Военачальники-евреи перед Великой Отечественной войной. К 70-й годовщине Победы
Приближалась война с немецкими нацистами, а Вторая мировая уже полыхала в Европе, и в Красной Армии с тревогой следили за победами вермахта. Однако в силу обстановки, репрессий, обрушившихся на командный состав, и приторно-дружественного отношения к немецким фашистам никто не решался, непредвзято проанализировав ход боевых действий на Западе, предсказать динамику грядущих сражений и выработать план эффективных мероприятий в предвидении неизбежной войны с немцами.
Военные неудачи Красной Армии в войне с Финляндией, где она имела колоссальный перевес над противником в численности, а добиться ограниченной победы смогла только ценой огромных потерь, были напрямую связаны с кампанией репрессий в СССР, число жертв которой, по некоторым данным, превысило семь миллионов человек. Эти люди были расстреляны или погибли в лагерях ГУЛАГа в период с 1937 по 1940 год.
В те годы до 80 процентов военачальников, начиная от командира батальона и выше, были арестованы и не менее 40 тысяч из них расстреляны. А в основном это были опытные и умелые войсковые командиры. Среди них евреев, в том числе занимавших ключевые посты в военной иерархии, — 159 человек, что составляет почти 95 процентов их общей численности.
К сожалению, я не располагаю данными о евреях-командирах, которых убили не сразу, а направили на каторгу в ГУЛАГ. Думается, их было немало, ибо евреев в годы репрессий не щадили, истребив и пересажав почти всех, кто отличился в Гражданской войне.
Тем не менее к началу войны с немцами в Красной Армии все же сохранились еще военачальники-евреи. Было их 28 человек: генерал-полковник Штерн, генерал-лейтенант Смушкевич, 24 генерал-майора и 2 контр-адмирала. Все они получили эти звания в мае 1940 года, когда были в СССР установлены генеральские и адмиральские чины.
Перед немецким вторжением военачальники-евреи находились на следующих должностях: начальник инженерных войск Красной Армии — Леонтий Захарович Котляр, начальник штаба Харьковского округа — Владимир Яковлевич Колпакчи, командующий армией — Юдель Леонтьевич Городинский, заместители командующих армиями: Александр Алексеевич Бургафт, Григорий Алексеевич Зусманович, Александр Маркович Крупников, начальник штаба армии — Зиновий Захарович Рогозный, командиры механизированных корпусов: Михаил Григорьевич Хацкилевич, Семен Моисеевич Кривошеин и Михаил Львович Чернявский, командиры стрелковых корпусов: Родион Яковлевич Малиновский, Иосиф Григорьевич Рубин и Рафаил Павлович Хмельницкий, начальник артиллерии армии — Яков Исаакович Броуд, начальник штаба корпуса — Лев Самойлович Березинский, командиры стрелковых дивизий: Анатолий Иванович Андреев, Исай Яковлевич Бабич, Лазарь Ефимович Фишман, командир авиационной дивизии — Зиновий Максимович Померанцев, начальник танкового училища — Михаил Львович Горрикер, начальник района ПВО — Григорий Михайлович Кобленц, начальник оперативного отдела штаба ВВС Красной Армии — Борис Львович Теплинский, начальник технического управления штаба ВМФ — Александр Григорьевич Орлов, командир Новороссийской военно-морской базы — Александр Петрович Александров, командир Рижской военно-морской базы — Павел Алексеевич Трайнин.
Кроме того, бригадами командовали 46 евреев в звании полковника и подполковника, полками — 63 еврея в звании от полковника до капитана включительно.
Но генерал-полковник Григорий Штерн и генерал-лейтенант Яков Смушкевич во время германского вторжения томились в лубянских подвалах, подвергаясь непрерывным избиениям.
Сколько евреев было на фронте
21 июня 1941 года в штабах германских групп армий был получен кодовый сигнал «Дортмунд», и ровно в три часа тридцать минут тремя огромными потоками на фронте от Балтийского моря до Карпат немецкие войска хлынули через границу СССР. Вторая мировая война пришла в Советский Союз, руководитель которого Сталин был одним из главных виновников ее начала. Война продолжалась для народов СССР более четырех лет, принесла огромные разрушения и людские потери.
Согласно предвоенным переписям, население СССР насчитывало около 200 миллионов человек. Учитывая, что почти три года до 70 миллионов находилось на оккупированной территории и не могло быть призвано в армию, и принимая во внимание, что истинное количество погибших нам так и не стало известно, «мобилизационное напряжение» СССР даже сейчас можно определить только весьма приблизительно.
Таким термином в штабной практике принято называть процент, составленный призванным контингентом от общей численности населения страны. С учетом времени оккупации «мобилизационное напряжение» в СССР составило в среднем немногим более 20 процентов, превысив, таким образом, норматив для развитого государства вдвое.
Эта статистика в данном очерке совершенно необходима, чтобы проверить наконец с цифрами в руках столь распространенное утверждение антисемитов: советские евреи, как, впрочем, и несоветские, не принимали участия в боевых действиях против немецких фашистов. В то время как нацисты уничтожали миллионы их соплеменников, советские евреи всеми путями прятались от фронта, они «сидели в Ташкенте», а русские и другие спасали их братьев и освобождали Родину. Евреи, дескать, шкурники и трусы, они не умеют воевать и боятся боя, даже если речь идет о собственном спасении. Таковы в общем виде распространенные в России, да и не только там, взгляды антисемитов и множества других неосведомленных людей на роль евреев во Второй мировой войне.
В этой книге такая роль рассмотрена и проанализирована на основании документальных архивных сведений и статистических выкладок. Начать необходимо, отталкиваясь, прежде всего, от количества еврейского населения из 5,2 миллиона, которые проживали в СССР до войны. Число евреев, сумевших спастись, уйдя от немцев в глубь страны, вместе с ранее проживавшими там, составило примерно 2,4 миллиона человек. Именно эту цифру мы и примем как точку отсчета.
Согласно справке Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации в Подольске, в ходе советско-германской войны в войсках насчитывалось около 501 тысячи евреев, в том числе 167 тысяч офицеров и 334 тысячи солдат, матросов и сержантов. Следовательно, «мобилизационное напряжение» советских евреев составило в среднем 20 процентов. Иначе говоря, в армии в годы войны служил каждый пятый еврей, считая всех: мужчин и женщин, детей и стариков. И если сравнивать этот уровень участия в вооруженной борьбе с общим показателем, то он не уступит ему. Следовательно, евреи Советского Союза свой воинский долг в годы войны исполнили не с меньшим напряжением, чем остальное население.
Итак, россказни о том, что евреи не воевали, скрывались от фронта, полностью опровергаются объективными данными армейского архива и представляют собой типичную юдофобскую клевету.
Есть и еще одно антисемитское утверждение, с помощью которого пытаются обесценить очевидный факт массового участия евреев в боевых действиях. Злопыхатели заявляют, что евреев не было на передовой, они, мол, отирались в тылах, они не были солдатами, сержантами и офицерами в боевых подразделениях. Евреи, дескать, в армии были поварами и парикмахерами, артистами, музыкантами и интендантами, тыловиками, штабными крысами, в лучшем случае врачами в госпиталях. И поэтому евреи на фронте не понесли потерь, все их жертвы от фашистов начинаются и кончаются теми, кого, как скот на убой, гнали в лагеря уничтожения. Такое, кстати, утверждает и Александр Солженицын во втором томе книги «Двести лет вместе».
Это измышление также полностью опровергается цифрой безвозвратных потерь. По данным Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, за годы войны погибло в боях, умерло от ран и болезней, пропало без вести 198 тысяч военнослужащих-евреев. Это составляет 39,6 процента от их общего количества. Такие потери нельзя понести, сидя в тылу на теплых местечках. Это еще одно подтверждение, что евреи сражались в боевых порядках, на переднем крае, на тех же позициях, что и остальные воины.
Можно также сравнить безвозвратные потери еврейских солдат и офицеров с такими же потерями советских вооруженных сил в целом. Согласно справке Генштаба и Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации под названием «Баланс списочной численности личного состава ВС СССР в период Великой Отечественной войны», безвозвратные потери равны 8 миллионам 668 тысячам военнослужащих. По отношению к их общей численности в годы войны это составляет немногим более 25 процентов. Вот и сравним безвозвратные потери, общие и еврейские — 25 и 39,6! Сухие эти и вроде бы невыразительные цифры неопровержимо свидетельствуют: евреи сражались храбро и самоотверженно, и сам факт их относительно высоких боевых потерь говорит о том, что были они не в тылу, а на переднем крае.
Но возникают и другие вопросы: как дрались с нацистами еврейские воины, каков был уровень их боевого мастерства, ибо воевать можно по-разному? Может, и гибли евреи из-за своей военной некомпетентности? И кем были они в этой войне, какие военные профессии имели, какие должности занимали? Были ли среди евреев военачальники высоких степеней, полководцы, чьи решения и действия определяли судьбу боя и сражения?
Из книги «Еврейский щит СССР»