Герои боев и сражений К 70-й годовщине Победы - ForumDaily
The article has been automatically translated into English by Google Translate from Russian and has not been edited.
Переклад цього матеріалу українською мовою з російської було автоматично здійснено сервісом Google Translate, без подальшого редагування тексту.
Bu məqalə Google Translate servisi vasitəsi ilə avtomatik olaraq rus dilindən azərbaycan dilinə tərcümə olunmuşdur. Bundan sonra mətn redaktə edilməmişdir.

Герои боев и сражений К 70-й годовщине Победы

Окончание. Начало в № 533

Артиллерийской батареей командовал старший лейтенант Исаак Ваксман, на плотах форсировавший Днепр со своими пушками в ноябре 1943 года. Он бесстрашно отражал атаки немцев, подбил 4 танка и погиб, не отступив ни на шаг на крохотном плацдарме. Иосиф Ефимович Чайковский также был старшим лейтенантом, командиром артиллерийской батареи, когда в феврале 1945 года у Познани стал к орудию и подбил два танка, подпустив их почти вплотную, но огнем третьего был сражен.

Легендарный подвиг совершил во время наступления немцев на Москву солдат — заряжающий противотанковой пушки Ефим Анатольевич Дыскин. В бою под Рузой, оставшись один у последнего орудия своей батареи, он вступил в неравный бой с немецкими танками. Он не был наводчиком, но стал к орудию, сам заряжал, наводил, сам стрелял. Был трижды ранен, но сражался и подбил семь танков. Затем его ранило в четвертый раз, и он очнулся уже в госпитале. Указ о присвоении Ефиму Дыскину звания Героя вышел в апреле 1942 года, но посмертно, ибо в полку его сочли убитым. Нет, не умер, выжил солдат.

А Григорий Соломонович Гарфункин был разведчиком, рядовым. Он одним из первых переправился через Днепр осенью 1943 года и уже возвращался с товарищами из разведки, когда их обнаружили немцы. И тогда Григорий сказал: «Идите ребята, я прикрою», лег за пулемет и огнем сдерживал немцев. Разведчики переправились, доставив важные сведения, а Гарфункин погиб, но обеспечил их отход.

Там же, на Днепре, первым в дивизии переправился со своим отделением противотанковых ружей младший сержант Семен Григорьевич Гельферг. И стоял до конца, обеспечивая переправу батальона. Лично подбил два танка, возглавил контратаку стрелковой роты, потерявшей командира, и в этом бою был убит.

На Днепре же геройски сражался и лейтенант Давид Абрамович Кудрявицкий, чья рота первой в полку форсировала Днепр и стойко отражала все атаки немцев. Давид был трижды ранен, но не вышел из боя. Он поднял свою роту в контратаку, повел ее за собою, отбросил немцев. Он был убит. Он не уронил чести своего славного имени — Давид!

Здесь рассказано только о некоторых воинах-евреях, которым за их подвиги звание Героя Советского Союза было присвоено посмертно. Но еще больше было таких, кто получил это звание и продолжал сражаться — умело, мужественно и доблестно.

Можно назвать старшего сержанта Исая Иллазарова, который повел свою роту в атаку, когда командир был убит; сержанта Ефима Израилевича Златина, чьи минометчики отразили множество атак на плацдарме за Днепром. Не уступает этому подвигу и то, что сделал младший лейтенант Николай Моисеевич Молочников, который подбил три танка и два штурмовых орудия и пять часов, раненый, огнем из пулемета отражал немецкие атаки.

Приведенные здесь сведения о Героях и примеры их боевой доблести позволяют вполне беспристрастно оценить подвиги евреев, которым было присвоено это звание. Безусловно, они — наиболее отличившиеся в боях с фашистами, но несомненно и то, что таких было еще много, а этим просто сопутствовала удача, их заметили, представления на звание Героя дошли до Кремля, а там по каким-то соображениям решили присвоить такое звание евреям.

Хочу рассказать также о евреях — кавалерах ордена Славы всех степеней, как говорили в старину — кавалерах полного банта этого ордена. Чтобы получить все три ордена Славы, воин должен был совершить не один, а три подвига. Причем, согласно орденскому статусу, это были весьма выдающиеся, самоотверженные подвиги. К примеру: спасти знамя части, лично уничтожить до 50 солдат и офицеров противника, подбить ручными гранатами три танка, сбить самолет, захватить офицера с важными сведениями или документами, ворваться в ДОТ или ДЗОТ и уничтожить его гарнизон и так далее.

А чтобы стать полным кавалером, такой подвиг нужно было совершить трижды. Таким образом, становится совершенно очевидным, что в этих подвигах не могло быть места случайности, и тот, кто имел полный бант ордена Славы, был человеком неустрашимым и недюжинного боевого мастерства.

Есть и еще одна особенность этого ордена. Он был учрежден в ноябре 1943 года, и, значит, тем, кто получил полный бант, отводилось на это чуть больше полутора лет. Кроме того, орден Славы — солдатский, им награждались только рядовые, сержанты и младшие лейтенанты — летчики, в сущности — те же солдаты. Поэтому-то кавалеров всех степеней ордена Славы во много раз меньше, чем Героев Советского Союза.

Евреев, которым были вручены все три ордена Славы, всего 13 человек. В их числе пять пехотинцев, четыре артиллериста, два сапера и два связиста. Из них трое погибли в бою, шестеро умерли после войны и в прошлом году были живы только четверо. Что ж, время берет свое, и перед ним бессильны даже самые легендарные герои. Считаю, все они достойны, по крайней мере, чтобы назвать их имена:

– сержант-связист Блат Леонид Давидович

– сержант-сапер Богорад Григорий Абрамович

– сержант-пехотинец Бурман Семен Меерович

– старший сержант — разведчик Гизис Нахман Лазаревич

– сержант-сапер Глобус Лев Давидович

– ефрейтор-связист Заманский Борис Наумович

– ефрейтор-разведчик Минкин Ефим Львович

– старшина-пехотинец Пеллер Владимир Израйлевич

– старший сержант — разведчик Рот Эдуард Нахумович

– старшина-артиллерист Сепиашвили Илья Давидович

– старшина-артиллерист Сидлер Давид Маркович

– ефрейтор-артиллерист Шапиро Шмуэль Зискович

– сержант-пулеметчик Шилингер Семен Эльяшевич.

Но, говоря о героизме, о подвигах на поле боя, по праву следует вспомнить и о воинах, не награжденных «Золотой Звездой», но тем не менее героями являющихся. И, может быть, это даже больше соответствует нашему понятию о героизме как черте характера человека, его поведении в экстремальных условиях и в смертельной опасности.

Еще 27 июня 1941 года, задолго до Гастелло, старший лейтенант Исаак Зиновьевич Пресайзен направил свой подбитый самолет на немецкую танковую колонну. А 17 января 1944 года так же поступил командир эскадрильи капитан Исаак Аронович Иржак. Но не получили звания Героя оба Исаака, видать, неблагозвучными показались высшему начальству их еврейские имена.

Однако евреи сражались не менее мужественно во всех родах войск. И далеко не все из них были награждены. Классикой стойкости в бою стал знаменитый Дом Павлова, названный так по имени его командира, который со своим немногочисленным гарнизоном почти два месяца удерживал этот дом, вернее — его развалины в Сталинграде. Много написано о стойкости защитников этого дома, о том, что среди них были бойцы разных национальностей. Но нигде не найдешь даже упоминания, что в числе трех последних бойцов, сражавшихся в 58-й день героической обороны, был еврей — сержант Идель Яковлевич Хаит. Он выстоял в этом доме всю его оборону и в последний ее день был убит.

Не стал Героем и рядовой 679-го стрелкового полка Абрам Исаакович Левин, который в бою за село Холмец Калининской области еще 22 февраля 1942 года закрыл своим телом амбразуру ДЗОТа. Было это, кстати, за год до подвига Матросова. Абрама Исааковича Левина за его великий подвиг наградили посмертно всего лишь орденом Отечественной войны в 1967 году, через 25 лет. Закрыл своим телом амбразуру сержант Тевье Райз, получил 18 пулевых ранений, но выжил и был награжден орденом Славы.

Давид Ефимович Нехамин встретил врага в небе Украины уже в первый день войны. Он летал до последних ее залпов, сбил и уничтожил на земле 24 германских самолета, дважды представлен к званию Героя, но не получил его. Хотя, по положению, звание Героя Советского Союза присваивалось летчикам, уничтожившим от 10 до 15 самолетов противника.

Дважды за героический подвиг был представлен к званию Героя Советского Союза начальник штаба дивизии полковник Владимир Гоникман. Артиллерист, командир гаубичной батареи капитан Роман Куперштейн, проявивший отвагу вплоть до самоотверженности в боях, также представлялся к званию Героя дважды. Командир 342-го гвардейского тяжелого самоходного артиллерийского полка полковник Семен Фишельсон «за героические подвиги, высокое мастерство в управлении огнем своих батарей и проявленные при этом доблесть и мужество» к званию Героя Советского Союза представлен был трижды. Ни один из этих доблестных воинов тем не менее «Золотой Звезды» не получил.

По далеко неполным данным, к званию Героя Советского Союза во время войны были представлены, но не получили это звание более 50 еврейских воинов. Пусть же не забыты будут имена этих евреев, да будет наградой им благодарная память потомков!

С чувством сожаления заканчиваю эту главу. Не хочется расставаться с рассказом о героизме евреев в борьбе с заклятым врагом. Но эта тема сама по себе может — и должна! — стать предметом отдельной книги, ибо примеров мужества евреев, их презрения к смерти бесчисленное количество, и все хотелось бы сохранить, довести до памяти тех, кто прочтет эти строки.

Из книги «Еврейский щит СССР»

Разное
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News


 
1058 запросов за 1,035 секунд.