На что способны малыши до года: 8 фактов
Они пускают слюни, что-то бормочут и постоянно спят. Если проследить за тем, как проходит день вашего малыша, вы можете подумать, что он еще не обладает достаточными познавательными или эмоциональными способностями, чтобы понять многое из происходящего вокруг него.
Но если вы присмотритесь внимательнее, то можете увидеть, что ребенок на самом деле предельно сфокусирован на выяснении того, что представляет собой мир вокруг него. Малыш систематически анализирует предметы и людей, даже строит какие-то гипотезы, а потом пытается проверить их благодаря неким экспериментам. Если полученные данные не удовлетворяют ребенка, он пересматривает свои потребности и продолжает изучать их.
Чем больше ученые пытаются распознать процессы взаимодействия младенцев с окружающим их миром, тем более мудрыми им кажутся дети. Эти восемь фактов, собранные психологом Габриэллой Принсип из Чарлстонского колледжа в Южной Каролине, могут удивить вас теми уникальными талантами, которыми обладают малыши.
- Малыши запоминают самый ранний опыт
В рамках одного эксперимента будущих мам попросили дважды в день громко читать сказку «Кот в шляпе» в течение последних шести недель беременности. Вскоре после рождения их дети демонстрировали особый интерес именно к этому произведению, отдавая ему предпочтение перед другими сказками для детей. Это подтверждалось интенсивностью, с которой они прикладывались к соске в момент прочтения различных сказок. Еще более примечательно то, что дети проявляли интерес к сказке вне зависимости от того, читала ли «Кота в шляпе» их мама или мама другого малыша.
- Малыши различают добро и зло
К шести месяцам младенцы могут судить о правильности или неправильности поведении, а также различать что хорошо, а что плохо, как и большинство взрослых. Чтобы обнаружить эти способности, исследователи показывали детям куклу-марионетку, которая толкала мяч в гору. Затем другая кукла либо помогала первой, либо мешала ей. Позже, когда детям предлагали на выбор поиграть с одной из кукол, малыши отдавали предпочтение кукле-помощнице. Некоторые дети даже намеренно отталкивали «злую» куклу, которая все время мешала «доброй». И даже трехмесячные малыши, которые еще не способны играть с куклами, взглядом демонстрировали одобрение в отношении понравившейся им куклы. Это говорит о том, что и к 12 неделе малыши могут оценивать поведение.
- Малыши всегда норовят помочь
Когда годовалые дети наблюдали за тем, как какой-то человек пытался открыть дверцу шкафа, хотя его руки были чем-то заняты, или пытался дотянуться до предмета, который находился за пределами его досягаемости, малыши спонтанно отвлекались от того, чем они на тот момент занимались, и пытались помочь незнакомцу. То есть младенцы пытались самостоятельно подобрать предмет и помочь человеку открыть дверь. Однако имейте в виду: существуют свидетельства того, что вознаграждения малышам за оказание помощи лишь препятствует, а не способствует развитию этих качеств в будущем. Когда детям постарше дают материальное вознаграждение или просто хвалят за оказанную помощь, они потом реже ощущают необходимость в том, чтобы помогать другим. Так что дважды подумайте, прежде чем хлопать своему маленькому помощнику!
- Малыши воспринимают статистику
Десятимесячные малыши приняли участие в эксперименте с двумя прозрачными контейнерами. Первый был наполнен розовыми и черными игрушками в соотношении «три к одному» (12 розовых и 4 черных). Другой – наоборот, «один к трем» (12 розовых и 36 черных). Исследователь доставал по одной игрушке из каждого контейнера, держа их так, чтобы дети не видели, какого цвета игрушки, и откладывал их в непрозрачный контейнер. И дети тянулись к первому контейнеру, поскольку вероятность того, что там окажется розовая игрушка, была выше. Выходит, дети хорошо подкованы статистически!
- Малыши учатся на сюрпризах
Сюрпризы позволяют детям учиться и даже пытаться выяснить что-то доселе неизвестное. Эта тенденция подтвердилась в исследовании, в котором 11-месячные малыши наблюдали за мячами, которые вели себя предсказуемо и непредсказуемо. Например, дети видели, как мячик катится вниз по поверхности. В первом случае он упирался в препятствие в виде стенки, а в другом создавалось впечатление, что мяч катится дальше, сквозь стенку. И детям было интереснее разобраться с «волшебным» мячом, который смог их удивить нестандартными действиями. Если вы хотите поощрять любопытство собственного ребенка, знайте, что сюрпризы можно делать не только по праздникам.
- Малыши требуют внимания
Когда мама не реагирует эмоционально на действия малыша, он сразу же пытается вновь привлечь ее внимание какими-то звуками или улыбкой. Но если мама продолжит игнорировать ребенка, он начнет рыдать или кричать, чтобы она обратила на него свой взор. Подобные действия наглядно показывает, насколько многогранным является эмоциональное восприятие малышами происходящего с ними в их повседневном взаимодействии с мамами.
- Малыши хорошо разбираются в людях
Вы знаете, что дети умеют очень хорошо подражать. Но вы можете не знать, что малыши не будут подражать кому попало. Начиная примерно с их первого дня рождения, они автоматически оценивают окружающих и не будут подражать тем, кто, по их мнению, не заслуживает доверия. Это было продемонстрировано на следующем примере: на глазах малышей взрослые заглядывали в ящик, выражая некоторое возбуждение, а затем просили детей повторить их действие. Дело в том, для некоторых детей в коробках находилась игрушка, а для других – там ничего не было. Судя по результатам, когда взрослые просили малышей повторить их действия в следующем задании, они реагировали только на просьбы «надежных» взрослых.
- Малыши немного разбираются в физике
Детские психологи, которые занимаются возрастной психологией, регулярно придумывают те или иные фокусы для детей. То твердые тела зависают где-нибудь в воздухе, то они проходят сквозь стены и исчезают, чтобы вновь появиться уже в другом месте. Малыши внимательнее следят за этими процессами, чем за сценами, в которых все однообразно, и законы физики не нарушаются. Малыши понимают, что предметы подчиняются законам гравитации, и что они не могут двигаться через пространство, занимаемое другими предметами.
—
«Форум» писал ранее о том, что ученые сумели объяснить, почему взрослые плохо помнят собственное детство, особенно первые три года жизни. Как оказалось, у детских воспоминаний имеется возраст, а новые клетки мозга полностью стирают старые.
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News