобы начать войну, но чтобы убедиться, что Путин понимает: Соединенные Штаты Америки будут поддерживать своих союзников», — сказала Карли Фиорина.
На идею о приостановке контактов с Путиным немедленно отреагировал сенатор Рэнд Пол, который отверг ее как несостоятельную.
«Думаю, это столь наивно и глупо – полагать, что мы не будем разговаривать с Россией», – сказал он. Также Пол осудил идею создания бесполетной зоны как слишком опасную.
Джон Касич, со своей стороны, призвал направить оружие в Украину, чтобы «они могли постоять за себя», пишет «Голос Америки».
Иммиграционный вопрос
Во время обсуждения темы иммиграции Джеб Буш получил отличную возможность вырваться вперед за счет Трампа. Миллиардер продолжал восхвалять свой план по построению стены на мексиканской границе и депортации одиннадцати миллионов мигрантов. Оппоненты раскритиковали Трампа за этот план.
Джеб Буш обвинил бизнесмена в том, что своими заявлениями он провоцирует испаноязычный электорат голосовать за демократов, в частности — за Хиллари Клинтон.
Джон Касич, губернатор Огайо, вообще назвал этот план «детским». Он раскритиковал массовую депортацию как решение проблем американцев: «Это глупый аргумент».
Марко Рубио вообще решил избежать дискуссии по этому вопросу, в котором он недостаточно силен.
У Рэнда Пола прорезался голос
Во то время как Рубио, Буш и Карли говорили о необходимости увеличить военные расходы и усилить американскую армию, сенатор Рэнд Пол заявил, что США уже тратят больше, чем ближайшие десять стран вместе взятые.
Между Полом и Рубио вспыхнула эмоциональная дискуссия: Рубио доказывал Полу, насколько жизненно важно иметь сильную армию, и, судя по реакции зала, сенатор от Флориды выиграл этот маленький бой.
А вот в словесной схватке с Дональдом Трампом Рэнду Полу удалось уколоть миллиардера.
Редактор Wall Street Journal Жерар Бейкер спросил Дональда Трампа о его отношении к Транс-Тихоокеанскому партнерству — соглашению о торговле между США, Канадой и 10 странами в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Трамп слов не подбирал. «Это ужасный договор, который не принесет ничего, кроме проблем. Этого договор был создан, чтобы Китай, как он всегда делает, зашел через черный вход и воспользовался всеми возможными преимуществами. Это договор на 5600 страниц. Он такой сложный, что никто его не читал. Как Обамакэр», — говорил он. — Кроме того, манипуляции валютой не обсуждаются в договоре, который является катастрофой. Посмотрите на то, как это делают Китай и Индия».
«Эй, Жерар, знаете, вы могли бы указать на то, что Китай не является частью этой сделки,» — перебил Пол, чем вызвал аплодисменты зала.
Налоговые дебаты
Дискуссия на тему налогообложения показала, что у каждого из кандидатов есть реальные планы в этой сфере.
Буш выступил за сокращение бюджетных расходов. Бен Карсон — за роспуск правительством налоговой службы и введение одинакового для всех налога в 10-15 процентов.
Трамп пообещал отменить налог на прибыль для американцев, которые получают меньше 25 тысяч долларов в год, и для семей, чей доход составляет менее 50 тысяч.
Карли Фиорина, как и раньше, убеждала, что она может составить налоговый кодекс из трех страниц, однако сказать, что именно в нем будет, — не могла.
Впереди у республиканцев еще два раунда теледебатов: в декабре – в Лас-Вегасе, в январе – в штате Айова.
Кандидат на пост президента будет назван на съезде Республиканской партии в июле 2016 года. Выборы президента США пройдут 8 ноября 2016.