Очередные мнения и сомнения…
Есть люди, которые не верят даже прогнозам государственного метеорологического института, если не прочтут их в своей газете.
Карел Чапек
Перефразируя известный афоризм, можно утверждать, что «сколько мнений — столько и сомнений». Хотите в этом убедиться? Позвоните своим друзьям в Европу или Россию и расскажите им о необыкновенно теплой прошедшей зиме на всем Атлантическом побережье США. В ответ вы услышите явное удивление и плохо скрываемое сомнение в объективности ваших рассказов. Абонент на том берегу Атлантики будет вас уверять, что, наоборот, такой холодной и снежной зимы не было десятки лет, а в некоторых местах — столетие. В свою очередь, вы тоже могли бы (если бы не смотрели ТВ и не читали газет) высказать сомнения в возможности таких масштабных аномалий. Действительно, трудно воспринять, что привычные зоны тепла и холода упорно стараются поменяться местами. Это вызывает недоумение, а иногда и раздражение.
С тех пор как были выявлены заметные изменения температурного режима отдельных регионов планеты, возник ожесточенный обмен мнениями между сторонниками и противниками гипотезы (подчеркну — только гипотезы!) глобального потепления. Чтобы атаковать чужое мнение, нужны факты. Каждая сторона тщательно подбирает именно те, которые ложатся на ее чашу весов и помогают убедить общество в ее правоте. Эти убеждения оплачиваются очень дорого — десятки миллиардов долларов истрачены на реализацию тех или иных рекомендаций. Проблема еще и в том, что «наглядная» правота сегодняшнего дня может в недалеком будущем оказаться ошибкой.
Складывается впечатление, что природа тщательно следит за ходом борьбы мнений в научном мире, не давая ни одной из групп явного преимущества, а следовательно, и соответствующего финансирования. Каждый год она подкидывает убедительные доводы правоты то одной, то другой группы ученых. Нам остается только внимательно следить за тем, как, играя климатическими аномалиями и погодными парадоксами, природе удается не только водить за нос тысячи специалистов, но и сохранять и поддерживать то равновесие, которое обеспечивает существование всего живого на Земле. Посмотрим, как умело природа «выравнивает» температурные чаши своих весов: подбросив избыток тепла в одном месте, она не забывает охладить другое.
«Чаша» тепла
Зима 2011/2012 года на Атлантическом берегу Америки была необыкновенно мягкой. В Нью-Йорке декабрь и январь были значительно теплее нормы, а 7 января температура достигла исторического максимума +18 °С. Средняя температура по США в январе составила +2,4 °С, что почти на три градуса выше среднеянварской за весь XX век. Это был четвертый за столетие теплый январь (самый теплый был в 2006 году). В феврале не было ни одного дня с отрицательной температурой, и всего три слабо морозных ночи. Картину погоды дополняло отсутствие снега на севере, Среднем Западе и северо-востоке страны.
Абсолютную победу тепла над холодом принес март: на половине территории США было побито более семи тысяч температурных рекордов. Метеорологи отметили, что это был самый теплый март за всю 117-летнюю историю наблюдений. СМИ уже дали прошедшему сезону саркастическое название «год без зимы». График фактической погоды с 7 по 25 марта почти вплотную приближался к отметкам исторических максимумов этого периода. Особенно припекало в середине последней декады, когда ртутный столбик поднимался до 26 °С. Особенностью этой волны тепла были высокие ночные температуры, иногда на уровне дневных. Горожане могут с полным правом называть себя свидетелями исторического события, ведь подобное тепло отмечалось лишь в далеком 1907 году. Естественно, что этого никто не может помнить, но архивы метеорологов этот факт сохранили.
Анализ тех же архивных данных показывает, что в последние годы весна наступает все раньше. Самая ранняя весна в этом году наступила в штатах Монтана, Вашингтон, Орегон, Невада, Юта и Коннектикут: в них первые почки распустились на пять дней раньше нормы — 15 марта. В среднем в США (без учета Аляски и Гавайских островов) зима закончилась на три дня раньше обычного. Мы еще узнаем, как отразится это радостное событие на экономических показателях страны (экономия на снегоуборке городов и расчистке магистралей) и жителей (экономия на газе и топливе).
Но, как это ни парадоксально, есть и негативные последствия этого феномена. Ученые предупреждают, что преждевременное потепление не лучшим образом сказывается на здоровье граждан с хроническими болезнями, в первую очередь — аллергией. За последние полвека средняя продолжительность сезона пыления увеличилась на одну-две недели. Заметно возросло количество людей, для которых приход весны связан с мучительным недомоганием. Особенно это заметно в сочетании с загрязнением окружающей среды (весна поднимает в воздух то, что накопила зима), провоцирующим обильное цветение амброзии — одного из самых опасных сорняков-аллергентов.
Специалисты подтвердили, что масштабы температурных отклонений в марте превысили самые смелые прогнозы климатологов. Насколько осторожно и витиевато эта ситуация была прокомментирована, вы можете судить по цитате: «Крайность всегда может произойти, однако если в вопросах температуры воздуха крайность наблюдается все чаще и чаще, становится очевидным, что происходят какие-то перемены». Анализ накопленных данных показал, что вслед за аномально высокими температурами марта всегда следует аномально высокая частота разрушительных торнадо и штормов. Подтверждение не замедлило сказаться. Начало весны обернулось для жителей солнечной Калифорнии серией мощных штормов. Они принесли в горные местности обильные осадки и град, а по долинам прокатились торнадо. Кроме десятков жертв, разрушений и сорванных крыш, шторм блокировал снежными заносами автодороги в горах.
«Чаша» холода
Казалось бы, природа дала явный повод торжествовать сторонникам потепления климата. Но, нарушив температурный баланс, она тут же нашла возможным восстановить равновесие, добавив в «нужные» места порцию аномального холода. Одним из этих мест стала Аляска. К холоду и снегу там привыкли. Но аномалия заключалась в чрезвычайной обильности снегопадов. Нынешняя весна побила рекорд 60-летней давности, накопив в Анкоридже почти 3,5 м снега. Прогнозисты США не ожидали столь холодной и снежной зимы. Жители Аляски едва успевали расчищать свои дома и дороги. Коммунальщикам штата за сезон пришлось вывезти за пределы городов и поселков более 2 млн кубометров снега. Пока южные штаты сожалеют о «зиме, которой не было», северный штат утопает в снегу и бьет рекорды холодов. Поистине: «Америка — страна контрастов»!
Но, судя по всему, холода на Аляске не компенсировали избыток тепла на основной территории США. Поэтому для поддержания температурного баланса природа решила остудить несколько других районов. Когда метеорологи Китая подвели итоги зимнего сезона, то они констатировали, что на всей территории страны он был холоднее обычного. Причина — проникновение холодного и сухого воздуха из Сибири. В январе морозы достигали 22–25 °С, а такой бесснежной зимы (сравните с Аляской!) не было более 40 лет. В среднем по северу страны температура оказалась на 0,6 градуса ниже, а осадков выпало на треть меньше многолетней нормы.
Природа оказалась не только хитрой, но и проказливой. Раз в Северном Китае было сухо, то почему бы не вылить излишки воды по соседству — на Южный Китай? С начала года там стоит пасмурная (обычно это редкость), дождливая (осадки уже вдвое превысили норму) и прохладная (отрицательная аномалия 2–4 градуса) погода. Из-за нее отложен весенний сев, затруднена уборка овощей и фруктов. Убытки, как всегда, сосчитают по осени…
А теперь несколько абзацев для тех, кто пока еще уверен, что мир переживает период глобального потепления. Чтобы рассеять этот миф, достаточно было побывать в начале нынешнего года на территориях, традиционно считающихся зонами климатического комфорта: в Средней Азии, Предкавказье, Южной Европе. Там все чаще слышны жалобы на стихийные бедствия, непогоду, несвоевременные дожди, слишком холодные сезоны.
В этом году зима на юге России была не просто холодной, а чрезвычайно морозной! Почти повсеместно были установлены рекорды минимальных температур. В Дагестане на протяжении недели морозы держались ниже минус 25 °С, превзойдя исторический минимум 1888 года! Самые древние рекорды холодов были перекрыты в Ставрополе (минус 30), в Минеральных Водах (минус 31), в Астрахани (минус 33,3). В середине марта по всему югу России свирепствовали метели, стихийным бедствием стал гололед. Апрель там пока скорее наследник зимы, чем преемник весны…
Ни о каком «потеплении» не стоит говорить в Средней Азии. Достаточно процитировать информацию Гидрометцентра от 20 марта: «В регионе отмечается весенний коктейль из сильного снега, метели, пыльной бури и штормового ветра. В Киргизии, Узбекистане и Таджикистане за сутки выпало до 20 мм снежных осадков. В горах снегопады были более интенсивными и сопровождались метелями. Снежные заносы заблокировали ряд высокогорных трасс и остановили работу аэропорта Ош. Сильные снегопады значительно осложнили лавинную обстановку, пришлось закрыть движение по трассе Бишкек — Ош. На улицах Оша царит снежный хаос — на линии не вышли четверть автобусов и маршруток. Ненастье сопровождается значительным похолоданием». Вся эта «прелесть» продолжалась до конца марта…
Думаю, что разговор о «потеплении» не поддержат и туристы, посетившие в первые месяцы нынешнего года страны Южной Европы. Ко всем экономическим неурядицам там добавились природные невзгоды. Так, февраль в Испании выдался очень холодным — на 2,5 градуса ниже тридцатилетней нормы. Поскольку из-за низкой облачности дневного прогрева почти не было, среднесуточные температуры оказались самыми низкими с 1956 года. В прибрежных районах снег выпадал даже на уровне моря, в том числе и на Балеарских островах. Дневная температура не поднималась выше 0 °С, а в горах понижалась до минус 10–20 °С.
Но и весна не принесла в Средиземноморье обычного тепла. В марте циклоны то и дело заносили сюда холодный воздух, и в субтропической зоне Европы продолжались снегопады. Снег выпадал в горах на юге Италии, в Черногории, Боснии и Герцеговине, Болгарии. Снежно и холодно было в Турции, в горах до минус 20 °С, в Анкаре ночью лежал снег слоем до 25 см, а днем температура не поднималась выше +4 °С. Циклон добрался и до Сочи, днем — не выше +2 °С, ночью — морозно, в горах прошли обильные снегопады, даже на метеостанции субтропического курорта лежал снег до 6 см. Может быть, это была предолимпийская репетиция погоды?
Если кто-либо из читателей решит, что надежную гарантию не попасть в какую-нибудь погодную передрягу дает самый теплый континент планеты — Африка, то хочу их разочаровать. От нынешних холодов невозможно было укрыться даже там. Через неделю после начала календарной весны в субтропиках продолжались снегопады. Прошли они даже на севере Африки, где сформировался снежный покров. Последний раз снег в Сахаре отмечался 33 года назад. На обширной территории одного из самых теплых мест планеты погода представляла собой смесь дождя, переходящего в снег, бурных паводков, штормового ветра и пыльно-песчаных бурь. Циклон был малоподвижен, поэтому осадков выпало много: в Тунисе — 64 мм, в Ливии — 73 мм, на Мальте — 105 мм (это гораздо больше, чем выпадает в Нью-Йорке за месяц!). Разве это не аномалия? Осталось только решить — с каким знаком? Интересно, насколько уменьшилась численность сторонников «глобального потепления» после нынешней зимы?
Не следует думать, что вся эта климатическая неразбериха выпала именно на нашу долю. Кто-то из читателей, возможно, помнит шутливые строки А. Галича, написанные ровно полстолетия назад на ту же тему: «Все теперь на шарике вкривь и вкось,/ Шиворот-навыворот, набекрень…/ /И там, где полюс был, там тропики,/ А где Нью-Йорк — Нахичевань…/ И рубают финики лопари,/ А в Сахаре снегу — невпроворот…» Напомню и анекдотическое объяснение этой ситуации: «Это гады-физики на пари/ раскрутили шарик наоборот/». В те годы мы еще не переживали так остро по поводу изменений климата, СМИ гораздо чаще говорили об угрозе «ядерной зимы». Оказалось, что физики здесь ни при чем, ни в шутку, ни всерьез. У природы свои законы, большинство которых мы не ведаем…
К читателям
Задайте себе вопрос: «Что мы знаем о дожде, тумане, снеге, граде, росе и многих других погодных явлениях, как они влияют на нашу жизнь, здоровье и настроение, каковы особенности «городской» погоды, чем объясняются климатические аномалии?» Вы будете удивлены ответом — ежедневные привычные явления погоды окажутся «знакомыми незнакомцами», о которых мы чрезвычайно мало знаем и весьма поверхностно судим.
Если вас интересует сущность этих явлений, как и где они образуются, когда оказываются полезными, когда катастрофическими, каковы их экологические и экономические последствия, как их использовать и как с ними бороться, то подробнее об этом вы сможете прочитать в книге Марка Софера «Занимательно о погоде». Это уже 2-е, дополненное издание, объемом 250 стр.
Марк Софер
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News